Владимир
Розин

генеральный директор ИТ-группы "Открытие"
© ComNews
20.02.2023

Выставки, музейные экспозиции, корпоративные мероприятия, концерты и другие события становятся все более и более технологичными. Даже памятники в городах перестают быть просто каменными скульптурами и "оживают" благодаря световым и звуковым эффектам. С каждым годом появляется новое, все более мощное оборудование, позволяющее сделать то, что несколько лет назад казалось невозможным. Какие мультимедиатехнологии будут востребованы в 2023 году и продолжат активное развитие, рассказал Владимир Розин, генеральный директор ИТ-группы "Открытие".

Видеомэппинг: ровный экран больше не нужен

Использование классических проекций, когда световое оборудование транслирует изображение на белый экран, уже стало практически обыденной технологией, которую можно встретить и на концертах, и на выставках, и еще много где. Новый этап развития видеопроекций - видеомэппинг (или 3D mapping): это наложение проекций на трехмерные объекты. Экраном становится абсолютно все - от стены здания и объекта интерьера до лиц участников представления.

Например, видеомэппинг использовался в показе Франка Сорбье осень-зима - 2012/2013. Проекция направлялась на платье модели, которое создали специально для этой технологии. Через изображения на платье дизайнер рассказывал историю сказочной принцессы. К реализации идеи привлекли сотрудников Intel. В России в 2011 году для рекламы Jaguar использовали видеомэппинг на фасаде гостиницы "Москва". Но трендовой и массовой технология становится только сейчас, когда ее активнее применяют уже практически для всех крупных городских праздников, концертов, театральных постановок.

Поскольку трехмерные объекты не такие идеально ровные, как белый экран для классических проекций, а рельефные, это создает основную трудность в реализации видеомэппинга. Графические истории нужно разрабатывать с учетом конфигураций объекта, на который будет светить проектор. Тогда изображение будет создавать оптическую иллюзию изменения поверхности, обычно ее движения. То есть видеомэппинг подразумевает не просто условный показ красивых картинок, а взаимодействие с объектом. Зрители видят полноценную иллюзию, только находясь в определенной точке.

Для реализации технологии нужны видеопроекторы мощностью от 3000 люмен, если изображение накладывается на объекты интерьера, и мощностью 15-20 тысяч люмен для работы с архитектурными объектами. Сначала с помощью специального программного обеспечения разрабатывается 3D-модель объекта, на который будет переноситься видеопроекция. Потом программа взаимодействует с проектором. Часто к динамическому изображению добавляется аудиосопровождение. Цена видеомэппинга зависит от его вида, от количества используемых проекторов. Начинается от нескольких сотен тысяч рублей и может достигать 100 млн рублей.

Дополненная реальность: оживляет объекты

Год за годом вокруг становится все больше примеров использования AR-технологий дополненной реальности. Она помогает выбирать и "примерять" одежду и обувь в интернет-магазинах, повышать эффективность онлайн-обучения и не только. В музеях, на выставках, различных мероприятиях тоже все чаще применяется AR: в отличие от виртуальной реальности (VR), AR немного проще в реализации.

Например, благодаря дополненной реальности в музее оживают картины: у реального изображения появляются цифровые слои, которые и отвечают за движение, разговор и т.д. В Таймырском краеведческом музее дополненная реальность оживила сюжеты картин Бориса Молчанова: посетители выставки увидели, как плывут по небу нарисованные облака, вьется дым над чумами, движутся обозы и кочевья.

Помимо этого, AR в приложениях, например, облегчает посетителям навигацию по локации, где проходит мероприятие, или помогает знакомиться с каждой зоной и объектом более детально. Также дополненная реальность активно используется при создании квестов - как для детей, так и для взрослых: участники смартфоном сканируют QR-код - и на экране появляются задания с виртуальными объектами, которые нужно искать в реальном пространстве.

Для реализации AR-решений могут использоваться специальные дисплеи: например, такой разрабатывает Adobe - витрина, которая работает как слой в "Фотошопе". На дисплей можно накладывать контент и эффекты, созданные в программах Adobe. В первую очередь такое решение актуально для ретейла и торговых центров.

По данным Statista, к 2028 году рынок AR и VR достигнет $252 млрд (в 2021 году он оценивался всего в $28 млрд). Этому будет способствовать активное распространение программ и оборудования для дополненной и виртуальной реальности. Технология постепенно будет становиться дешевле, а значит доступнее, и будет все активнее проникать в индустрию развлечений, маркетинг, event-сферу.

