Юрий Грановский
Источник: Ведомости, 14 сентября 2000 г.
14.09.2000

В начале этой недели американская корпорация America Online (AOL) объявила, что приобретает значительную долю акций компании Cybiko, разработчика одноименного портативного электронного устройства. На сегодняшний день это самый большой международный коммерческий успех российских электронщиков и программистов: Cybiko лишь номинально является американской компанией, она создана россиянами под российскую идею и на российские деньги.

До сих пор русское происхождение Cybiko скрывали - мало ли как к этому могли отнестись в Америке. Теперь же продукцию компании - пользующийся бешеной популярностью среди американской молодежи гибрид сотового телефона, электронной игрушки и персонального компьютера - решили рекламировать по-новому, как «новую технологию общения из России».

Cybiko названа продуктом N 1 на нью-йоркской выставке игрушек ToyFair ShowХ2000. Около 100 газет и журналов, включая Time, Newsweek и The Wall Street Journal, и 28 телеканалов, включая CNN и CBS, единодушно назвали Cybiko «самым горячим продуктом Рождества 2000 г.». Cybiko представляет собой небольшое, размером с записную книжку, электронное устройство с миниатюрной клавиатурой и жидкокристаллическим экраном. Это почти компьютер - внутри игрушки находятся довольно мощный 11 МГц процессор фирмы Hitachi, 512 Кб оперативной памяти и флэш-диск на 8 Мб. Cybiko позволяет играть в компьютерные игры, пользоваться электронной записной книжкой и т. д. Специальный разъем позволяет превратить свой Cybiko в MP3-player, FM-радио, диктофон. Программное обеспечение для Cybiko можно скачивать из Интернета бесплатно. Главная особенность Cybiko - возможность связываться с другими владельцами игрушки. С помощью 900 МГц цифрового радиоканала между игрушками, оказывающимися на расстоянии не более 150 м друг от друга, автоматически устанавливается соединение. Это позволяет совместно играть, «чатиться» и т. д. Владельцы Cybiko являются как бы звеньями сотовой сети. Через цепочку Cybiko можно связаться с другим человеком на любом расстоянии - чем больше участников, тем больше покрытие сети.

Маркетинговое агентство Posnick & Kolker, которое раскручивало знаменитую игрушку Furby компании Hasbro, оценило, что продажи Cybiko будут в несколько раз выше, чем у Furby, - не менее 6 млн шт. только за первый год.

Как сообщил «Ведомостям» представитель AOL Investments Рон Пили, компания намерена интегрировать Cybiko в свои онлайновые продукты, дав возможность клиентам компании «чатиться» в Интернете прямо на ходу. Основатель и CEO Cybiko россиянин Давид Ян (он, кстати, является основателем известной российской программистской фирмы - ABBYY Software House) рассказал, что Cybiko чатом не ограничится: «Сотрудничество с крупнейшим в мире интернет-провайдером открывает для нас совершенно новые перспективы. У нас еще много нереализованных идей, касающихся работы с Интернетом».

Американский провайдер интернет-услуг America Online - одна из крупнейших корпораций мира с рыночной капитализацией $164 млрд. Ее услугами пользуются более 20 млн человек.

По условиям контракта объем покупаемого пакета и сумма сделки не разглашаются. В AOL лишь сказали, что речь идет о «десятках миллионов долларов». После долгой консультации с юристом Ян все-таки решился сообщить корреспонденту «Ведомостей» чуть больше информации: «Покупаемый пакет не контрольный, но значительный. Причем AOL получает преимущественное право докупить еще некоторое количество акций. Сумма сделки - меньше $30 млн. Но не намного».

Ян подчеркнул, что Cybiko - не просто российская техническая разработка: первоначальные вложения в компанию тоже российские. Кстати, именно один из российских акционеров - президент инвестиционной компании «Русские фонды» Сергей Васильев - сообщил "Ведомостям", что AOL купила 20% Cybiko.

Успех «русского чуда» настолько вдохновил рекламное агентство Geltzer, работающее с Cybiko, что оно решило переделать свою рекламную кампанию (на рекламу Cybiko уже потрачено $22 млн - вдвое больше, чем на Furby). «Большинство американцев уверены, что Cybiko - японская игрушка. Видели бы вы их удивление, когда они узнают, что это русская разработка, - смеется Ян. - Раньше мы боялись, что имидж русской компании повредит успеху Cybiko. А теперь ребята из Geltzer предложили продвигать ее именно как «русскую штучку». В наш российский офис даже приезжали американские журналисты - специально, чтобы сфотографировать команду разработчиков на фоне «каких-нибудь смешных русских букв».