Image by macrovector on Freepik
Крупные российские компании помогли вузам выпустить десятки тысяч специалистов, многим из которых предложили стажировку и работу. Помимо существующих, появляются новые программы подготовки как для студентов, так и для школьников.
© ComNews
20.12.2023

В последнее время многие крупные российские компании вступают в коллаборации с вузами. Совместно они открывают кафедры, на которых готовят специалистов под конкретные задачи в той или иной компании, запускают программы стажировки для выпускников по разным направлениям, открывают курсы, проводят олимпиады, конференции и хакатоны.

В числе крупных компаний, которая активно сотрудничает с вузами, - АО "Тинькофф Банк". С 2018 г. "Тинькофф" развивает бесплатные обучающие программы, которые обеспечивают равные образовательные возможности для школьников и студентов из разных регионов страны.

Например, для студентов работают базовые кафедры от "Тинькофф" в Московском физико-техническом институте (МФТИ) и НИУ ВШЭ. В МФТИ базовая кафедра реализует часть образовательного процесса в бакалавриате (3-4-й курс) и магистратуре (1-2-й курс), курирует работу лаборатории ИИ, что позволяет студентам развиваться в трех направлениях: разработка, аналитика, ML. Ежегодно выпускниками становятся более 100 человек. В НИУ ВШЭ базовая кафедра реализует специализацию "Промышленная разработка" и различные курсы по выбору для студентов, интересующихся разработкой. Общий выпуск студентов каждый год - более 150 человек.

"Мы не первый год сотрудничаем с НИУ ВШЭ и видим, что в университете работа с талантливыми школьниками выстроена на самом высоком уровне. Вуз постоянно запускает олимпиады нового формата с фокусом на командную работу и нестандартные задания, направленные на проверку практических знаний и навыков. Поэтому для нас особенно ценно стать долгосрочным партнером вуза, и в будущем мы рассчитываем укреплять и масштабировать наше сотрудничество", - прокомментировал председатель правления Тинькофф Банка Станислав Близнюк.

Также "Тинькофф" проводит с вузами совместные спецкурсы. На них ежегодно учатся более 3,5 тыс. студентов ИТ-направлений. Компания делится экспертизой с университетами, преподает дисциплины, ориентированные на практику и современные ИТ-инструменты и подходы. Одним из самых крупных и долгосрочных проектов является "Академия Бэкенда". Продолжительность обучения - полтора года, где первый год посвящен SWE (создание сайтов и поисковое продвижение) на разных языках программирования, а второй - SRE (техническое обеспечение надежности сайта). Проект направлен на студентов технических специальностей нескольких вузов и реализуется в нескольких университетах - НИУ ВШЭ, МФТИ, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), ИТМО, Уральский федеральный университет (УрФУ) и др.

"Тинькофф" поддерживает исследовательские инициативы и развивает проектные лаборатории в МГУ, МФТИ, ВШЭ и СПбГУ. Студенты работают в малых группах над решением прикладных задач на стыке технологий, бизнеса и науки. За 2022 г. в общей сложности студенты реализовали 34 исследовательских проекта в лабораториях.

Для студентов, выпускников технических вузов и специалистов, которые начинают карьеру в ИТ, есть бесплатные образовательные курсы по востребованным на рынке специальностям: backend- и frontend-разработка, системный и бизнес-анализ, QA, дизайн, маркетинг и др. Выпускники курсов становятся джуниор-специалистами, а лучшие из них попадают в штат "Тинькофф". Кроме того, существуют оплачиваемые ИТ-стажировки, в рамках которых студенты, выпускники и начинающие специалисты работают над реальными бизнес-задачами вместе с опытными кураторами. На данный момент доступно более 15 направлений стажировок: мобильная разработка, фронтенд, бэкенд, ML и др.

В 2022 г. "Тинькофф" впервые запустил стипендиальную программу. На 2022-2023 гг. 80 студентов получили ежемесячную годовую стипендию. В 2023 г. компания расширила стипендиальную программу до 200 человек с фондом почти 60 млн руб. Ежегодно на стипендиальную программу подают заявки более 14 тыс. студентов.

"За последние пять лет в "Тинькофф Образовании" обучилось почти 30 тыс. школьников и студентов. Бесплатные образовательные ИТ-курсы окончили более 2,5 тыс. человек, попали в штат после обучения более 600 человек. Стажировки прошли более 2,5 тыс. человек, 1,3 тыс. из них стали сотрудниками "Тинькофф". Во время последних запусков программы около 80% стажеров перешли в штат", - сообщил корреспонденту ComNews представитель пресс-службы "Тинькофф".