Виртуальная голограмма: объекты из ничего

Технология голографического 3D-проецирования объекта в высоком качестве давно используется на концертах зарубежных звезд. В 2006 году первыми такой опыт попробовала группа Gorillaz на премии "Грэмми". А позже группа Tokio Hotel запустила Holographic World Tour 2009 - в 13 городах одновременно прошли концерты, где выступали фактически виртуальные аватары. В шоу-бизнесе Азии технология применяется порой еще интереснее: некоторые исполнители вообще существуют только как голограммы - например, вокалистка Egoist, лицо которой никто никогда не видел.

Другое использование виртуальных голограмм в шоу-бизнесе - "воскрешение" ушедших артистов. Так, на рок-фестивале в Петербурге в 2012 году спел Виктор Цой, а в Лондоне в 2020-м выступила Уитни Хьюстон.

Также голограммы стали постепенно применяться в рекламных кампаниях. Например, в Москве премьера BMW 7-й серии состоялась через театральный перформанс, включавший в себя голографические технологии. Причем зрителям не просто показали мультимедийное представление - живого человека интегрировали в виртуальное пространство.

Виртуальная голограмма позволяет увидеть перед собой трехмерный объект, при этом зрителю не нужны специальные очки или другие приспособления. И угол обзора тоже никак не влияет на то, насколько четким будет этот аватар: перспектива с разных точек одинаковая. Это главное отличие голограммы от простого 3D-изображения.

На мероприятиях, преимущественно на сцене, голограммы создаются так: между отражаемым объектом и зрителями натягивается специальная пленка, которая выполняет роль экрана. На нее проектор с повышенной четкостью отправляет изображение. Дополнительно нужно грамотно выстроить свет, чтобы фокус внимания зрителей сосредоточился на голограмме, а не на том, из чего она состоит.

Голограмм на площадке может быть несколько, из них можно выстроить целый голографический театр, в первую очередь позволяющий проводить эффектные презентации, рекламные кампании, запуски продуктов.

Не исключено, что в будущем виртуальные голограммы станут и "осязаемыми". Исследователи Университета Глазго уже придумали способ создать имитацию тактильных ощущений. Когда человек подносит руку к голограмме, датчики отслеживают движение, и через специальные форсунки выходит воздух. В результате, например, человек может "покрутить" голографический мяч.

Кинетические технологии: больше динамики

Интерактивные мультимедиаконструкции, которые перемещаются в пространстве, меняют форму и цвет и могут взаимодействовать со зрителем, постепенно проникают в сферу развлечений и event-индустрию. Подобные технологии могут использоваться для оформления торговых центров, ресторанов, баров и клубов, для художественных инсталляций и выставок, а также как визуальные эффекты для шоу, концертов, корпоративных событий.

Кинетические системы состоят из синхронизированных и очень точных лебедок, которые создают пространственную анимацию при помощи прикрепленных к ним объектов. Очень часто в кинетических конструкциях применяются светодиодные трубки или LED-элементы: то есть движение сочетается со светом. Несмотря на то что объекты взаимосвязаны, программируют их по отдельности: для каждого есть индивидуальные настройки движения, света, яркости.

Один из примеров реализации такой технологии - парящий кинетический сад в московском ресторане Twins Garden, ставший частью интерьера. Это первый в мире роботизированный сад, где благодаря 81 лебедке по заданной программе овощи и фрукты перемещаются над головами гостей то в унисон, то зеркально друг другу.

Интерактивные технологии: не зритель, а участник

Любые решения, связанные с клиентским опытом, сегодня на пике популярности, и они будут востребованы как один из способов повысить вовлеченность посетителей хоть торгового центра, хоть масштабного концерта, хоть городской елки. Поэтому интерактивные технологии продолжат сохранять свою позицию в трендах. Это сенсорные экраны и столы, отдельные интерактивные объекты и многое другое.

На выставках, форумах и различных отраслевых мероприятиях активно применяются интерактивные мультимедийные столы, с помощью которых удобно проводить презентации продуктов, показывать рекламные ролики. Для гостей такие устройства легко заменяют консультантов - помогают с навигацией, рассказывают о локации и т.д. Одним из первых такой интерактивный стол появился в московском Дарвиновском музее, а позже его примеру стали следовать региональные музеи.

Интерактивные разработки должны быть интуитивно простыми и понятными, чтобы посетитель условного музея, концерта, фестиваля или выставки мог без стеснения с ними взаимодействовать и не задумываться, что что-то не так нажмет, с чем-то не справится.

В целом, с одной стороны, кардинально инновационных решений в мультимедиа не появилось, и большая часть трендов 2023 года - продолжение тех, что развивались в 2021-2022 годах и даже раньше. Однако есть общая тенденция на все большую зрелищность любых мероприятий, объектов, событий, и поэтому все существующие технологии активно усложняются, подстраиваясь под растущие потребности клиентов.