Максим
Исаев

заместитель генерального директора "Датапакс"
© ComNews
21.02.2022

О том, как внедрение комплексных цифровых решений влияет на развитие общественного транспорта и что ждет транспортную отрасль в будущем, рассказывает заместитель генерального директора "Датапакс" Максим Исаев.

Цели и задачи

Создать единое транспортное пространство, сделать перевозки безопаснее, улучшить доступность транспорта для пассажиров - главные задачи транспортной стратегии России до 2030 года. При этом в стране сейчас нет ни одного региона с максимально развитой транспортной инфраструктурой, а низкое качество пассажирских перевозок входит в топ-5 вопросов, волнующих россиян. Для достижения поставленных целей необходимо внедрение комплексных систем управления общественным транспортом и пассажирской мобильностью.

Что послужило толчком к развитию комплексной цифровой платформы

Еще в 2019 году интерес к цифровизации транспортной отрасли со стороны регионов был низкий, особенно к комплексным решениям. Основной упор делался на создание отдельных цифровых сервисов. В итоге мы имеем дело с "зоопарком систем": платежные решения - отдельно, построение маршрута - отдельно, диспетчеризация - отдельно, транспортная аналитика - отдельно.

В 2021 году наша страна приняла Стратегию цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации, в состав которой входит проект "Зеленый цифровой коридор пассажира". В рамках проекта предполагается разработка и внедрение MaaS-сервиса (Mobility as a Service - мобильность как услуга) построения оптимального маршрута поездки и применения единого цифрового инструмента оплаты проезда для разных видов транспорта с учетом времени перевозки и ее стоимости. Мы видим, что сегодня ведущая цель государства - объединить разрозненные системы, внедрив принципы интероперабельности и интеграционного взаимодействия.

Эффекты от внедрения комплексных решений

Важным компонентом цифровой платформы является мобильное приложение. Оно дает возможность отслеживать движение транспорта по городу в реальном времени, планировать маршрут с учетом пересадок и оплачивать поездку удобным способом. Пример внедрения решений "Датапакс" в регионах показывает, что жители высоко ценят цифровые сервисы. Так, в Казани, Таганроге, Перми и других городах, где запущены пилотные проекты, еженедельно растет число скачиваний мобильных приложений и количество пользователей. В Тверской области каждый третий житель использует приложение для планирования маршрута и оплаты проезда. Доля безналичных платежей сейчас составляет 86%, а точность соблюдения расписания после внедрения цифровой платформы - 98%. При этом время в пути сократилось на 10%.

Что ждет общественный транспорт в будущем

Главы субъектов РФ видят эффект от внедрения цифровой платформы в регионах, а также практическую пользу, которую дает комплексная цифровизация транспортной отрасли, и тоже хотят наладить эффективное управление городским транспортом. В 2021 году "Датапакс" запустил пилотные проекты по цифровизации в 10 регионах (Красногорск, Томск, Казань, Пермь, Пенза, Норильск, Ижевск, Ленобласть, Иркутск, Челябинск). На сегодняшний день решениями компании заинтересовано более 30 регионов.

По прогнозам новой транспортной стратегии, принятой правительством, к 2035 году пассажиропоток общественного транспорта должен вырасти на 15% по сравнению с 2019 годом. При этом доля поездок на общественном транспорте увеличится на 15 п.п. по отношению к уровню 2019 года.

По мнению Максима Исаева, такой рост возможен при условии создания более комфортной, качественной и безопасной транспортной системы, где общественный транспорт сможет составить конкуренцию личному. Ключевым фактором достижения этих целей является масштабное внедрение цифровых инструментов MaaS, делающих городской транспорт более гибким, удобным, предсказуемым и ориентированным на потребности пассажира. Обеспечить развитие MaaS может единая система управления мобильностью - комплексная цифровая платформа, которая предоставляет сервисы не только пассажирам, но и перевозчикам и регионам. Если интерес регионов к внедрению комплексных решений продолжит расти активными темпами, то уже к 2025 году может появиться MaaS-сервис, обеспечивающий бесшовные поездки по всей стране.

О компании:

ООО "Датапакс" занимается разработкой и внедрением информационно-технологических решений в области пассажирского транспорта.

Миссия компании - сделать общественный транспорт удобным, эффективным и привлекательным для пассажиров, власти и бизнеса.

Ключевым продуктом является цифровая платформа пассажирских перевозок "Датапакс" - комплексный инновационный инструмент по управлению общественным транспортом городов и регионов.

Платформа "Датапакс" победила в национальной Премии IT-проектов "Цифровые вершины 2021" в номинации "Лучшее IT-решение для транспорта".