Компания МТС была в числе первых, кто начал сотрудничество с учреждениями высшего образования. В сентябре 2023 г. она открыла кафедру машинного обучения на факультете компьютерных наук Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ). Кафедра работает по трем направлениям: генеративные модели искусственного интеллекта (ИИ), Big Data и работа с данными, создание и поддержка инфраструктуры для больших данных. Заведующим кафедры является первый вице-президент по технологиям МТС Павел Воронин, а преподавателями - ведущие специалисты компании с практическим опытом в сфере больших данных и глубинного машинного обучения. Программа включает лекции по генеративным моделям искусственного интеллекта, технологиям обработки звука, компьютерному зрению и другим направлениям.

"Создание базовой кафедры МТС - это важный шаг в нашем стремлении обеспечить студентам ФКН обучение самым востребованным компетенциям и подготовку к будущей карьере в ИT-индустрии. Это стало возможным благодаря компании МТС и участию Павла Воронина, первого вице-президента по технологиям, который и возглавил кафедру. Кафедра предоставляет студентам возможность получить опыт работы в профессиональной среде и развивать свои навыки в разных областях, в том числе генеративных моделей искусственного интеллекта. Образовательные проекты разрабатываются практикующими сотрудниками МТС, что гарантирует их актуальность и соответствие требованиям рынка. Мы гордимся этим партнерством и рассчитываем на дальнейшее расширение сотрудничества", - рассказал декан факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ Иван Аржанцев.

В сентябре 2022 г. и в феврале 2023 г. МТС запустила на базе ВШЭ прикладные курсы, которые вошли в перечень обязательных дисциплин по выбору - по backend-разработке на языке программирования Go и методологии DevOps. Образовательная программа построена на реальных кейсах компании, студенты под руководством разработчиков и архитекторов МТС осваивают инструменты и навыки, необходимые специалистам уровней от junior+ до middle в крупных ИТ-компаниях.

Для магистрантов Института точной механики и оптики (ИТМО) МТС в ноябре 2022 г. запустила курс по разработке рекомендательных систем на языке программирования Python. На протяжении обучения студенты освоили работу с большими данными, популярными фреймворками для построения рекомендательных систем, учились оценивать эффект влияния решения на продукт, использовать двухуровневые нейросетевые модели и многое другое. По итогам программы выпускники готовили финальный проект, который могли включить в портфолио.

Компания МТС участвует в разработке образовательных программ, нацеленных на повышение квалификации действующих специалистов разного стека технологий. В центре развития и обучения "МТС Диджитал" можно бесплатно освоить разработку на языках Go, Java, Frontend, Android, SRE, Data Science, QA. В октябре этого года компания открыла Школу аналитиков данных. В рамках программы МТС будет проводить обучение продвинутому программированию на Python, основам классического машинного обучения и познакомит с инструментами работы с Big Data, принципами построения ML-моделей в геоаналитике, рекомендательных системах, финтехе и рекламе.

Компания заинтересована, чтобы ребята из регионов могли как можно раньше узнавать о разных ИТ-профессиях и пробовать свои силы. Поэтому МТС развивает программы, рассчитанные на школьников. Так, недавно компания открыла двухмесячную образовательную онлайн-программу по веб-дизайну. На онлайн-платформе "Поколение М" ребята со всей России могут в формате воркшопов бесплатно освоить все этапы создания веб-сайта, от формирования концепции и дизайна до оптимизации.

Лучшие выпускники всех образовательных программ МТС получают приглашение на стажировку или оффер.

Одна из стратегических целей компании - развитие ИТ-комьюнити в России. Эту задачу МТС решает не только с помощью образовательных программ, но и организовывая крупнейшие в стране конференции и турниры.

В конце октября МТС провела финал всероссийской олимпиады по программированию True Tech Champ. Участие в ней приняли более 8000 человек - школьники, студенты и действующие ИТ-специалисты из разных регионов страны. По итогам отборочных онлайн-испытаний, МТС выбрала 250 финалистов, которые приехали в Москву и поборолись за крупные денежные призы.

Мероприятие проходило в формате ИТ-фестиваля: помимо зон, где участники программировали на скорость, на площадке были развлекательные стенды с аэрохоккеем, кикером и другими играми, а также пространства для лекций, концерта и нетворкинга.

В марте МТС провела большую конференцию True Tech Day. Мероприятие прошло в гибридном формате - одновременно в Москве, Тбилиси, Дубае и Астане. Офлайн его посетило несколько тысяч человек, более 60 тыс. наблюдали онлайн. На четырех площадках с докладами выступали свыше 70 экспертов из разных технологических компаний - российских и зарубежных.

