На фоне роста объемов онлайн-продаж в ряде сегментов ритейла в течение ближайших лет ожидается существенная трансформация функций торгового пространства. По оценкам компании Lasmart, которая проводила исследование, данный тренд будет развиваться. В ближайшие годы некоторые категории магазинов почти полностью перейдут в формат "шоурум с платформой для заказа плюс пункт выдачи покупок" с сохранением минимального ассортимента, предназначенного для оффлайн-продаж. По мнению экспертов, не все так однозначно.

Константин
Скурат
© ComNews
20.10.2021

Специалисты Lasmart уверены, что в ближайшие два года у ряда категорий арендаторов в ТРЦ, моллах и гипермаркетах доля физической покупки будет составлять порядка 10-15% от общего объема. При этом эксперты не ожидают снижения трафика покупателей, так как полагают, что привычные им магазины среднего ценового сегмента в ТРЦ и гипермаркетах сохранят свою привлекательность, но только как витрина, место принятия решения и пункт выдачи заказов, а в качестве основных трафикогенераторов торговых центров будут выступать мировые верифицированные бренды, расширенный сегмент общепита и entertainment.

"Рассматривая этот тренд, я бы не стал ставить знак равенства между ставшими уже классическими онлайн-продажами и тем типом покупки, развитие которого мы ожидаем в ближайшие три-четыре года. - утверждает директор по развитию компании Lasmart Георгий Смирнов, - здесь мы имеем дело с новой рыночной реальностью, когда речь идет о том, что магазины все больше становятся витриной, местом принятия решения о покупке и получения заказа, чем местом, где совершается непосредственная покупка".

В пресс-службе Группы "М.Видео-Эльдорадо" отметили, что компания трансформируется из традиционного ритейлера в технологическую компанию с развитой розницей, где в основе стратегии лежит концепция гибридного ритейла, созданная на базе технологической платформы OneRetail. Она объединяет сайт, мобильные приложения для продавца и покупателя в общее пространство, где можно бесшовно перемещаться из онлайна в офлайн и обратно, а все операции доступны через смартфон.

"Несмотря на рост и высокую долю онлайн-продаж, магазины остаются ключевой точкой контакта с клиентами, местом знакомства с инновациями, порядка 85% покупателей используют магазины для выбора и покупки техники. На данный момент в каждом из более 1100 магазинов компании действуют активные зоны с открытой выкладкой, где посетители могут убедиться в качестве, оценить дизайн и протестировать технические новинки и популярные модели – от домашней техники до гейминга и смартфонов. Выбор и приобретение техники становятся ожидаемым событием, поэтому мы превращаем свои магазины в шоурумы, а наши продавцы готовы оказать персонализированную консультацию и помочь с выбором", - говорят в "М.Видео-Эльдорадо", отмечая, что консультанты через свое приложение авторизуют покупателей и могут сформировать заказ и выслать ссылку на онлайн-оплату, причем имеется возможность сравнения товаров по различным характеристикам, а также клиенты компании, могут из дома воспользоваться сервисом видеоконсультаций.

Как отмечает аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын, крупные магазины, которые рассчитывают на очное посещение, будут поддерживать шоурумы. Эксперт говорит о том, что уже сейчас в сетевом магазине электроники и бытовой техники скажут, что на полках – лишь часть их ассортимента, а основное – в интернет-магазине. Он полагает, что доступные решения, включая шоурумы, постепенно появятся для всех магазинов, которые останутся в бизнесе и могут просто стать частью сервисов, предоставляемых ТЦ и моллами.

"Шоурум станет тем местом, где потребители будут знакомиться с новыми товарами, ожидая выдачи заказа. Поскольку многие товары будут заказываться со склада, освободится место для больших и сложных изделий, на знакомство с которыми требуется время", - подчеркивает Леонид Делицын,

На вопрос корреспондента ComNews о затратах на оснащение магазина шоурумом, Георгий Смирнов из Lasmart ответил, что некоторые краудфайндинговые платформы приводят цифры порядка $2 млн, не включая затраты на защиту.

