Александр Меркулов, заместитель генерального директора по девелопменту Level Group
Александр
Меркулов

заместитель генерального директора по девелопменту Level Group
© ComNews
16.05.2024

Цифровизация - одно из ключевых направлений развития в девелопменте и строительстве. И хотя уровень проникновения "цифры" в отрасль пока остается невысоким по сравнению с другими секторами экономики, с каждым годом понимание значимости среди игроков рынка растет, а консерватизм девелоперов сменяется на открытость к новым технологиям. О ключевых трендах цифровизации в девелопменте и перспективах применения цифровых технологий рассказывает Александр Меркулов, заместитель генерального директора по девелопменту Level Group.

Нужно сразу оговориться: по некоторым данным, только 15% проектов цифровой трансформации успешны и действительно могут оптимизировать затраты и принести эффективность в бизнес-процессы. К тому же цифровая трансформация отрасли строительства и девелопмента затрагивает многие аспекты, включая проектирование здания и строительство и заканчивая продажей и последующей эксплуатацией. При этом происходит переход от линейных к экосистемным моделям бизнеса. Многие девелоперы только задумываются, а некоторые уже активно действуют в направлении создания своих экосистем. В целом глубина проникновения цифровых технологий на рынок растет в последние несколько лет: по данным исследований, 96% девелоперских и строительных компаний считают цифровую трансформацию приоритетной для бизнеса. Сегодня можно выделить несколько направлений цифровизации девелопмента, которые имеют максимальное распространение по рынку и уже показали свою эффективность.

BIM и цифровизация проектирования

Проектирование сегодня превращается в информационное моделирование зданий. На смену ватману, кульману и прочим аналоговым инструментам пришли 2d-CAD-инструменты создания чертежей, а их, в свою очередь, вытесняют с каждым днем инструменты трехмерного цифрового моделирования (BIM). Проектирование превращается в создание все более детальных и полноценных цифровых моделей зданий, а вместе с ними создаются, по сути, базы данных об элементах, конструкциях и деталях, из которых предстоит построить здания. В ходе строительства появляются возможности формировать цифровые копии зданий вместо привычной исполнительной документации.

При всем потенциале BIM-модель пока несовершенна в части использования ее на практике. Если на каком-то этапе требуется поменять проект, например изменить планировку этажа на этапе строительства, то поменять цифровую модель гораздо сложнее, дольше и более трудозатратно, чем 2d-чертежи. Но если таким изменениям модель не подвержена, то это действительно может упростить и оптимизировать многие процессы. Мы также планируем углубляться в применение BIM-технологий и видим это одним из драйверов сокращения издержек при масштабировании бизнеса. Так, последние два года мы активно развиваем внутреннее проектное бюро "Level-проект". Оно полностью работает во внутренней BIM-среде проектирования, созданной по стандартам компании. Сформированные информационные модели дают дополнительные возможности по автоматизации процессов, обработке содержащихся в них данных. Например, мы уже можем автоматизировано выгружать спецификации работ и материалов из моделей, исключать возможные ошибки и недоработки в проектировании и производить проверки проектных решений на предмет соответствия отдельным нормам и стандартам.

Искусственный интеллект и ценообразование

Инструменты искусственного интеллекта применяются активно в динамическом ценообразовании. Например, еще в 2010-х годах девелоперам для корректировки цены продаж необходима была экспертиза команды аналитиков, Они изучали темпы продаж разных видов квартир, спрос на разные типы планировок или квартиры с разными видами из окон, обеспечивали равномерное выбытие лотов и максимизацию прибыли, повышая или понижая стоимость конкретных лотов в ходе реализации проектов. Сейчас же у многих девелоперов есть в разной степени автоматизированные системы динамического ценообразования. Они создаются на базе цифровых инструментов обработки данных и математического моделирования и способны заменить целую команду аналитиков.

Цифровые продажи

IT-технологии применяются все больше и на этапе продаж и заключения сделки, что значительно упростило весь процесс. Например, еще несколько лет назад для покупки квартиры нужно было собрать большой пакет документов, отстоять с полдюжины очередей на подачу и получение уже других справок, выписок в нескольких ведомствах, и на это уходили дни и даже недели. Сейчас путь от выбора квартиры на сайте до заверения ДДУ (договора долевого участия) с помощью ЭЦП и размещения денежных средств на эскроу-счете можно пройти за час. А еще через пять дней - зарегистрировать право на электронном портале Росреестра и получить ключи в постамате. Все действия, включая оформление ипотечного кредита, можно совершить дистанционно. Некоторые игроки рынка и вовсе отказались от офисов продаж. Мы сознательно не идем на радикальные меры, поскольку считаем, что приобретение квартиры - это в значительной степени эмоциональная сделка. Визит в офис продаж - не просто маркетинговая процедура. Будущий клиент испытывает эмоции, может проникнуться духом и атмосферой будущего жилого комплекса, этот момент очень важен. Но, кстати, и на этом этапе есть широкие возможности применять инструменты дополненной реальности: например, 3D-моделирование зданий и виртуальные туры по будущей квартире.