Помимо запуска образовательных программ, МТС поддерживает и готовые технологические решения (стартапы). В январе этого года компания совместно с дочерней MTS AI объявила о запуске акселератора XR-технологий, Web3, DeepTech. Идеологом проекта выступил Павел Воронин. Заявку на участие подали 306 стартапов из 37 стран мира, включая ОАЭ, Китай, Сингапур, Аргентину, Турцию, Австралию; 10 из них получили возможность представить свой проект экспертам венчурных фондов, инвестирующих до $10 млн.

В продолжение инициатив по поддержке молодых технологических предпринимателей МТС (также в партнерстве с MTS AI) запустила акселератор технологий генеративного искусственного интеллекта. 10 из 300 команд со всех континентов (кроме Антарктиды) улучшают свои стартапы с наставниками с экспертизой в области Gen AI, включая LLM.

Российская инвестиционная технологическая корпорация VK создала проект VK Education. Он направлен на сотрудничество с более чем 30 вузами страны, в 21 из которых есть образовательные центры VK. Компания поддерживает систему подготовки кадров по наиболее востребованным ИТ- и диджитал-специальностям, реализует свыше 100 образовательных программ и курсов по 30 направлениям.

Студенты бакалавриата и специалитета технических направлений очной формы обучения могут оформить подписку от VK Education. Это стипендиальная программа, которая включает ежемесячные выплаты в течение 10 месяцев в размере 15 тыс. руб. для студентов первого курса и 20 тыс. руб. для студентов второго-шестого курсов. Заявку на подписку может подать любой студент, приложив при этом достижения в олимпиадах, чемпионатах, ИТ-соревнованиях и хакатонах. Заявки рассматривает экспертный совет, состоящий из представителей VK. Количество мест ограничено.

Также для студентов российских вузов VK предлагает оплачиваемую стажировку в компании по нескольким направлениям: разработка, информационная безопасность, продажи в ИТ, аналитика, управление проектами, маркетинг, дизайн. По окончании стажировки студенты получают сертификат об участии в программе и возможность продолжить работу в компании.

"За последние два года (2022-2023) количество студентов в проектах VK Education удвоилось: в 2023 г. их станет более 20 тыс. Выпускники наших образовательных проектов быстрее адаптируются и растут в компании. Ежегодно более 500 стажеров и молодых специалистов приходят в VK через стажировки и образовательные проекты. В среднем за год более 90% новичков вырастают до уровня middle. Мы постоянно расширяем форматы взаимодействия с вузами, осваиваем новые направления. В 2023 г. активно развиваем сотрудничество с университетами в сфере креативных индустрий", - поделился статистикой руководитель по работе с вузами VK Георгий Щелканов.

Российская транснациональная компания в области информационных технологий "Яндекс" по состоянию на октябрь 2023 г. сотрудничает с 16 университетами. Совместные образовательные программы с 2023 г. стартовали в РТУ МИРЭА, МАИ, МИФИ и ВШЭ в Санкт-Петербурге. Там студенты могут изучать Python, С++ и Go, а также алгоритмы обработки данных на основе онлайн-учебников по программированию - хендбуков "Яндекса". Помимо этого, студентам доступен образовательный контент от Школы анализа данных.

Кроме того, "Яндекс" занимается внедрением курсов в образовательные программы университетов. Один из таких - курс "Яндекс.Толока". Он рассказывает о технологиях краудсорсинга и разметке данных для научных исследований в разных предметных областях. Курс уже внедрен в несколько университетов - СПбГУ, ИТМО, НИУ ВШЭ.

Другой курс, который "Яндекс" предлагает всем желающим, - обучение Yandex Cloud. Преподаватели курса рассказывают о базовых принципах и основных инструментах облачных сервисов. Программа рассчитана на три месяца по 10 часов обучения в неделю и состоит из шести частей. В каждой из них - практические занятия по ключевым сервисам Yandex Cloud. Обучение проходит в формате онлайн по четырем направлениям: профессия "Инженер облачных сервисов"; обучение для DevOps-инженеров; обучение для аналитиков данных, дата-инженеров и менеджеров; обучение для специалистов по информационной безопасности. По состоянию на октябрь 2023 г. курс прошли уже более 20 тыс. человек.

Так же как и другие крупные компании, "Яндекс" проводит стажировки для студентов и начинающих специалистов по пяти направлениям: бэкенд-разработка, фронтенд-разработка, мобильная разработка, DevOps, Deep Dive - программа стажировки в "Яндекс Маркете". Это оплачиваемая программа, которая длится от трех до шести месяцев в зависимости от выбора направления и выбранной занятости студента (20, 30 или 40 часов в неделю). Каждому участнику "Яндекс" оплачивает проезд и проживание в Москве.

