АЛЕКСАНДР БОРЕЙКО
Источник: "Ведомости" от 28 ноября 2002 года
28.11.2002

Московские телекоммуникационные операторы начали предоставлять клиентам новую услугу: устанавливать телефоны с городскими номерами без прокладки новых линий связи. Эта услуга позволит быстро телефонизировать мелкие фирмы и квартиры в районах новостроек, куда традиционные телефонисты еще не дотянулись или где их услуги слишком дороги.

Новая услуга предоставляется по технологии Voice-over-IP (VoIP) , когда голосовой трафик передается по Интернету в виде пакетов данных. Услуга доступна клиентам, у которых уже имеется выход в Сеть с гарантированной скоростью подключения - скажем, выделенная линия, домовая сеть или ADSL-модем. Для одной телефонной линии необходима полоса пропускания в 20 Кб/с, для факса - 80 Кб/с. Таким образом, подключение к Интернету на скорости 128 Кб/с позволяет установить одну телефонную линию, один факс и сохранить сетевой доступ.

Услуга рассчитана главным образом на небольшие компании, не способные оплатить прокладку оптической линии высокой пропускной способности. Одно из главных преимуществ этой технологии - скорость установки: телефонный номер можно подключить буквально на следующий день. Другая привлекательная для клиента особенность - дешевая междугородная и международная связь, оплачиваемая по тарифам IP-телефонии. Немаловажно также, что VoIP позволяет сохранить номер при переезде - причем можно иметь прямой московский номер не только в Москве, но и в любой точке мира.

Крупнейший столичный интернет-провайдер "МТУ-Интел" оказывает подобную услугу под названием "Интернет + телефон" уже более года. Услуга предоставляется при доступе в Интернет по технологии ADSL и рассчитана на небольшие фирмы, имеющие одну телефонную линию, но при этом желающие получить несколько телефонных номеров и скоростной доступ в Интернет.

"На рынке существует определенный дефицит предложений по установке небольшого числа телефонных линий. Когда для трех-четырех телефонных линий надо прокладывать канал ровно такой же пропускной способности, что и для 30 линий, цена одного номера оказывается чересчур высокой", - говорит замгендиректора "МТУ-Интел" по коммерческой деятельности Александр Теппер.

У "МТУ-Интел" стоимость подключения одной телефонной линии составляет $450, ежемесячная абонентская плата - $25, местная связь бесплатна, а междугородная и международная оплачивается по тарифам интернет-телефонии. Услугу "Интернет + телефон" уже приобрели несколько сотен клиентов.

Компания "Совинтел", ныне входящая в холдинг Golden Telecom, предложила похожую услугу под названием VoIP-Line около полугода назад и уже продала клиентам несколько сотен телефонных номеров по этой технологии. "Совинтел" не позиционирует VoIP-Line, как более дешевую услугу. "Качество связи сравнимо с традиционной телефонией, соответственно, установочные платежи и ежемесячные тарифы для этой услуги сопоставимы с тарифами на традиционную телефонию", - говорит директор по маркетингу и развитию услуг "Совинтела" Альберт Сафиуллин.

До сих пор услуга VoIP предназначалась главным образом для телефонизации небольших компаний, не способных оплатить прокладку "выделенки". Однако молодой телекоммуникационный оператор XXLine намерен с декабря предложить эту услугу также частным пользователям - в первую очередь жителям новостроек в тех районах, куда еще не дошла Московская городская телефонная сеть, но где уже существуют домовые сети с выходом в Интернет.

Гендиректор одного из крупнейших московских операторов домовых сетей - компании "ЛАН-Телеком", работающей под торговой маркой Ultranet, Сергей Киселев считает, что абоненты, скорее всего, будут использовать VoIP для специальных целей - например, в случаях, когда необходимо оперативно обеспечить дешевую международную и междугородную связь, но вряд ли эта технология станет действительно массовым решением для частных пользователей. В то же время, по его словам, интерес к этой услуге достаточно большой - около 15% пользователей домовых сетей компании интересуются возможностью использования IP-телефонии для организации телефонной связи.

По словам директора XXLine по системным проектам Евгения Валова, его компания намерена продавать телефонные номера в районах ближайшего Подмосковья, испытывающих проблемы с телефонизацией, но имеющих постоянное подключение к Интернету. Операторы подмосковных домовых сетей считают эту технологию настоящей находкой. "В Подмосковье, где жители десятилетиями стоят в очереди на установку телефона, но при этом многие уже имеют доступ в локальные компьютерные сети, услуги, основанные на VoIP, могут оказаться единственным решением для быстрой и комплексной телефонизации", - говорит Сергей Свиридов, руководитель некоммерческого партнерства "Лобненское информационное сообщество", объединяющего абонентов домовых сетей города Лобни.

А вот другой столичный альтернативный оператор - компания "Комбеллга" пока не планирует специально продвигать услугу предоставления номеров по VoIP. "Эта технология довольно требовательна к каналам связи, поэтому ее применение возможно лишь тогда, когда речь идет о клиентах, принадлежащих к малому бизнесу и корпоративному сектору, - говорит менеджер по новым услугам "Комбеллги" Андрей Бочаров. - Однако такие клиенты могут позволить себе соответствующее оборудование и каналы достаточной пропускной способности".

Аналитики неоднозначно оценивают перспективы этой услуги. По мнению ведущего консультанта ACM Consulting Михаила Алексеева, при нынешней стоимости услуг мобильной связи абоненту проще купить сотовую трубку и использовать ее вместо обычного телефона. В то же время ведущий аналитик компании "Телеком-Эксперт" Михаил Ратынский считает, что относительно небольшая ниша для этой услуги на рынке есть - в частности, из-за ее относительной дешевизны.