Дешевле некуда
(сотовые операторы подвели итоги года)

С разницей в один день о результатах 1999 года и о планах на 2000 год объявили два крупнейших оператора сотовой связи — «Мобильные телесистемы» (МТС) и «Вымпелком». Подведение итогов своей деятельности компании превратили в маркетинговую акцию — каждая из них хочет считаться российским оператором номер один. Но, чтобы завоевать это звание, сотовикам приходится работать на грани рентабельности.


В среду о своих достижениях журналистам рассказывал президент МТС Михаил Смирнов, а вчера перед ними отчитывалась компания «Вымпелком», владелец сети «Би Лайн». Эти компании — единственные в московском регионе, имеющие лицензии на использование современного цифрового стандарта GSM (большинство новых абонентов покупает телефоны именно этого стандарта). Оба оператора эксплуатируют двухдиапазонные сети GSM–900/1800 (у «Би Лайна» преобладают базовые станции GSM–1800, а у МТС — GSM–900). По мнению большинства потребителей, обе компании предлагают услуги примерно одинакового качества. Именно поэтому между «Вымпелкомом» и МТС сейчас идет отчаянная борьба за каждого клиента.

Новый абонент скорее подключится к более крупной (и более надежной) сети. Рост сети традиционно измеряется числом абонентов. Поэтому уже два года компании поочередно объявляют о росте числа своих клиентов. По большому счету, эта цифра ничего не говорит о финансовом благополучии компании — часть абонентов или пользуется телефоном по минимуму, или вообще через какое–то время отключает его (так поступили многие покупатели «коробочек» «Би Лайна»). Тем не менее гонка за клиентом не прекращается ни на минуту.


Благодаря снижению стоимости телефонных аппаратов (например, «коробочка» — телефон Philips Aeon с карточкой «Би–плюс» стоит всего $49) оба оператора в последнем квартале прошлого года вышли на рекордные показатели по темпам прироста абонентов. Например, к сети «Би Лайн» только в декабре подключилось 75 тыс. новых пользователей. Это немало даже по мировым меркам и является рекордом для России. У МТС этот показатель несколько скромнее — 53,7 тыс. новых контрактов.

Впрочем, компании предпочитают козырять не абсолютными, а относительными цифрами — они более эффектны. Так, число клиентов МТС за год увеличилось на 170%, а «Би Лайн» ® на 184%. Таким образом «Би Лайн» вышел в Москве на первое место (352 тыс. абонентов), заняв почти 45% рынка в регионе. Доля МТС — около 41%. Оставшуюся часть пользователей обслуживает третий московский оператор — «Московская сотовая связь» (МСС). Доля последнего на рынке за прошлый год существенно сократилась. МСС использует аналоговый стандарт связи NMT–450, которому трудно конкурировать с цифровыми стандартами. Правда, к концу следующего года МСС собирается также перейти на цифровые стандарты GSM–400 и ITM–200. На создание новой сети МСС планирует потратить до $100 млн. Однако тогда МСС лишится своего последнего преимущества — крупнейшей в стране роуминговой сети. Дело в том, что региональные операторы стандарта NMT–450 к переходу «на цифру» пока не готовы.


На сегодняшний день тарифы у всех операторов в регионе практически одинаковы. Снижать дальше их уже невозможно: уже сейчас обслуживание клиентов, платежи которых не превышают абонентской платы, находится не гране рентабельности.

Поэтому особый упор в 2000 году сотовики делают на введение дополнительных услуг. Среди новинок «Би Лайна» — GSM–banking — управление банковскими счетами с мобильного телефона, GPRS — система высокоскоростной передачи данных, WAP — мобильный доступ в Интернет. Правда, МТС возможности WAP презентовала еще в конце прошлого года.


МТС, в свою очередь, уже подписала с Siemens контракт на поставку нового оборудования, которое позволит расширить емкость сети до 850 тыс. номеров. В этом году МТС собирается довести число своих абонентов до 700 тыс. Кстати, большие надежды операторы возлагают на введение повременной оплаты разговоров в МГТС, которое прибавит сотовикам клиентов. По словам заместителя генерального директора ОАО «Вымпелком» Николая Прянишникова, это позволит сотовым компаниям снизить тарифы и даже отменить оплату входящих звонков.