Выручка "МегаФона" в 2021 г. выросла на 6,6%, чистая прибыль - на 149% по сравнению с 2020 г. Выручка салонов связи увеличилась почти на 30%. Это произошло в основном за счет хороших результатов в IV квартале, в том числе благодаря продаже башенных активов компании. Аналитики прогнозируют в I квартале 2022 г. рост сервисной выручки за счет увеличения тарифов в первой половине года. Также ожидаемый рост стоимости гаджетов и сокращение ассортимента могут способствовать дополнительному увеличению продаж розничной сети.
© ComNews
25.03.2022

"МегаФон" представил результаты за 2021 г. и IV квартал. Рост выручки по итогам года составил 6,6%, до 354 млрд руб. Чистая прибыль достигла 66 млрд руб., увеличившись в 2,5 раза по сравнению с предыдущим годом. Чистый долг снизился на 41,6 млрд руб. (16% от общего долга).

В IV квартале выручка "МегаФона" выросла на 10,9% и составила 97,1 млрд руб. Абонентская база увеличилась на 5,7% до 74,4 млн. Показатель OIBDA снизился на 4,5% до 34,6 млрд руб. CAPEX составил 15,4 млрд руб., на 19,6% ниже, чем в IV квартале 2020 г. Чистая прибыль выросла на 639,6% до 32,5 млрд руб. Чистый долг сократился за квартал на 41,6 млрд руб. до 244,6 млрд руб.

Сервисная выручка в IV квартале выросла на 7,4% и составила 84 млрд руб. Основными драйверами роста стали мобильная передача данных - количество ее пользователей за год выросло на 5,6%, контент-услуги, в том числе группы START, а также ИКТ-проекты, М2М-услуги и аналитические сервисы с использованием больших данных. Выручка от международного роуминга росла в течение года в результате постепенного открытия границ и ослабления ограничений, связанных с пандемией. Выручка от продажи оборудования и аксессуаров в IV квартале увеличилась на 40,1% до 13,1 млрд руб. Ключевым фактором стал существенный рост активности покупателей в розничной сети, особенно в конце года, в предпраздничный период, когда наблюдался всплеск продаж, в частности смартфонов высоких ценовых категорий.

База абонентов "МегаФона" в России увеличилась на 5,7% по сравнению с IV кварталом прошлого года и насчитывает 74,4 млн. Рост подключений связан, по данным оператора, в частности, с предложением актуальных условий и опций в основной линейке тарифов. В IV квартале OIBDA составила 34,6 млрд руб., на 4,5% ниже, чем годом ранее. Рентабельность OIBDA сократилась на 5,8 п.п. до 35,7%. Основные факторы, повлиявшие на рентабельность, - увеличение продаж оборудования и аксессуаров, традиционно менее маржинальной статьи, а также рост затрат на персонал, аренду и коммунальные расходы вследствие восстановления работы салонов связи и возвращения сотрудников в офисы. Компания продолжает сокращать долговую нагрузку. В IV квартале чистый долг снизился на 41,6 млрд руб. до 244,6 млрд руб., что соответственно уменьшило расходы на финансирование по сравнению с прошлым годом. Чистая прибыль в IV квартале выросла на 639,6% до 32,5 млрд руб. Заметное влияние на показатель оказала сделка по передаче активов АО "Первая Башенная Компания" (ПБК) независимому оператору в конце 2021 г.

Общее количество базовых станций компании по итогам IV квартала превысило 203,6 тыс. Рост в сегменте 4G/LTE составил 16,1%. CAPEX в IV квартале составил 15,4 млрд руб., сократившись на 19,6%. За счет активных инвестиций в сеть в предыдущие периоды компания продолжает развивать инфраструктуру и сохраняет лидерские позиции в области мобильной передачи данных без наращивания расходов.

Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын отметил, что 2021 г. для "МегаФона" оказался в прямом смысле слова прибыльным: чистая прибыль составила 66 млрд руб., увеличившись в 2,5 раза по сравнению с предыдущим годом. "Большой вклад внесла продажа башенного бизнеса независимому оператору, которая оказалась как нельзя кстати. Рост выручки на 6,6% до 354 млрд руб. сопоставим с успехами других операторов. Трудно, однако, удержаться от сравнения: выручка "Яндекса" за тот же год составила 356 млрд руб., при этом в 2022 г. поисковик рассчитывал заработать около 500 млрд руб. Сразу становится ясно, почему операторы пытаются нащупать точки роста именно в ИТ-отрасли. Все же, если ограничиться только сегментацией результатов, то видно, что точкой роста в ушедшем году были старые добрые салоны связи: их выручка увеличилась почти на 30% (а в предновогоднем IV квартале - даже на 40%). Очень своевременным оказалось и снижение чистого долга на 41,6 млрд руб. (16% от долга). Что касается предстоящих периодов, то операторский бизнес обычно сравнительно стабилен, благодаря потоку клиентских платежей. Направления развития, вероятно, будут скорректированы, как в связи с колебаниями геополитической ситуации и возможными изменениями национальной экономической стратегии, так и с учетом возможных новых сделок по покупке и продаже активов", - прокомментировал Леонид Делицын.

Аналитик ИК "Велес Капитал" Артем Михайлин согласился: судя по результатам, IV квартал стал для "МегаФона" достаточно успешным. "Мы отмечаем ускорение роста как общей, так и сервисной выручки относительно предыдущих периодов. В компании сообщают, что важнейшим драйвером стал рост сегмента мобильной передачи данных. Также заметный рост год к году продемонстрировали продажи розничной сети, хотя оператор пока не раскрывал количество торговых точек и как оно менялось в этом году. То есть мы не можем быть уверены, что этот всплеск продаж обеспечен только ростом потребительской активности. Абонентская база выросла как год к году, так и квартал к кварталу, хотя это вряд ли оказало прямое влияние на финансовые результаты. Рост доли розницы в доходах и увеличение расходной части привело к заметному снижению рентабельности на уровне OIBDA. В абсолютном выражении показатель также снизился, даже несмотря на заметный рост выручки. На уровне чистой прибыли заметно помогла продажа активов ПБК, так как "МегаФон" учел положительный эффект от выбытия актива. Чистый долг компании в 2021 г. серьезно снизился, примерно на 20% год к году, и это даже несмотря на выплату дивидендов. Во многом здесь тоже поспособствовала продажа башенного бизнеса. Какими будут результаты следующих отчетных периодов, прогнозировать пока сложно. Скорее всего, "МегаФон" продемонстрирует по итогам I квартала определенный рост сервисной выручки за счет увеличения тарифов в первой половине года. Так как инфляция в 2021 г. была довольно высокой, операторы могли провести более серьезное повышение цен, нежели в предыдущем году. Ожидаемый рост стоимости гаджетов и прогнозируемое сокращение ассортимента потенциально могли способствовать дополнительному увеличению продаж розничной сети", - прокомментировал аналитик.

Новости из связанных рубрик