Редколонка / декабрь 2021
Не так страшен вирус, как его малевали

Редакция
ComNews
© ComNews
28.12.2021

С середины 2020 года и чуть не весь 2021 год фраза "Мир уже никогда не будет прежним" была едва ли не самой ходовой. И хотя пандемия коронавируса не отступает, к подавляющему большинству возникших из-за нее ограничений люди уже приспособились. В наступающем 2022 году, похоже, мир в основном вернется на круги своя, а немногочисленные лакуны помогут комфортно закрыть цифровые технологии.

С весны 2021 года фразу "Мир уже никогда не будет прежним" повторяли на все лады и с различных трибун, причем задавали тон аналитики. Например, большинство из них пророчили, что экономике совместного использования (shared economy) пришел конец: люди-де не захотят пользоваться тем, к чему прикасались руки неизвестных им персон. В частности, крах прогнозировали каршерингу: якобы многие побоятся садиться в машину, в которой предположительно побывал больной коронавирусом. Однако на деле это оказалось не так: объем использования каршеринга в России восстановился до допандемийного уровня уже весной 2021 года и продолжил рост.

McKinsey и другие аналитики в 2020 году пророчили, что люди будут избегать перемещений, ставя на первое место риск заражения (а не время в пути, удобство и стоимость поездки, как годом ранее). Но на деле это оказалось не так. Достаточно вспомнить майскую историю уходящего года в РФ: стоило 23 апреля президенту РФ Владимиру Путину подписать указ о нерабочих днях между майскими праздниками в 2021 году, как россияне бросились сметать авиабилеты. Их цены на глазах взлетели в три-четыре раза, а по наиболее популярным направлениям билеты вскоре вообще исчезли. Наблюдая 25 декабря чудовищную пробку на въезд в аэропорт Шереметьево, можно было однозначно констатировать: страха путешествий ни у кого нет. Возможно, что бесшабашность свойственна только россиянам, но под Новый год русская речь льется во многих городах мира, включая страны, которые официально закрыты для въезда из России.

Еще одним бизнес-пророчеством в связи с пандемией, которое оказалось сильно преувеличено, стал массовый переход на удаленную работу. Аналитики уверяли, что бизнес-центры опустеют, а компании как максимум перейдут на гибридный режим работы или на периодические встречи сотрудников в коворкингах. Однако удаленка, которая поначалу казалась удобной людям и эффективной работодателям, на длинной дистанции потеряла кажущуюся прелесть. Сотрудники, сидя в четырех стенах, стали выгорать и отвлекаться на домашние дела, а работодатели начали фиксировать снижение качества работы и развал командных навыков. Поэтому все серьезные компании вернули персонал в офисы, хотя урок пандемии показал, что часть рабочего времени люди действительно могут проводить дома. А вот концепция "рабочее место как сервис" (WaaS) и услуга по быстрому развертыванию рабочих мест в любой точке (например, на АЗС) оказались мертворожденными.

Вопреки пророчествам, не ушли в онлайн-режим концерты, спектакли, фильмы и прочие развлечения. Стоило ослабнуть коронавирусным ограничениям, как все музыканты вернулись к концертной деятельности, а на 2022 год у многих звезд назначены мировые туры. Театры работают в полную силу - разве что с прореженной рассадкой. Постепенно восстанавливается и киноиндустрия. По предварительным данным ресурса "Кинопоиск", общие сборы кинотеатров в России и других странах СНГ в 2021 году составили 39,709 млрд рублей - это почти втрое больше, чем в 2020-м (14,117 млрд), хотя и не дотягивает до уровня 2019-го (53,284 млрд). Причина - в меньшем количестве зрителей: периоды локдаунов и половинная рассадка в зале дали себя знать. В 2021 году в РФ и СНГ кинотеатры посетили 144,7 млн зрителей, тогда как в 2019-м - 224,7 млн человек (в 2020-м кинозрителей и вовсе было 58 млн). В 2020 году из-за локдаунов снято существенно меньше фильмов - 306, против 552 кинолент в 2019-м, но в 2021-м количество созданных в мире кинокартин почти вернулось на прежний уровень: их оказалось 546.

