02.11.2000

Вчера пейджеры "Телетинг" превратились в дорогие безделушки. Компания "РТК Пейдж", предоставлявшая услуги под маркой "Телетинг", разочаровалась в этом бизнесе и прекратила обслуживать абонентов.

Те, кто купился на рекламу "пейджеров нового поколения", остались у разбитого корыта - их аппараты не может обслуживать никакой другой оператор, а принимать их обратно или выплачивать компенсацию "РТК Пейдж" не собирается. В общей сложности компания "наказала" клиентов более чем на $80 000.

По мнению юриста адвокатской компании Latham & Watkins Дмитрия Куницы, те из клиентов, кто подаст в суд на "РТК Пейдж", имеют все шансы на успех. "Есть закон о защите прав потребителей, а также другие нормы гражданского законодательства, - говорит он. - Впрочем, "РТК Пейдж" это не грозит большими убытками. Возможно, речь идет о заранее продуманном ходе. Компания могла рассчитывать выплатить компенсацию по единичным искам, но ведь денег от более чем тысячи абонентов выручено гораздо больше".

"РТК Пейдж" продвигала пейджинговую связь по принципу "кто звонит, тот и платит". Купив пейджер, абоненты "Телетинга" больше ни за что не платили - отправку сообщений оплачивали звонящие (примерно 7 руб. за сообщение). До октября пейджер "Телетинг" стоил $69, потом - $49. Учредителями "РТК Пейдж" выступили "Ростелеком" (25% ), дочерняя компания "Ростелекома" "РТК-Инвест" (20%), ТОО "Свит" (35% ) и датская фирма Great Nordic (20% ). Владельцы "РТК Пейдж" рассчитывали привлечь не менее 100 000 абонентов. Однако с мая 2000 г. "РТК Пейдж" сумела привлечь всего около 1700 абонентов.

Позавчера вечером абоненты "Телетинга" получили на свои пейджеры сообщение, что их отключат. Уже на следующее утро все справочные и обслуживающие телефоны "РТК Пейдж" не работали. Разъяренные абоненты обратились к продавцам салонов связи, где они приобрели пейджеры. Однако и там их утешить не смогли - дилерам не нужны неработающие пейджеры.

"В Москве нет других операторов, которые могут работать с этими аппаратами. Мы не знаем, что говорить людям в этой ситуации, - говорит директор салона "МСС Старт" Алексей Ларич. - На моей памяти впервые случается ситуация, когда телекоммуникационная компания просто испарилась". Как сообщил Ларич, особенно возмущены те абоненты, которые купили пейджеры совсем недавно, буквально за дни до краха "Телетинга". "Нам никто не сообщил о прекращении деятельности "Телетинга" или расторжении дилерского контракта, поэтому мы продолжали продавать пейджеры", - говорит дилер.

Как пояснил Александр Колчин, генеральный директор пейджинговой компании "Мобил Телеком", из-за того что пейджеры "Телетинг" работали в стандарте ERMES, они несовместимы с традиционными пейджинговыми сетями. "Да и частотная полоса, в которой работают сети этого стандарта, была выделена только "РТК Пейдж"", - добавляет он. По словам Колчина, технология CPP с самого начала была обречена. "Россияне не привыкли платить за звонки с обычного телефона, - говорит он. - Кроме того, эта услуга не окупается даже в Европе". "Денег они особенно не считали. При ценах 7 руб. за сообщение они не могли выйти на рентабельность, - вторит ему генеральный директор "Астра Пейдж" Антон Кашин. - Когда мы вычисляли, за сколько мы смогли бы предоставлять подобную услугу, то у нас получилось что-то около 15 руб. Ведь надо еще с МГТС делиться".

Заместитель генерального директора "РТК Пейдж" Алексей Сидоров сообщил "Ведомостям", что никаких компенсаций его компания выплачивать не собирается. "Пейджеры сдать обратно нельзя, у компании нет финансовой возможности принять их, - говорит он. - К сожалению, они не могут работать в сетях других российских операторов, поэтому стали совершенно бесполезными". Сидоров не исключает возможности исков со стороны абонентов, но не слишком обеспокоен этим. "Будем решать проблемы по мере их поступления", - говорит он.

Как сообщила "Ведомостям" пресс-секретарь "Ростелекома" Ирина Котенко, ее компания также не будет нести ответственность за действия своей "дочки". "В конце концов, у нас нет контрольного пакета в этой компании", - говорит она.