"В 2023-2024 учебном году более 3000 первокурсников поступили на университетские программы, поддерживаемые "Яндексом", и уже осваивают самые современные технологии в области наук о данных, искусственного интеллекта, машинного обучения. "Яндекс" понимает актуальные потребности рынка и помогает вузам готовить инженеров-практиков, специализирующихся в отдельных направлениях разработки. Наши выпускники работают в крупных технологических компаниях, запускают стартапы, занимаются научными исследованиями в сфере машинного обучения. В планах у компании - запуск новых образовательных программ и форматов взаимодействия с вузами, расширение партнерства, в том числе международного. В 2024-2025 гг. мы надеемся сотрудничать уже с 20 университетами", - рассказал руководитель направления по взаимодействию с вузами в "Яндексе" Кирилл Баранников.

Активно с вузами сотрудничает и цифровая экосистема "Сбер". На данный момент у компании 330 вузов-партнеров и 61 совместная образовательная программа в 42 университетах страны. Большинство программ ориентированы на подготовку специалистов в цифровых областях (ИТ, Data Science и кибербезопасность). Во время обучения студенты знакомятся с действующими проектами от преподавателей - сотрудников "Сбера", решают реальные задачи на стажировках и приобретают практические навыки, которые необходимы специалистам для построения карьеры в высокотехнологичной компании.

Кроме того, "Сбер" выступает партнером трех центров искусственного интеллекта, созданных в НИУ ВШЭ, МФТИ и Сколтехе. С этими университетами "Сбер" создает решения для продуктов и сервисов компании на базе ИИ. Например, в 2022 г. в трех центрах суммарно создали 19 проектов.

Целью создания исследовательского центра в НИУ ВШЭ является ускорение разработки и внедрения технологий ИИ в разные сферы жизни человека и общества, отрасли науки и сектора экономики, а также разработка открытых программных библиотек и решений на основе ИИ. Студенты создают новый подход к ранжированию языковых моделей, формируют поток данных для риск-анализа. В 2022 г. создали 11 проектов для Сбербанка.

Исследовательский центр ИИ МФТИ направлен на разработку разговорных ассистентов, робототехнических систем беспилотного автотранспорта с текстовыми, голосовыми, фото- и видеосервисами и их экспериментальных образцов с элементами сильного ИИ для применения в индустрии. В частности, студенты улучшают рекомендательные системы для e-com и делают шаги к разработке безопасных беспилотных автомобилей. "Внедрение результатов проекта позволит к 2024 г. увеличить на 20% точность позиционирования беспилотных автомобилей", - рассказал руководитель разработки технологии автономного вождения "СберАвтоТех" Олег Поткин. Всего исследовательский центр ИИ МФТИ подготовил для Сбербанка в 2022 г. четыре проекта.

Цель создания исследовательского центра ИИ "Сколтеха" заключается в создании моделей и фреймворков ИИ для решения задач устойчивого развития промышленности и экономики РФ. Студенты занимаются разработкой GreenAI для снижения ресурсоемкости обучения нейросетей, а также создают первую в мире автоматизированную систему прогнозирования климатических и экономических рисков. В 2022 г. исследовательский центр ИИ "Сколтеха" подготовил для Сбербанка четыре проекта.

Помимо этого, "Сбер" поддерживает и проводит олимпиады и соревнования для выявления лучших студентов и школьников-выпускников, которым также предлагает пройти стажировку в компании, чтобы они получили первый серьезный опыт работы над интересными задачами. Ежегодно в "Сбере" проходят стажировки более 1,2 тыс. студентов по всей России, и каждый второй студент по итогам стажировки становится частью команды экосистемы.

"Подготовка специалистов в сфере цифровых технологий является для нас ключевой задачей. Мы активно сотрудничаем с вузами в части разработки и внедрения образовательных программ, отвечающих актуальным требованиям бизнеса. С 2022 г. мы подготовили 1127 студентов по программам ИТ, Data Science и кибербезопасности. Из них 608 человек успешно завершили программу в 2022 г., еще 519 студентов - в 2023 г.", - поделился с корреспондентом ComNews статистикой представитель пресс-службы ПАО "Сбербанк".

Представители крупных российских компаний уверены, что взаимодействие с вузами позволит повысить статус и качество высшего образования. Совместное участие в разработке учебных программ, создание кафедр с преподавателями - сотрудниками компаний, презентации и стажировки помогут решить эту задачу. А компаниям такое сотрудничество дает положительную репутацию.

Новости из связанных рубрик