Больше всего сотрудникам российских компаний не хватает цифровых навыков. Об этом заявили 44% российских работодателей.
© ComNews
12.08.2021

Такие данные приводят Microsoft и Ancor по итогам исследования.

24% сотрудников сообщили, что digital skills в их профессии крайне важны. Кроме того, эксперты наблюдают рост потребности в цифровых компетенциях: они приближаются по важности к hard и soft skills и даже опережают "мягкие" навыки по привлекательности инвестиций. 67% сотрудников готовы вкладываться в развитие своих digital skills.

Самый заметный дефицит цифровых навыков наблюдается среди специалистов в индустрии здравоохранения. При этом данный сектор входит в тройку отраслей с самыми высокими требованиями к цифровым компетенциям сотрудников наряду с консалтингом и розничной торговлей.

Сотрудники и руководители солидарны, что навыки необходимо существенно обновлять хотя бы раз в три года для соответствия современным технологиям и потребностям компании. Более 53% руководителей считают оптимальным периодом обновления навыков период один-два года.

В рамках исследования digital skills разбивались на три основных уровня: базовый уровень (e-mail, знание базовых программ, компьютерная грамотность), средний уровень (цифровой маркетинг, графический дизайн, базовое знание языков программирования, использование продвинутых программ для конкретных целей компании) и продвинутый уровень (искусственный интеллект, машинное обучение, Big Data, интернет вещей, виртуальная реальность, продвинутое использование языков программирования).

В отчете подразумевается владение digital skills на продвинутом уровне.

Digital skills крайне важны в производстве, управлении персоналом, маркетинге, финансах и продажах. Исследование проводится первый год, поэтому нет данных, как изменилась статистика по прошлым годам.

Директор департамента специальных проектов hh.ru Виталий Терентьев отмечает, что сегодня цифровизация ускорила преобразования на рынке труда: активное внедрение цифровых технологий в рабочие процессы компаний не только стимулирует развитие экономики, но и позволяет компаниям строить успешный бизнес на сверхскоростях, где во главу угла становится умение находить и использовать данные.

Эксперт подчеркивает, что в связи с цифровой трансформацией меняется и значимость высшего образования. На смену ему приходит важность конкретных навыков, появляется дефицит ИТ-специалистов, компании вынуждены создавать свои образовательные программы и курсы для закрытия своих потребностей и формирования кадровых резервов и многое другое. Поэтому на первый план сегодня выходит как цифровая грамотность, так и цифровые навыки, которые позволяют работодателям быстрее и эффективнее находить нужных сотрудников на рынке труда. Следовательно, можно предположить, что наличие цифровых навыков необходимо будет выделить в отдельную категорию в перспективе.

"Под цифровыми навыками мы понимаем способность людей использовать цифровые устройства, коммуникационные приложения и сети для доступа к информации и управления ей. Конечно же, в первую очередь цифровые навыки необходимы техническим специалистам, создающим новые технологии и стратегии их разработки. При этом не менее важно и наличие digital skills у "нетехнических" категорий специалистов, чтобы в рамках своей позиции внедрять новые разработки", - считает Виталий Терентьев.

Платформы отчетности, цифровая аналитика, роботизированные call-центры, конференц-платформы - все это, как отмечает Виталий Терентьев, стало реальностью для большинства маркетологов, бухгалтеров, служб поддержки клиентов, юристов и секретарей.

Сегодня для рекрутеров наиболее значимо, чтобы цифровыми навыками в первую очередь владели специалисты с техническим образованием, - они находятся на втором месте по важности среди других навыков, необходимых работодателям (49%). При этом для специалистов с нетехническим образованием углубленные цифровые навыки находятся на предпоследнем месте (10%). Для специалистов сферы продаж навык находится на уровне 8%. Цифровые навыки, по мнению рекрутеров, для административного персонала почти незначимы (3%), делится результатами исследования hh.ru Виталий Терентьев.

Он отмечает, что сегодня цифровые и информационные технологии занимают первое место в списке потенциальных карьерных путей. Вероятно, это объясняется не только расширением возможностей в этих областях и в целом высоким уровнем оплаты труда, но и экономической неопределенностью, вызванной пандемией COVID-19. Работники почти каждой отрасли уже начали беспокоиться, что могут потерять рабочие места из-за развития технологий.

"Поэтому многие люди готовы или полностью изменить свою карьеру, или пройти переподготовку. При этом абсолютное большинство хотели бы в будущем "прокачать" свои навыки или получить новые (98%). Так, согласно исследованию BCG и The Network при участии hh.ru, более 20% респондентов по всему миру, работающих в креативной сфере или сфере искусства, медиа и консалтинга, заявили, что готовы переквалифицироваться для работы в цифровой сфере. По России цифры еще выше: например, из креативной сферы и сферы искусства желают перейти в цифровую 24%, а из научно-исследовательской - 48%", - подчеркивает Виталий Терентьев.

