Яков
Шпунт

обозреватель журнала
© ComNews
10.10.2022

Горячая фаза российской военной операции и связанный с ней геополитический кризис рано или поздно завершатся. После этого можно ожидать возвращения в РФ части покинувших ее зарубежных вендоров, включая и ИТ-компании. Тем более что у некоторых международных корпораций такой опыт уже был, иногда даже неоднократный.

Например, немецкая корпорация Siemens уходила с российского рынка и приходила обратно уже дважды. Уходы были связаны с тем, что Россия/СССР и Германия дважды оказывались по разные стороны в двух мировых войнах. Опыт однократного покидания рынка РФ есть у многих иностранных производителей: оно вызвано или последствиями революции 1917 года, или резким ужесточением американских экспортных ограничений в ранние 1980-е годы (ограничения CoCom). Немало зарубежных компаний сочли российский рынок бесперспективным после кризиса 1998 года. Однако потом большинство их них вернулись в РФ.

Скорее всего, возвращение международных компаний (в том числе из секторов ИТ и информационной безопасности) на российский рынок произойдет и после завершения нынешнего кризиса. Но получится это не у всех, а многим придется непросто.

Труднее всего будет вендорам систем информационной безопасности (ИБ). В этом секторе рынка вопрос доверия особенно важен, а брошенные российские заказчики его потеряли, причем надолго. Этот фактор в сфере безопасности не менее важен, чем функциональные возможности продуктов. Плюс ко всему, в этой сфере много хороших решений от российских игроков и рынок является высококонкурентным - а значит, потребителю есть из чего выбрать.

Но и в области ИБ есть исключения. Адекватные средства сетевой безопасности, прежде всего "тяжелые" и высокопроизводительные, а также многофункциональные шлюзы безопасности высокой производительности от российских вендоров могут появиться не раньше чем через год. Возможно, будет шанс у бесплатных или очень дешевых решений, ориентированных на сегмент частных пользователей и малый/средний бизнес. Этот рынок динамичен, и тот, кто предложит решение, решающее насущную проблему заказчика, также может найти на нем место.

Весьма туманные перспективы ждут и тех, кто работает на рынке базовой информатизации, прежде всего Microsoft. Особенно если отсутствие той же Microsoft на российском рынке будет слишком долгим. Современные операционные системы с точки зрения пользователя по функциональным возможностям не слишком между собой различаются, и российские системы на базе Linux смогут вытеснить Windows по мере того, как люди будут получать опыт работы с ними - на работе или в учебе. Да, на рынке есть инерция, но действия Microsoft по ограничению доступа к обновлениям Windows и иных продуктов, а также к загрузке дистрибутивов могут свести на нет ее эффект. Подписку на MS Office также невозможно оплатить из России, так что и количество пользователей этого офисного пакета программ будет снижаться. По крайней мере, легальных. Так что пиратство - единственный шанс сохранить для Microsoft пользовательскую базу в России. Однако это серьезный юридический риск, и бизнес, даже малый и средний, вряд ли будет этим заниматься.

Что касается зарубежных дистрибутивов Linux, прежде всего серверных, то уход ряда игроков коснулся платных услуг по технической поддержке. Соответствующие компетенции есть и у российских компаний, так что уход зарубежного вендора может остаться незамеченным. Да, какие-то моменты могут несколько усложниться, но не всегда и не у всех.

С системами автоматизации бизнес-процессов ситуация неоднозначная. Корпорации SAP на рынке "тяжелых" ERP или Oracle в сегменте систем управления базами данных и больших CRM придется очень трудно. Когда они вернутся, рынок, скорее всего, будет уже поделен между российскими игроками. Да, вполне возможно, к моменту возвращения зарубежных гигантов не все их заказчики успеют полностью заместить системы. Но все же и SAP, и Oracle по большому счету придется начинать все с начала, причем в более сложных условиях.

А вот вендорам промышленных систем будет намного проще. Тем более что некоторые из них по большому счету и не уходили. Например, у многих якобы российских систем АСУ ТП или программируемых логических контроллеров "под капотом" все те же хорошо известные зарубежные системы. Причем, как предупреждают специалисты по защите промышленной инфраструктуры, российские производители оборудования намного хуже ведут работу по устранению уязвимостей, чем зарубежные компании.

https://www.comnews.ru/content/222396/2022-09-30/2022-w39/kto-zaschitit-50-tysyach-obektov-kii

С программными промышленными системами ситуация также непростая. По данным российского правительства, адекватная отечественная замена существует лишь для 30% зарубежных решений. Процесс их замещения российскими разработками будет долгим. Однако эти системы имеют длительный цикл замены, и тут возвращение зарубежных вендоров может оказаться просто триумфальным.

То же самое ожидает и поставщиков аппаратных средств. В обозримом будущем появления российских чипов, более или менее пригодных для использования в массовом ИТ-оборудовании, ждать не стоит. Организация в РФ производства по хоть сколько-нибудь современному техпроцессу займет как минимум несколько лет даже при идеальных условиях, но по ключевым видам производственного полупроводникового оборудования количество поставщиков в мире исчисляется единицами, и все они находятся в "недружественных" странах. На китайские чипы надежды мало, поскольку их не хватает даже для домашнего рынка, и поставки из Китая на внешние будут как минимум ограничены. Так что возвращение в Россию иностранных поставщиков оборудования также пройдет без серьезных проблем. Исключение могут составить лишь вендоры некоторых систем инженерной инфраструктуры, где российские производители смогли предложить адекватную замену. Однако и тут производители, например, прецизионных кондиционеров могут быть спокойными за место на российском рынке.

В итоге практически ничего не потеряют от ухода из РФ вендоры "тяжелых" систем и аппаратных средств, а разработчикам программных решений при возвращении на российский рынок будет сложнее. Особенно в нишах, где важен фактор доверия.