Светлана
Захарова

руководитель отдела по работе с клиентами и
партнерами Just AI
© ComNews
15.06.2023

По данным Gartner, мировой рынок no-code инструментов вырос почти на 23% за последний год, и в настоящее время 41% сотрудников, не связанных с ИТ, самостоятельно создают или настраивают приложения. Gartner также прогнозирует, что к 2024 году три четверти крупных предприятий будут использовать no-code платформы, которые, вероятно, будут отвечать за более чем 65% от общего объема разработки приложений. О том, какие преимущества для бизнеса отрывают no-code платформы, какие подводные камни существуют и на что обратить внимание при выборе платформы, рассказала Светлана Захарова, руководитель отдела по работе с клиентами и партнерами Just AI.

No-code платформы предоставляют визуальный интерфейс, который позволяет пользователям перетаскивать компоненты, настраивать параметры и автоматизировать задачи. Это устраняет необходимость в навыках кодирования, упрощая для нетехнических пользователей создание пользовательских приложений и ботов.

Одним из ключевых преимуществ разработки без кода является ее скорость и гибкость. Многие компании подходят к процессу автоматизации очень медленно и с опаской, т.к. требуется команда, большая подготовка, а также дорогостоящий процесс тестирования гипотез о целесообразности внедрения ботов. No-code разработка позволяет командам быстро создавать, тестировать и проводить итерации, что может стать значительным преимуществом на быстро меняющемся рынке.

Количество бизнес-процессов, попадающих под волну автоматизации, увеличивается с каждым годом, и внедрение ботов является одним из основных инструментов. По прогнозам экспертов к 2024 году 47% компаний станут использовать чат-ботов постоянно, а 40% развернут более функциональных виртуальных персональных ассистентов. Предлагаем рассмотреть no-code платформу в контексте диалоговых решений.

Работа с no-code при создании голосовых и чат-ботов

Перенесемся на тот этап, где голосовой ассистент или чат-бот уже внедрен в продакшн и достигнуты все ключевые метрики. Возникает вопрос: "Как обеспечить ему долгое и эффективное функционирование, строить планы по развитию и масштабированию, укладываясь в запланированный бюджет?"

В эти задачи входит:

  • операционная аналитика
  • контроль метрик решения;
  • оценка эффективности и качества работы; контентная поддержка
  • редактура сценария или отдельных реплик чат-бота или голосового ассистента;
  • управление интеграциями – обновление API, интеграция с внешними системами;
  • управление знаниями бота – это обучение NLU (Natural Language Understanding) для того, чтобы повысить качество понимания ботом запросом клиентов, или дать боту новые знания в новой доменной области, если мы решаем масштабировать решение на какой-то новый продукт;
  • сценарная поддержка – добавление навыков в бота или реализация новых сценариев для исходящей коммуникации с пользователями.

В процессе поддержки или развития решения обычно принимают участие два крупных игрока: бизнес, который является заказчиком – эксплуатантом решения и разработчик – команда разработки, инхаус-команда или внешняя команда поставщика решения.

Ожидания этих двух игроков разные, но в то же время хорошо мэтчатся друг с другом.
В ожидания бизнеса входит: возможность максимально быстрого внесения изменений; максимальная гибкость и быстрая адаптация под изменения конкурентной среды и рынка; сохранение качества сервиса; возможность масштабирования решения внутри компании, например, в новые отделы или новые продукты.

Разработчик также заинтересован в масштабировании решения как внутри компании, так и на рынке для привлечения новых клиентов. Но при этом разработчик чаще всего не готов тратить ресурсы своей команды на рутинные вопросы поддержки решения, ведь это, как правило, узко квалифицированные, дефицитные и высокооплачиваемые специалисты.

В данном случае win-win подход может обеспечить расширяемая no-code платформа. No-code инструментарий дает бизнесу возможность самостоятельного развития решения без ожидания освобождения ресурса команды разработки или вне зависимости от стоимости ее работы. А разработчик, в свою очередь, с помощью no-code может делегировать ту самую рутину заинтересованному бизнесу, и позволить своим специалистам сосредоточиться на более сложных решениях и технологиях.направить на завоевание новых рынков и клиентов.