По мнению Леонида Делицына, шоурум в среднем окупится через полгода.

Из преимуществ "магазина-витрины" аналитик "Фридом Финанс" Антон Скловец выделяет то, что он помогает собирать статистику запросов, пожелания клиентов, экономит время, помогает анализировать эффективность разных каналов взаимодействия с покупателями.

"Шоурумы в первую очередь увеличат продажи новых товаров, про которые потребитель не знает. Их функция: осведомить потенциального покупателя, о том, что появился новый вид товара, заинтересовать его, дать купон на покупку, предложить скидку, сделать промо-предложение", - резюмирует Леонид Делицын.

На сегодняшний день флагманом трансформации ритейла в сторону новой концепции продаж, по данным компании Lasmart, является сегмент DIY. По утверждениям специалистов, порядка 60% покупок совершается онлайн, включая онлайн-покупки с физическим присутствием покупателя в магазине. В некоторых товарных категориях данного сектора (например, электротехника) почти 80% ассортимента присутствует на полках в виде единичных образцов, не предназначенных для продажи.

Среди сегментов, наиболее ориентированных на смену функционала торговых залов в ближайшем будущем, эксперты называют сантехнику, мебель, фурнитуру, дизайн, декоративную косметику и парфюмерию. Трансформация торгового пространства пока отложена во времени для fashion-операторов; специалисты считают, это связано с необходимостью доработки программных решений, позволяющих витруализировать процесс примерки с высокой степенью точности.

Специалисты Lasmart уверены, что пропорции арендопригодных торговых площадей претерпят изменения в сторону уменьшения подсобно-складского пространства в связи с отменой необходимости хранения большого товарного запаса и увеличения размера торгового зала под расширенное экспонирование и комфортную зону ожидания товара.

Руководитель направления по работе с ритейлом Accenture в России Алексей Сидоров говорит о том, что главное - не трансформация самой торговой площади, а то, что находит отражение в функциях поддержания нового типа ведения бизнеса, а это — в первую очередь, сильная логистика и хорошее прогнозирование.

"Оффлайн-магазины скорее будут трансформироваться в магазины с "бесконечной" полкой. В этом формате есть основной ассортимент и компьютер (планшет, специальная полка из экранов), на котором можно заказать то, чего не лежит на обычной полке и дальше забрать удобным покупателю способом. Это будет работать для товаров, которые не надо физически оценить (примерить, попробовать, сравнить реальный цвет). Но главный вопрос — а зачем за такими товарами ехать в ТЦ, если их можно заказать с доставкой на дом или в ПВЗ прямо из дома, никуда не выезжая", - резюмировал Алексей Сидоров.

Директор по развитию цифровых решений ИТ-компании "Крок" Алексей Сидорин добавляет, что в борьбе за покупателя одна из главнейших задач ритейлера – создать позитивный клиентский опыт. Развитие виртуальных корзин в физических торговых точках будет актуально для ограниченного ряда товарных категорий, например, для тех товаров, перед покупкой которых требуется глубокая консультация эксперта. Также вероятны ситуативные продажи, к примеру человек в ТЦ спонтанно решает купить книгу, и оформив заказ через планшет – тут же ее получает. При таком раскладе ритейлер получит экономию на аренде торговых площадей, заменив планшетом и витрину, и шоурум.

"Мы точно видим тренд на оптимизацию пространства в небольших торговых точках в пользу витрин и пространств коммуникации с заказчиком. Однако в fashion-сегменте для покупателей все еще важна тактильная составляющая и покупатели предпочитают либо оформлять заказы, не выходя из дома, либо, доходя до физической точки продажи, иметь возможность ознакомиться с товаром в "живом" виде", - заключает Алексей Сидорин.

Новости из связанных рубрик