Светлана
Дергачева

генеральный директор Content AI
© ComNews
27.07.2023

Генеральный директор ИИ-разработчика Content AI Светлана Дергачева рассказала ComNews о том, почему возврат бессрочных лицензий на прикладное ПО – это шаг назад для рынка.

Сегодня информационная плотность на ИТ-рынке чрезвычайно высока: на повестке дня ежедневно звучат вопросы, связанные с импортозамещением, технологическим суверенитетом, обеспечением информационной безопасности. Однако есть один аспект, который почти не фигурирует в речах экспертов и не вызывает отраслевой дискуссии, хотя его значимость для будущего рынка нельзя недооценивать. Речь идет о подходе к моделям лицензирования продуктов и некоторым настораживающим тенденциям вокруг этой темы.

За последние 5-7 лет технологические компании разного уровня постепенно начали продавать программное обеспечение по модели подписок, отходя от бессрочных лицензий. Тон, как всегда, задавали крупные международные вендоры: Microsoft, Autodesk, Adobe, UiPath одними из первых предложили пользователям приобретать лицензии на 1-3 года с возможностью бесплатного апгрейда и ряда других преимуществ, которые не получали владельцы бессрочных лицензий.

Постепенно выгоду этого подхода оценили и на российском рынке: отечественные вендоры стали использовали комбинированную модель, позволяя пользователям выбрать подходящий вариант, некоторые приняли решение полностью перевести продажу софта на подписную модель.

Остаться в плюсе

Для частного лица главное преимущество подписок – возможность регулярного обновления софта и доступ к последним версиям продукта. Причем, даже самая продвинутая функциональность появляется в ПО сразу же после нового релиза. Тогда как в бессрочном решении обновления необходимо приобретать за отдельную плату.

Также пользователь подписки получает защиту от новых вредоносных программ, развитие которых никогда не стоит на месте. В то же время установленный несколько лет назад софт перед атаками современных вирусов с высокой вероятностью может не устоять.

Своего рода защиту на постоянной основе владельцы подписки получают и от технической поддержки разработчика. Для таких пользователей она действует по умолчанию и в полном объеме. Поддерживать устаревшие версии продукта с бессрочной лицензией вендору нерезонно и невыгодно, поэтому на рынке есть практика дополнительно брать за техподдержку деньги или ограничивать ее фиксированным сроком. Отказавшись от услуги, пользователь должен самостоятельно решать возникшие проблемы и искать ответы на вопросы.

Для компаний формат подписки удобен прежде всего потому, что позволяет гибко управлять параметрами лицензии и изменять их в нужную сторону по истечении или во время срока действия. А в случае трансформации бизнеса или отсутствия необходимости в конкретном ПО, по окончании периода действия лицензии продукт можно просто прекратить использовать, не неся никаких потерь, как при отказе от бессрочной версии.

Для бизнеса есть важный нюанс и с точки зрения внутренней финансовой кухни. Во-первых, удобство планирования и согласования расходов. Во-вторых, возможность отнести платежи за подписку к операционным расходам компании, тогда как бессрочное приобретение продукта – в некоторых случаях относят к капитальным. Если говорить о покупке, например, редактора PDF, с помощью которого ведется обработка документов, то это точно не капитальные расходы, возврат которых может быть растянут на годы. Рутинные процессы, связанные с ежедневной деятельностью компании, стоит относить к операционке. Рентабельность этих вложений обеспечена заказчику в гораздо более короткие сроки.

Обратный ход

Казалось, что и разработчики, и пользователи оценили преимущества модели подписки и ее соответствие современному ИТ-рынку с его высокой скоростью технологического развития, частыми изменениями и гибкостью.

Однако в последнее время в России в некоторых сегментах ИТ-рынка ситуация начала приобретать обратный характер: поставщики софта стали все чаще предлагать бессрочные лицензии вместо подписки.

Сложно сказать, чем вызвано это намерение: желанием собрать сегмент заказчиков, использующих минимальный базовый набор функций ПО и не заинтересованных в его развитии, или способом увеличить выручку здесь и сейчас, не задумываясь о перспективах завтрашнего дня.

В любом случае это решение не только противоречит сложившейся обоюдовыгодной практике, но и отчасти тормозит развитие рынка: у пользователей нет регулярной привычки устанавливать обновления, разработчикам незачем улучшать продукт.

С учетом высоких темпов всеобщей цифровизации растет и скорость устаревания программного обеспечения и оборудования. Новое "железо" зачастую совместимо только со столь же новыми продуктами и не умеет безошибочно взаимодействовать с решениями 5-10-летней давности.

Негативная отдача

Исходя из нашего опыта разработки продуктов для интеллектуальной обработки информации, можно сказать, что 1–3 года – это оптимальный жизненный цикл прикладного ПО. Далее у пользователей появляются новые задачи, требующие автоматизированных решений, у корпоративных заказчиков, которым необходимо встраивать внешний софт в ИТ-архитектуру компании, меняются технические требования, да и сами продукты постоянно улучшаются, становятся более удобными, эффективными и наращивают инновационную функциональность.

Возврат к модели бессрочных лицензий лишает пользователей возможности работать с наиболее продвинутыми версиями продукта: по нашим данным, многие продолжают пользоваться устаревшим софтом до тех пор, пока это позволяет операционная система. В конечном итоге снижается эффективность решения пользовательских задач, падает уровень технологического оснащения компании. Негативную отдачу получают и вендоры: отсутствие массового запроса тормозит функциональное развитие самого продукта. Ведь именно пользовательский фидбек является главным двигателем прогресса.

Учитывая количество сложностей, с которым сегодня сталкивается российское ИТ-сообщество и потребители продуктов, важно уделять внимание любым факторам, препятствующим развитию рынка. Возврат к явлениям прошлого, которые рынок уже давно перерос, вряд ли можно назвать правильной стратегией.