Но, несмотря на восстановление бизнеса кинотеатров, продолжают расти и онлайн-кинотеатры: так, совокупная выручка российских видеосервисов за первое полугодие 2021 года выросла до 18,3 млрд рублей, на 40% в сравнении с аналогичным периодом 2020 года). Вынужденно распробовав в период изоляции цифровые развлечения, многие продолжают ими пользоваться, но не в ущерб офлайновым развлечениям.

Мероприятия (выставки и конференции), несмотря на прогнозы, тоже не ушли в онлайн: при первой же возможности они снова стали очными. Человек - существо социальное, и "потереться и понюхать других людей" (как сказал один из участников форума ComNews Conferences) для него жизненно важно. Единственное, что привнесла пандемия в мероприятия, - теперь в большинстве из них есть возможность удаленного подключения и для спикеров, и для слушателей, и это создает дополнительные удобства всем сторонам. В частности, организаторы конференций получили возможность расширить пул иностранных докладчиков, которые не поехали бы в страну их проведения, но готовы уделить час времени в онлайн-режиме. Слушатели из других городов теперь могут сэкономить на дорожных расходах и посмотреть конференцию удаленно, равно как и те, для кого интерес представляет не все мероприятие, а одна сессия или даже всего несколько выступлений.

Забавно, что технически возможность дистанционного выступления и участия в конференциях существовала задолго до пандемии, но именно коронавирус стал катализатором к ее использованию. То же самое произошло и с покупками онлайн. Любые товары, включая продукты питания, были доступны в интернет-магазинах задолго до COVID-19, но режим вынужденной самоизоляции заставил многих людей воспользоваться ими - и, как после тест-драйва, многим это понравилось. Поэтому объем цифровых покупок еды держится на высоком уровне, и почти в любом продуктовом магазине или ресторане можно видеть толпящихся курьеров с разноцветными коробами.

Одно из немногих изменений в привычном укладе жизни - резкий рост количества курьеров и повышение спроса на эту профессию. Некоторые онлайн-магазины стали делать ставку на собственную доставку - после потока жалоб на перевернутую пиццу, остывшую еду и раздавленные йогурты. Еще в I квартале 2021 года доля собственных служб доставки российских интернет-магазинов достигла 71% (см. новость от 27 августа 2021 г.). Delivery Club даже открыл школу для их обучения - Центр карьеры курьеров (см. новость ComNews от 6 декабря 2021 г.).

Едва ли не единственное, что отличает мир в 2021-2022 годах от прежнего, - повсеместное распространение QR-кодов, подтверждающих прививку от COVID-19, отрицательный ПЦР-тест или факт перенесенной "болезни века". Среди российских регионов дальше всех в этом деле пошел Татарстан: с 22 декабря 2021 года там стали требовать QR-код для проезда в общественном транспорте. Истории про высадку из автобуса тех, кто не имел такого кода (в частности, потому что прошел только первый этап вакцинации), переполнили интернет. Люди стали избегать общественного транспорта, перемещаясь кто на такси, кто на машине соседа. Как сообщили СМИ со ссылкой на и.о. заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Алексея Сидорова, в первую неделю после запуска QR-кодов пассажиропоток в городском транспорте по всему Татарстану упал на 23%, во вторую недобор пассажиров составил 16%, а в третью - 13%. Властям Татарстана пришлось даже "подкрутить" федеральную систему QR-кодов: в республике стали выдавать региональные QR-коды (исключительно на бумаге) тем, кто ожидает второго компонента прививки - действует такой код 24 дня. Аналогичные бумажные QR-коды стали получать в Татарстане военнослужащие, привитые от COVID-19.

Получается, что из радикальных изменений в жизни де-факто остаются только QR-коды (к чему можно приспособиться), резкий взлет численности армии курьеров и объема онлайн-торговли (что удобно) и обязательное ношение маски в общественных местах (с чем можно смириться).

В остальном жизнь постепенно возвращается в привычное русло. В наступающем 2022 году хочется пожелать, чтобы последние проявления коронавируса ушли в небытие или в крайнем случае превратились в сравнительно прогнозируемый процесс наподобие ежегодной эпидемии гриппа. Чтобы цифровые технологии развивались, но не выдавливали радость человеческого общения и офлайновых мероприятий (от похода в кино до участия в конференции). Чтобы страны вернулись к былому (если не большему) уровню доверия и прекратили "войну сертификатов", доверяя всем вакцинам, которые показали эффективность в борьбе с коронавирусом. Мира, любви и согласия! С Новым годом и Рождеством!