Подводные камни

Звучит отлично, но дьявол в деталях. Если говорить о сложных комплексных решениях, в которых обычно много специфичных интеграций с внешними системами, обработки данных , то преимущества no-code в виде его простоты и доступности оборачиваются серьезными недостатками - например, сложностями с расширением возможностей решения из-за ограничения функциональности no-code инструментария и невозможности его кастомизации.

С челленджем использования no-code при создании и долговременном развитии сложных решений мы в Just AI встретились давно и выработали следующий подход.

No-code во всех наших интерфейсах должен быть полностью интероперабелен с кодом. Это означает, что все, что реализовано в коде, должно корректно отображаться в интерфейсу no-code и наоборот. Также мы обеспечили возможность совместной работы пользователей no-code в одном проекте – например, контент-менеджеров, продукт-мендежеров, проджект-менеджеров с разработчиками-лингвистами. И немаловажным является возможность расширять no-code инструментарий для того, чтобы бизнесу не составило труда получить какую-то новую фичу, которой нет в существующем интерфейсе.

Сегодня такой подход реализован в визуальном конструкторе диалогов J-Graph. Он полностью совместим с кодом сценария, реализуя ту самую возможность моментального переключения между графическим представлением сценария в коде.

Преимущества расширяемой no-code платформы для бизнеса

Повышение производительности.
No-code интерфейсы обеспечивают более доступный способ разработки и развертывания приложений, позволяя компаниям оптимизировать свои рабочие процессы и автоматизировать повторяющиеся задачи, что может привести к повышению производительности и эффективности.

Экономическая эффективность.
No-code интерфейсы устраняют необходимость найма большого количества дорогостоящих разработчиков или передачи разработки на аутсорсинг. Со временем это может привести к значительной экономии средств.

Гибкость и персонализация.
No-code интерфейсы обеспечивают высокую степень гибкости и кастомизации, позволяя компаниям создавать приложения, адаптированные к их конкретным потребностям и требованиям.

Автономия.
Со снижением затрат и зависимостей появляется большая свобода идти на риск. Благодаря no-code компании могут быстро тестировать неограниченное число фич, которые в конечном итоге могут не сработать или масштабироваться. В то же время расширяемая функциональность и совместимость с программным кодом в подобных интерфейсах снижает зависимость от вендора интерфейса (vendor-lock).

Простое обслуживание.
Платформы no-code часто поставляются с готовыми шаблонами и модулями, которые можно легко изменять и обновлять. Это облегчает обслуживание и обновление ваших голосовых и чат-ботов с течением времени.

Интеграция с другими инструментами.
Многие платформы no-code интегрируются с другими инструментами и сервисами, такими как CRM-системы, платформы автоматизации маркетинга и инструменты аналитики. Это может помочь вам создать более сложные голосовые и чат-боты, которые могут быть интегрированы в ваш более широкий технологический стек.

Какие ключевые факторы должны учитывать компании при выборе платформы no-code для своего диалогового решения?

Функциональность. необходимо выбрать платформу, которая обеспечивает достаточный набор функций для создания диалогового решения, включая возможности обработки естественного языка, управления контекстом диалога, анализом диалогов и дообучения на основе их.

Возможность интеграции. платформа должна иметь возможность интеграции с другими сервисами, такими как CRM, ERP и другие системы, чтобы обеспечить эффективное использование диалогового решения в рамках бизнес-процессов компании.

Расширяемость функциональности no-code платформы. Подобное расширение может реализовываться вендором (что в итоге только усиливает т.н. vendor-lock) или может реализовываться самой компанией в случае, если платформа предоставляет такую возможность. Второе предпочтительнее с т.з. долговременной эксплуатации и снижения затрат владения решением.

Масштабируемость. Платформа должна быть масштабируемой и готовой к увеличению объемов работы и количества пользователей.

Безопасность. Платформа должна обеспечивать надежную защиту данных и конфиденциальность информации, передаваемой через диалоговое решение.

Поддержка. Важно выбирать платформу с надежной и эффективной поддержкой, чтобы получить помощь в случае возникновения проблем или необходимости расширения функциональности решения.

Вероятно, что в ближайшем будущем возрастет роль нетехнических пользователей в создании и обслуживании продуктов с помощью no-code платформ, но важно отметить, что ИТ-команда сейчас и всегда будет движущей силой этих инноваций. Их работа заключается в том, чтобы выяснить, как предоставить бизнес-пользователям инструменты, необходимые им для максимально продуктивной работы и рекомендации по их правильному использованию.