В пресс-службе Kontakt InterSearch Russia отмечают, что на сегодняшнем рынке востребованы высококомпетентные сотрудники в сфере ИТ-разработки, digital-маркетинга, e-commerce. Значимость digital skills повышается и в других сферах - пандемия ускорила процессы цифровизации бизнеса. Гибридный, а иногда полностью удаленный формат работы вывели на первый план умение разбираться в новых технологиях.

По данным исследований Kontakt InterSearch Russia, 31% работодателей отмечают цифровую грамотность кандидата при рассмотрении его кандидатуры на позиции в топ-менеджменте. Также важны адаптивность, мультизадачность и способность быстро обучаться. Сейчас digital skills - это не только базовое умение пользоваться компьютером и офисными программами, это еще и цифровой этикет, понимание основ безопасности в Сети, знание таск-трекеров и т.д. Учитывая текущие тенденции, есть основания полагать, что цифровые инструменты будут развиваться, постепенно заменяя привычные традиционные. Это означает лишь то, что digital skills сотрудников и кандидатов всегда будут оцениваться наравне с другими компетенциями, будь то soft или hard skills.

Директор по административно-кадровым вопросам и социальной политике ИТ-компании "Крок" Любовь Трунина отмечает, что прогресс в области искусственного интеллекта, цифровизации и автоматизации значительно изменил характер рабочих мест сотрудников, и сегодня digital skills стали необходимостью как для бизнеса, так и для общества. Однако во многих странах цифровые навыки сотрудников до сих пор находятся на низком уровне. Индекс цифровой экономики и общества (DESI) показывает, что у четырех из 10 взрослых и одного из трех сотрудников в Европе нет базовых цифровых навыков. Также согласно исследованию, существует низкое представительство женщин в местах, связанных с технологиями: только одна из шести специалистов работает в ИТ.

Любовь Трунина подчеркивает, что во время COVID-19 цифровые навыки оказались ключевым фактором восстановления экономики. Digital skills стали базовыми инструментами для доступа к основным услугам удаленной и совместной работы. В то время как многие справляются с последствиями пандемии с помощью цифровых технологий, взрослые люди, не имеющие представления о базовых digital-инструментах, подвергаются риску цифровой изоляции. Если мы хотим построить современное общество, прямо сейчас необходимо преодолеть цифровой разрыв за счет улучшения digital skills как среди молодежи, так и представителей взрослого поколения.

Руководитель направления "Дистанционное обучение" учебного центра Softline Ирина Янова отмечает, что в настоящее время digital skills имеют огромное значение для получения любой профессии или развития компетенций в своей сфере работы. Решающую роль категория цифровых навыков оказывает в контексте развития цифровой экономики. Молодому поколению, кто только выбирает профессию, цифровые навыки просто необходимы. Это поможет преуспеть в карьере, повысить критическое мышление, креативность и умение решать сложные задачи.

"В первую очередь хотелось бы отметить, что digital-навыки - это компетенции, набор которых порой зависит от того, чем занимается компания. Наверное, секретом не будет, если я скажу, что особые требования предъявляются к тем, кто работает в ИT-сфере. На рынке труда спрос на таких специалистов достаточно высок. Привлечение в компанию сотрудников, имеющих набор digital-навыков, является гарантией конкурентоспособности компании", - подчеркивает Ирина Янова.

Она отмечает, что учебный центр Softline уже второй год подряд принимает участие в национальном проекте "Цифровая экономика". По данным экспертов национального проекта, сейчас цифровыми навыками обладают лишь 27% трудоспособного населения России. Поэтому работодатели сейчас все чаще направляют своих сотрудников на повышение квалификации или профессиональную подготовку. Таким образом, это помогает растить собственные кадры внутри компании, удерживать работников, ведь параллельно повышается собственная ценность сотрудников.

"Мы не готовы оценивать весь рынок в цифрах, скорее приведем пример из опыта. В настоящее время более половины сотрудников нашей компании обладают или стремятся к тому, чтобы обладать как можно бóльшими digital skills в соответствии с требованиями рынка и бизнес-задачами компании. Стать сразу digital-специалистом сложно", - подчеркивает Ирина Янова.

Она уверена, что в масштабах страны необходимо организовать единые стандарты для понимания, кто такой digital-специалист, какие требования к таким специалистам будут предъявлены, в какой области и как их обучать (формат и программы обучения, мировые практики и опыт), корректировка программ высшего образования, развитие ИТ-инфраструктур в компаниях, поддержка государства. Если национальные проекты и федеральные программы по диджитализации получат быстрый отклик от рынка, то однозначно уровень таких специалистов в России возрастет.

Новости из связанных рубрик