Игорь
Седов

руководитель сервиса видеонаблюдения "Мой двор"
© ComNews
04.10.2021

Лето 2021 года прошло под знаком обсуждения будущего рынка видеонаблюдения в России. Правительство анонсировало Национальную платформу видеонаблюдения, которая объединит в единую информационную систему все государственные камеры в стране. Игорь Седов, руководитель сервиса видеонаблюдения "Мой двор", делится с ComNews мнением о проекте, который даже по мировым меркам выглядит впечатляющим.

Масштаб проекта может пугать. После его анонсирования опубликован доклад международной правозащитной группы "Агора" с недвусмысленным названием: "Распознавание лиц: предчувствие антиутопии". В нем сделан акцент на возможные утечки информации и угрозу приватности граждан.

Во многом такие опасения - следствие того, что официальной информации в публичном поле о предстоящих планах немного. Предположу, что детали по стратегическому развитию отрасли еще находятся в стадии регулирования и будут изменены, исходя из мнения профессионалов и участников рынка. Косвенно на это указывают и комментарии со стороны, например, представителей Госдумы, заявляющих в СМИ, что связанные с платформой вопросы "нуждаются в анализе".

При обсуждении перспектив видеонаблюдения есть несколько аспектов - правовая и техническая часть реализации, вопросы безопасности, а также этический момент. Последний, по моему мнению, уже не столь актуален и напоминает разговоры о событиях минувших дней. Согласно данным исследования TelecomDaily, Россия находится на третьем месте в мире по количеству камер на душу населения.

Россияне фактически привыкли к незримому присутствию в их жизни камер наблюдения, это не вызывает негативной общественной реакции, как в некоторых западных странах. По оценкам того же исследования, только треть камер находятся в государственной собственности, остальное принадлежит коммерческим структурам и физлицам. По моим ощущениям, соотношение еще выше в пользу последних.

Более того, зачастую именно сами граждане являются инициаторами установки камер. Характерный пример - Оренбург, где по инициативе жителей с 2018 года установлено 3000 камер во дворах и внутри подъездов многоквартирных домов, и теперь каждый имеет прямой доступ к архивным записям и видеотрансляциям. Если не брать в расчет Москву, то это огромное количество в таком виде собственности и формате использования.

Остановлюсь на технической части реализации Национальной платформы видеонаблюдения. На аспектах, которые выпадают из обсуждения, и мифах, неизбежно возникающих при нехватке официальной информации.

Сейчас для работы городской камеры необходима оптическая сеть, чтобы видео доставлялось в ЦОД, - это очень существенные нагрузки на сети.

Ключевой революционный пункт - заявленное в проекте использование камер, способных анализировать и распознавать лица "на лету", без передачи всего видеопотока в ЦОД. Сами по себе такие камеры, конечно, уже существуют, но в таких масштабах их никто не устанавливал, поэтому уже на начальной стадии проект оценивается в колоссальные 250 млрд рублей.

Концептуально предложенная система выглядит интересной.

Камеры уже давно работают с избыточной процессорной мощностью, поэтому в них вполне можно разместить всю аналитику. Тем самым будет достигнута экономия - как на серверных мощностях, так и на трафике. Плюс должно вырасти качество распознавания, поскольку система будет работать с изображением, полученным напрямую с матрицы. Оно не будет декодировано при передаче данных на сервер, следовательно не появятся артефактов на изображении.

Потенциал у такого подхода очень большой. Даже при каких-то проблемах со связью камера может накапливать тревожные события в своей внутренней памяти и, как только связь возобновляется, передать всю информацию на сервер. Для такого объема данных можно спокойно использовать каналы 3G. Пусть это будет чуть медленнее, но издержки на строительство и поддержание работоспособности будут в разы меньше. Соответственно, камера может анализировать все что угодно: задымление, затопление, пожар - и информировать соответствующие спецслужбы. Кейсов использования просто вагон и маленькая тележка.

Теперь что касается рисков и сложностей реализации.

Одна из основных сложностей, с которыми придется столкнуться - это исполнение на местах. Многое будет зависеть от человеческого фактора и уровня профессионализма. Условно говоря, установленная камера может не учитывать погодные условия или сезонность. Например, засвет при восходе и закате солнца или расположение под местом регулярного обвала снега с крыши дома. Профессионалов, способных грамотно спроектировать место установки, не так много в масштабах страны. В результате эффективность работы может быть ниже, чем хотелось бы.

Еще один риск - обслуживание. Без него через три-четыре года система превратится в кучу кирпичей - камеры, которые просто висят, но не работают, как в популярных городских байках. Поэтому к той огромной сумме на установку нужно еще прибавить средства на регулярное обслуживание в дальнейшем.

Иногда возникают предположения об интеграции в данную систему камер, находящихся в коммерческом и частном использовании, которых, я напомню, на рынке большинство. На мой взгляд, это абсолютно нереализуемо на практике. Камеры, которые используются коммерческим сегментом, в подавляющем большинстве случаев намного проще и просто технически не могут поддерживать протоколы защиты, распознавания лиц и всего остального.

В обсуждениях звучат и некоторые опасения, связанные с использованием системы в личных целях. Но это уже вопрос не технического плана.