Директор по маркетингу "Анабар" Максим Самойленко (фото: ComNews)
Система продвижения и аналитики на маркетплейсах "Анабар" вывела на рынок индекс равномерности заказов на Wildberries. Новый продукт, работающий на основе искусственного интеллекта, поможет продавцам выбрать золотую середину в конкуренции на торговой площадке. В планах разработчиков - предиктивный анализ конкуренции.
Михаил
Никифоренко
© ComNews
26.01.2024

По заявлению разработчиков, благодаря новому индикатору продавцы могут оценить риск перед вложением в новые товары. Он учитывает множество факторов, влияющих на продажи. Например, в предновогодний месяц индекс признал самой "продажной" категорией Wildberries продукты, но еще в конце осени рекомендовал продавцам вкладываться в товары для красоты, одежду и обувь.

Компания "Анабар" занимается аналитикой, управлением рекламой и продажами и уже перестала быть просто "биддером" - ассистентом, помогающим размещать рекламу.

"С нашей помощью, - рассказал корреспонденту ComNews директор по маркетингу "Анабар" Максим Самойленко, - продавец маркетплейса может выстроить бесшовную бизнес-стратегию - от определения товарной ниши, в которую он собирается попасть, до финансового результата. Количество активных клиентов сервиса превысило 5000. Мы работаем с Wildberries и Ozon. До конца года начнем работать с "Яндекс Маркетом", в дальнейших планах - "Мегамаркерт". Но планы могут корректироваться в зависимости от того, кто из продавцов пойдет вверх".

Потребность в простых и наглядных инструментах для оценки продаж огромная. По данным компании "Анабар", каждая третья покупка совершается онлайн. Аудитория маркетплейсов с начала 2022 г. по апрель 2023 г. выросла в полтора раза. К концу 2024 г. Wildberries вырастет на 20-25%. Маркетплейсы теперь конкурируют с ведущими российским порталами. Ozon - 10-й по популярности сайт в рунете, после "Яндекса", Google, Youtube, Mail.ru и других сетевых гигантов. Wildberries и "Яндекс Маркет" входят в топ-20. Кроме того, из торговых площадок они превратились чуть ли не в арены развлечений. Люди приходят не за конкретной вещью, а чтобы найти что-нибудь "прикольное", и подолгу листают каталоги.

Взрывной рост рунета в целом и интернет-торговли подталкивают разработчиков выводить на рынок новые продукты.

"Сегодня впервые мы показали рынку индекс равномерности заказов на Wildberries, - говорит Максим Самойленко. - Он состоит из двух индикаторов. Во-первых, можно узнать степень монополизации торговой ниши - есть ли в данном сегменте явные лидеры, которые отъедают львиную долю заказов. Если они есть, то захват ниши обойдется продавцу дорого. Второй индикатор показывает популярность ниши среди аудитории маркетплейса. С помощью индекса равномерности продавец пройдет "срединным путем": не заходя как на территорию дорогостоящей конкуренции, так и в зону, где нет аудитории".

Он добавил, что скоро индекс сможет построить предиктивную модель продаж, способную сделать прогноз. Над этим работают программисты компании.

"Есть набор критериев, которые меняют спрос и предложение во времени - например, сезонность, общая экономическая ситуация, праздники, как это ни смешно звучит. Они в корне могут менять ситуацию с продажами. Наша следующая задача - научиться предсказывать эти изменения. За отправную точку можно взять прошлогодние данные - хотя полагаться на них полностью нельзя, ведь аудитория сильно выросла - и построить модель на основе нашего искусственного интеллекта, которая учтет все вышеперечисленные факторы", - говорит Максим Самойленко.

Директор по маркетингу "Анабар" считает, что индекс лучше всего подойдет для введения новых товаров, потому что продавцу будет тяжело изменить существующий набор, который уже на складе, и заново рассчитать стоимость и остатки.

Рынок управления рекламой на маркетплейсах усложнился в техническом плане настолько, что мелким компаниям эти новшества не потянуть.

"Это очень конкурентный рынок, и он сужается. Много денег необходимо потратить на разработку, в том числе на новую игрушку рынка - искусственный интеллект. Мы недавно опубликовали решение "Анабар GPT", что тоже потребовало немалых инвестиций. Поэтому крупные игроки постепенно захватывают все большую долю, а мелкие уходят с этого рынка. И не буду лукавить, мы конкурируем и с самими маркетплейсами. Ведь формально любой продавец может запустить на торговой площадке рекламную кампанию своими силами. Никто не запрещает. Вопрос в эффективности, которая обычно невелика", - рассказал Максим Самойленко.

Разработкой индекса занималась компания "Первый Бит", у которой уже есть опыт создания ПО для продавцов на маркетплейсах.

"После захвата рынка, с помощью индекса равномерности, нужно правильно и вовремя отработать полученные заказы", - рассказал ComNews эксперт по автоматизации бизнеса, ведущий менеджер офиса разработки "Первый Бит" Александр Калиман.

В июне прошлого года был представлен модуль-надстройка 1С для оперативного учета "БИТ.Интеграция с маркетплейсами", который позволяет работать с разными площадками из единого окна, автоматически синхронизирует остатки по API (Application Programming Interface - интерфейс взаимодействия одной компьютерной программы с другой), гибко управляет ценами, продажами и поставщиками. Например, в себестоимость товара можно включить его транспортировку и оплату услуг водителя.

"Многие компании десятилетиями сидят на старых версиях программных продуктов 1С, и им комфортно. Но с маркетплейсами так не получится. Они - живой организм. Чем на большем количестве маркетплейсов торгует продавец, тем оперативнее надо реагировать на возникающие ситуации. У нас есть команда, которая занимается изучением изменений правил на торговых площадках и оперативно обновляет наш программный продукт по АPI. Кроме того, клиенты получают техническую поддержку. Им не нужно дергать "одинэсника", чтобы он быстренько сделал продажи на Wildberries. Уникальность продукта в том, что в цепочке контроля заказов и остатков участие человека практически не требуется, соответственно снижается негативное влияние человеческого фактора. Это снижает риск получить штраф от маркетплейса при потере заказа", - рассказал эксперт.

"30-40 заказов в день - такова нижняя планка для использования этого специализированного ПО. В противном случае это экономически неоправданно. Но модель распространения по подписке и гибкая система поддержки клиентов расширяет перспективы использования продукта "Первого Бита", - уверен Александр Калиман.