Юрий Грановский
Источник: Ведомости, 11 мая 2000 г.
11.05.2000

Стараясь расширить не очень-то емкий рынок подвижной спутниковой связи (ПСС) , операторы предлагают новые, порой довольно неожиданные, виды услуг.

На выставке "Связь-Экспокомм-2000" компания "ГлобалТел", российский поставщик услуг GlobalStar, продемонстрировала спутниковые таксофоны Schlumberger, которые, надеются в компании, будут пользоваться спросом в отдаленных населенных пунктах. ГП "Морсвязьспутник", российский оператор Inmarsat, предложило услуги высокоскоростного доступа в Интернет. А российская компания "Кросна" обнародовала свой проект системы мобильной спутниковой связи, изначально ориентированной на доступ в Интернет.

Традиционные услуги подвижной спутниковой связи, т. е. телефонная связь "в любой точке земного шара", уже не рассматриваются операторами как основной источник доходов. По их мнению, того, кто сосредоточится только на этом сегменте рынка, ожидает печальная участь консорциума Iridium (в конце марта этого года он был признан банкротом). "ГлобалТел", например, нацелена на поставки систем телеметрии для удаленных рабочих поселков нефтяных и энергетических компаний, а также систем слежения для транспорта. Хотя исходя из нынешних оценок будущего роста "обычной" абонентской базы ( "ГлобалТел" пока еще не начала коммерческую деятельность в России) , превышающих 5000 подключений до конца 2000 г. , компания смогла бы выйти на окупаемость и без нововведений.

"Мы, конечно, начнем с обычных продаж, - говорит исполнительный директор "ГлобалТел" Татьяна Шах-Назарова. - Но мы понимаем, что настоящий большой рынок прежде всего за технологическими решениями. Кроме этого, мы планируем совместно с НПФ "Гейзер" заняться созданием корпоративных сетей спутниковой связи".

"Морсвязьспутник", уже сейчас не обделенный вниманием клиентов (только в России абонентов Inmarsat более 3000;для сравнения - у "Иридиум-Евразии" было меньше 1000) , также меняет приоритетные направления развития. "Хотя у нас достаточно абонентов для безбедной жизни, мы переходим на новые рынки, - говорит начальник отдела маркетинга ГП "Морсвязьспутник" Виктор Поликарпов.

- В настоящее время Inmarsat - единственная спутниковая система, реализовавшая мобильную спутниковую систему передачи данных со скоростью 64 Кбит/с, что достаточно для быстрой работы с Интернетом. Нашими клиентами уже стали Reuters и "ИТАР-ТАСС". Они собираются передавать через спутниковую связь фотографии в цифровом виде".

По данным конечных поставщиков оборудования и услуг спутниковой связи, услуги по передаче данных пользуются все большей популярностью. "В настоящее время возможностью доступа в Интернет через спутниковый телефон интересуются около 5 - 7% клиентов, - говорит генеральный директор компании "Клондайксвязь" Владимир Лабуда. - Однако число таких клиентов стремительно растет, буквально на проценты в месяц".

Высокоскоростная передача данных предусмотрена и создателями проекта отечественной системы персональной спутниковой связи "Зеркало". Эта система, разработанная НПО "Кросна", задумана как практически полный аналог GlobalStar. На "экспокоммовском" стенде "Кросны" демонстрировался макет телефонной станции, по внешнему виду ничем не отличавшийся от трубок GlobalStar. Отличие двух систем заключается в том, что для покрытия территории практически всей России "Зеркалу" нужен всего один спутник, расположенный на более высокой орбите, чем 16 спутников, необходимых GlobalStar. Из-за этого, по мысли разработчиков, "Зеркало" будет на порядок дешевле GlobalStar - всего около $350 млн. Поэтому в "Кросне" не особенно напирают на новые возможности системы - при такой дешевизне авторы "Зеркала" рассчитывают потеснить конкурентов на "традиционном" рынке. По словам заместителя генерального директора "Кросны" Льва Волкова, в настоящее время уже ведутся переговоры с будущими инвесторами проекта, "в основном энергетическими компаниями".

"Основная привлекательность нашего проекта в дешевизне, - говорит Волков. - То, что мы сможем предоставлять услуги по передаче данных, вовсе не преимущество.GlobalStar пока не реализовал эту возможность просто по недоразумению, он сможет сделать это в считанные месяцы. Поэтому мы ориентируемся на обычные телефонные услуги. В России более 70 000 городов с плохой телефонной инфраструктурой. С нашими ценами мы смогли бы рассчитывать на 300 000 - 350 000 абонентов".