10.04.2023

Гибридное обучение как новая технология в образовании стало актуальным во время пандемии. В сложных условиях изоляции сочетание онлайн и офлайн занятий позволило продолжить развивать сотрудников. Вопреки ожиданиям после окончания пандемии интерес к удалённому образованию не исчез. А в 2023 году по версии экспертов "Высшей школы экономики" и "Росатома" формат гибридного обучения станет одним из трендов. В материале эксперты Эквио рассказали про преимущества гибридного формата, про его отличия от смешанного обучения и о том, как его организовать в компании.

Ничего себе, вашего преподавателя и там, и тут передают!
Ничего себе, вашего преподавателя и там, и тут передают!

Что такое гибридное обучение

Гибридное обучение — это синхронный формат, при котором часть аудитории находится в одном помещении с преподавателем, а часть участвует в занятии онлайн. Обучающиеся могут присоединяться к занятию через специальные приложения в телефоне, на компьютере или ноутбуке. Во время пандемии гибридная среда обучения позволила продолжить развитие сотрудников без присутствия в офисе. А после её окончания многие компании продолжили использовать этот формат для обучения работников, находящихся на удалёнке или в разных городах. По данным аналитиков исследовательской компании Gartner в 2023 году гибридный формат обучения внедрят до 40% компаний.

Однако для перехода на гибридную форму обучения недостаточно организовать онлайн-трансляцию традиционных лекций. Чтобы занятия были эффективными, нужно изменить подачу материала. Важно создать такие условия, чтобы сотрудники чувствовали себя включёнными в процесс обучения, даже находясь за сотни километров от преподавателя и коллег. Например, можно добавить интерактивные элементы и геймификацию.

Различия гибридного и смешанного обучения

Уточним, что гибридная модель обучения — не единственный способ перенести развитие сотрудников в онлайн. Например, есть смешанное обучение и его часто путают с гибридным форматом. Гибридное и смешанное обучение одинаково строятся на сочетании занятий в офлайн и онлайн. Однако у них есть существенные различия. Если во время смешанного формата занятий каждый сотрудник использует разные способы обучения, то при гибридном обучении обучающиеся делятся на две группы: очную и удалённую.

  • Сотрудники на смешанном обучении одновременно посещают и очные занятия и лекции онлайн. При этом часто удалённые занятия проходят в записи с возможностью посмотреть их в любое время. Онлайн-лекции, вебинары и мастер-классы можно сочетать с чтением профессиональной литературы.

  • При гибридном обучении часть сотрудников проходит занятия офлайн, а часть — в онлайн формате. Перед преподавателем стоит сложная задача одинаково эффективно взаимодействовать с обеими аудиториями. Основной принцип построения гибридного обучения — синхронизация, при которой все сотрудники обучаются в режиме реального времени.

Преимущества гибридной системы обучения

Гибридный режим обучения подходит не всем компаниям. Есть сферы, в которых сотрудники приобретают знания и навыки преимущественно на практике. В этом случае будет сложно добавить онлайн-занятия в систему развития персонала. Однако в большинстве случаев гибридное обучение — наиболее оптимальный способ образования сотрудников.

Главное преимущество гибридного формата — возможность обучить любое количество сотрудников из разных точек мира. Отсутствие строгой привязки к месту обучения расширяет возможности компаний, в которых есть филиалы и представительства в других городах. Теперь не обязательно выделять ресурсы для командировок на время обучения. Кроме того, компании не нужно согласовывать расписания сотрудников, чтобы собрать их в общем месте. Размер аудитории для занятий также больше не оказывают существенного влияние на количество сотрудников, которых можно обучить. Все, кто, по тем или иным причинам, не могут присоединиться к занятиям очно, становятся онлайн-слушателями.

Технологии гибридного обучения предусматривают развитие самостоятельности у сотрудников. Кроме того, они помогают повысить навыки владения компьютером и компьютерными программами. Сотрудники, которые учатся в гибридном формате, чаще участвуют в групповых дискуссиях. Всё дело в том, что перед экраном монитора проще перебороть стеснение и неуверенность, чем выступая в аудитории. К тому же, компания экономит бюджет из-за отсутствия необходимости арендовать большое помещение для занятий, оплачивать командировки сотрудников и так далее.

Как организовать обучение в гибридном формате

В идеале аудиторию для гибридного обучения нужно оборудовать камерами, микрофонами, интерактивной доской и экраном для трансляции видео с камер учеников. Для управления оборудованием нужен специальный сотрудник. Он возьмёт на себя все технические вопросы. чтобы преподаватель сосредоточился на образовательном процессе. Однако так бывает не всегда. Мы расскажем, с чего начать организацию гибридного обучения и какие шаги нужны для её выстраивания с ноля..

Шаг #1. Выберите платформу для онлайн-обучения

Современные платформы позволяют не просто провести урок в онлайн, но и автоматизировать подсчёт результатов обучения. Например, на платформе Эквио можно организовать тестирование, опросы сотрудников, обмен новостями. В Эквио можно вести календарь и планировать занятия в онлайн и в офлайн одновременно. Так как не у всех сотрудников есть персональные компьютеры, для многих будет полезным то, что у обучающей платформы есть мобильная версия.

Шаг #2. Купите необходимое оборудование

Это может быть самое простое оборудование, включающее веб-камеру и микрофон. Важно настроить их и проверить их работоспособность до начала занятия. Например, нужно убедиться, что у преподавателя нет проблем со звуком, он может видеть онлайн-учеников и т.д.

Шаг #3. Переделайте программу обучения

Важно, чтобы программа обучения одинаково подходила и для очных, и для удалённых слушателей. Для этого можно будет понадобиться изменить формат занятий, сделать его более наглядным. Например, для повышения вовлечённости можно добавить презентации, тесты, опросы, мини‑игры и т.д.

Шаг #4. Назначьте помощника среди сотрудников

Преподаватель может делегировать настройку и проверку оборудования, общение в чатах с обучающимся, ответы на стандартные вопросы и другие задачи, не связанные напрямую с обучением. Это позволит сосредоточиться на занятии и не думать об организационных моментах.

Шаг #5. Составьте списки сотрудников для онлайна и офлайна

Важно оценить соотношение очных учеников и онлайн-слушателей. В этом случае будет понятно, какого размера аудитория понадобится преподавателю. Впрочем. можно пойти с другой стороны и выбрать количество очных слушателей в зависимости от размера помещения для занятий. Также важно убедиться, что у сотрудников, выбравших онлайн-занятия, есть доступ в интернет и все необходимые настройки.