Особые экономические зоны технико-внедренческого типа оказались под угрозой

На круглом столе в Совете Федерации РФ "Развитие особых экономических зон (ОЭЗ) технико-внедренческого типа как драйвер инноваций" 15 июля сенатор РФ Владимир Кравченко сообщил, что объем выручки резидентов ОЭЗ технико-внедренческого типа за 2024 г. составил 476 млрд руб., а с начала периода функционирования (с 2006 г.) - 1 трлн 750 млрд руб; объем уплаченных налогов за вычетом возмещенного НДС составил более 53 млрд руб. за 2024 г. и 224 млрд руб. с начала функционирования.
Особые экономические зоны - территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами, чтобы привлечь российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли. В России действует 59 особых экономических зон. Семь из них - технико-внедренческого типа: "Дубна", "Санкт-Петербург", "Томск", "Технополис "Москва", "Исток", "Иннополис" и ОЭЗ в Саратовской области. Резидентами ОЭЗ технико-внедренческого типа являются 572 компании, что составляет половину от всех резидентов ОЭЗ (более 1,3 тыс.).
"Объем налоговых поступлений в бюджет, который формируют резиденты технопарков, составляет половину от всех тех показателей, которые демонстрируют ОЭЗ. Все технико-внедренческие зоны находятся в зоне высокой эффективности - свыше 90%, - отметил заместитель министра экономического развития РФ Святослав Сорокин. - Результативность функционирования мы оцениваем не только через экономические показатели, но и через значимость деятельности резидентов для достижения технологического суверенитета, структурной адаптации экономики России".
По его словам, резиденты технико-внедренческих зон разрабатывают и производят проекты в сфере цифровой трансформации, используют технологии искусственного интеллекта, разработки оборонно-промышленного комплекса, морские и кабельные системы, авиационную технику, космические аппараты, лекарственные средства выпускают - иными словами, вносят вклад в достижение национальных целей развития РФ.
Новые льготные правила
Министерство финансов РФ в начале июля 2025 г.
Генеральный директор АО "Особая экономическая зона "Санкт-Петербург" Тамара Рондалева обратилась с просьбой приостановить рассмотрение этого законопроекта.
По ее словам, принятие указанных изменений снизит инвестиционную привлекательность всех преференциальных режимов, поскольку в первый год реализации проекта не предусмотрена возможность применения резидентами-участниками налоговых льгот или пониженных ставок страховых взносов.
Кроме того, как отметила Тамара Рондалева, изменения влекут за собой риски повышения избыточной административной нагрузки на бизнес.
"С принятием законопроекта фактически будет сформирован обычный режим налогообложения с применением механизма инвестиционного вычета в объеме понесенных расходов на капитальные вложения или расходов на НИОКРы, что, по сути, приведет к приостановке такого преференциального режима, как особая экономическая зона", - заявила Тамара Рондалева.
На тезис Тамары Рондалевой Святослав Сорокин ответил, что сопоставление объема льгот с объемом реальных инвестиций - это применяющаяся во многих странах мира практика. При этом, по его словам, есть аспект законопроекта, который позволяет региональным властям самостоятельно устанавливать исключения из правил ограничения льгот для определенных видов деятельности или предприятий.
По словам Святослава Сорокина, некоторые положения законопроекта подлежат дальнейшей доработке: например, планируется установить механизм неприменения учета объема инвестиций в течение первых трех лет деятельности организации. Этот пункт, по словам замглавы Минэкономразвития, требует дополнительного обсуждения и согласования, чтобы обеспечить справедливое распределение налоговых льгот среди инвесторов.
Отдельно Святослав Сорокин прокомментировал вопрос индексации объемов льгот с учетом инфляции: "Льгота, начисленная на прошлогоднюю сумму инвестиций, теряет реальную стоимость из-за инфляции. Именно поэтому предлагаем ввести коэффициент-дефлятор, учитывающий рост цен, чтобы компенсировать снижение реальной стоимости льгот. Минфин согласился с нашим предложением включить подобный механизм в законодательство. Эти детали будут окончательно согласованы и учтены ко второму чтению законопроекта".
"Законопроект направлен на повышение прозрачности и унификацию подходов к предоставлению налоговых льгот. Он позволит создать равные условия для всех участников рынка и обеспечит четкость и предсказуемость отчетности", - добавил Святослав Сорокин.
Налоги для управляющих компаний ОЭЗ
Генеральный директор АКО "Особая экономическая зона технико-внедренческого типа "Томск" Юрий Дроздов обратился с просьбой поддержать инициативу Минэкономразвития освободить управляющую компанию от уплаты налога на имущество на весь период существования особой экономической зоны.
По его словам, инфраструктура Томской ОЭЗ работает на пределе возможностей. "Мы начали строить новые корпуса и проектировать производственные помещения исключительно за счет средств управляющей компании. Со стороны федерального, регионального и муниципального уровней финансирование отсутствует. В 2026 г. управляющая компания столкнется с серьезными вызовами. Завершается срок действия налоговой льготы на имущество, предусмотренной ст.381 Налогового кодекса. С 2027 г. налоговая нагрузка вырастет в 66 раз. Если пока мы платим за все наши здания и сооружения около 570 тыс. руб. в год, то уже через два года эта сумма достигнет 37 млн руб. - это более 12% нашей годовой выручки. Такая дополнительная финансовая нагрузка приведет к выводу значительных средств из оборота и создаст риск банкротства управляющей компании", - сообщил Юрий Дроздов.
Святослав Сорокин на предложение Юрия Дроздова ответил, что позиция Минфина по этому вопросу отрицательная. "Согласно ст.2 Налогового кодекса, законодательные органы субъектов имеют право устанавливать налоги на имущество организаций и при необходимости предусматривать дополнительные налоговые льготы, которые не прописаны непосредственно в самом Налоговом кодексе, а также определять порядок их применения. Исходя из этого предлагаю в этом аспекте проработать вопрос на уровне субъектов РФ, учитывая особенности особых экономических зон и стоящие перед ними задачи. Вероятно, именно такая практика будет наиболее целесообразна", - заключил Святослав Сорокин.
