Юлия
Мельникова

выпускающий редактор ComNews.ru
© ComNews
27.05.2024

До старта нового нацпроекта "Экономика данных и цифровая трансформация государства" еще больше полугода. За это время важно зафиксировать, чего не удалось достичь за шесть лет реализации проекта-предшественника - "Цифровая экономика", а также сформулировать значимые и достижимые цели в новом документе. Хотя некоторые госструктуры уже бегут впереди паровоза и презентуют "решения для экономики данных".

Деловая программа де-факто государственной конференции ЦИПР-2024, прошедшей на прошлой неделе в Нижнем Новгороде, включала пять тематических треков, один из которых именовался "ЦИПР. Экономика данных". Похоже, что пропуск на трибуну ЦИПР получали лишь компании, которые как можно чаще использовали фразу "экономика данных". Между тем на этом мероприятии не было сказано ни слова о сквозных технологиях, которые в мае 2019 года на той же ЦИПР были представлены в виде девяти направлений для развития в рамках федерального проекта "Цифровые технологии" (входящего в нацпрограмму "Цифровая экономика"). Семь из девяти дорожных карт по сквозным технологиям даже дошли до стадии утверждения ("Системы распределенного реестра" (блокчейн), "Искусственный интеллект", "Компоненты робототехники и сенсорики", "Квантовые технологии", "Беспроводная связь", "Технологии виртуальной и дополненной реальности", "Новые производственные технологии", "Промышленный интернет" и "Большие данные").

Но уже в конце 2019 года началась подготовка новых дорожных карт по развитию высокотехнологичных направлений в количестве восьми штук. В начале 2021-го правительство РФ трансформировало понятие "сквозные технологии" в "высокотехнологичные направления" и "высокотехнологичные области". Но их развитию это не помогло.

https://www.comnews.ru/content/220291/2022-05-19/2022-w20/skvoznye-tekhnologii-reanimiruyut

В конце 2022 года госкомпании, назначенные исполнителями по дорожным картам, стали готовить для правительства новую серию из 10 дорожных карт по развитию высокотехнологичных технологий, часть из которых повторяла предыдущие: "Беспроводная связь", "Новое производственное ПО", "Новое индустриальное ПО", "Перспективные космические системы и сервисы", "Квантовые вычисления", "Квантовые коммуникации", "Развитие водородной энергетики", "Технологии новых материалов и веществ" и "Системы накопления энергии".

Вероятно, вместе с заместителем министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максимом Паршиным, который курировал "высокотехнологичные направления" и "высокотехнологичные области", данные направления могут быть списаны или как минимум - переписаны. В третий раз чиновники и госкомпании возьмутся за создание новых дорожных карт, а эти сферы в очередной раз получат новое название и бюджет.

https://www.comnews.ru/content/227437/2023-07-14/2023-w28/sud-otpravil-…

В 2019 году на тот момент председатель наблюдательного совета АНО "Цифровая экономика" Андрей Белоусов (14 мая назначен министром обороны РФ) сообщал, что в федеральном бюджете на работы в рамках дорожных карт по цифровым сквозным технологиям заложено около 220 млрд рублей. Интересно, будет ли с окончанием нацпрограммы "Цифровая экономика" остаток этих средств возвращен или перенесен на нацпроект "Экономика данных"?

На реализацию нацпрограммы "Цифровая экономика" за пять с половиной лет потрачено 737 млрд рублей. Как следует из неавторизованной информации из правительства РФ, бюджет нацпроекта "Экономика данных и цифровая трансформация государства" будет в 2,2 раза больше - около 1,6 трлн рублей на шесть лет. Да, курс доллара на начало 2019 года был равен 69,47 рубля, а к началу 2025-го он составил, допустим, 100 рублей, плюс инфляция, но мы живем в рублевой зоне, и зарплата большинства россиян за шесть лет едва ли выросла в два раза.

Кстати, 11 апреля 2022 года структура в Минцифры, ответственная за реализацию нацпрограммы "Цифровая экономика", - департамент цифровой трансформации и координации бюджетных расходов сменил директора: им стал Алексей Чукарин. Он занял место Василия Слышкина. Василий Слышкин еще в 2021 году перешел в ФКУ "ГосТех", и до 2022 года министерский департамент имел временного руководителя. В начале мая 2024-го Василий Слышкин прекратил работу и в "ГосТехе".

С запуском в 2019 году нацпрограммы "Цифровая экономика" (ее паспорт утвержден 24 декабря 2018 года) документ увеличивался в объеме, а вскоре под нацпрограммой появились федпроекты с отдельными целями. В 2024 году срок действия нацпрограммы "Цифровая экономика" завершается, и в середине апреля президент РФ Владимир Путин поручил федеральному правительству разработать новый национальный проект - "Экономика данных и цифровая трансформация государства". Ответственным за это поручение, которое необходимо исполнить до 1 сентября, назначен премьер-министр Михаил Мишустин.

Если программа "Цифровая экономика" вот-вот будет завершена, то ее цели достигнуты, и в России она, очевидно, построена, и теперь пойдет на новый виток - экономики данных. Однако не все цели нацпрограммы "Цифровая экономика" удалось реализовать, и получается ситуация, схожая с той, когда после декларированного достижения социализма СССР перешел к построению развитого социализма.

Управляющий партнер O2Consulting Анна Никитченко рассказала ComNews: "К сожалению, мы видим, что часть целевых показателей нацпрограммы "Цифровая экономика" не будут выполнены. Хотя частично это объясняется рядом объективных причин, в том числе зарубежными экономическими санкциями, снижением темпов роста экономики по отношению к плановым на 2019 год, необходимостью масштабного импортозамещения".

Среди целей нацпрограммы "Цифровая экономика", которые не будут выполнены, - уровень проникновения широкополосного доступа в интернет (ШПД). Как следует из целей нацпроекта, доля домохозяйств, имеющих ШПД в 2022 и 2023 годах должна была составить, соответственно, 92% и 95%. Из данных "Российского статистического ежегодника 2023" следует, что в 2022 году эта доля составляла 85,5%. По данным Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, на февраль 2024 года 86,4% домохозяйств имеют доступ к интернету. К концу 2024-го нацпроект предполагал, что услуги ШПД будут доступны в 97% российских домохозяйств, что явно не будет достигнуто - даже с учетом программы устранения цифрового неравенства.

Другой пример: стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого государственными корпорациями, компаниями с государственным участием отечественного ПО в 2022, 2023 и 2024 годах должна была превысить 60%, 65% и 70% соответственно. По данным Росстата, в 2022-м этот показатель составил 41,1% и едва ли по итогам года даже приблизится к 70%.

Едва ли не главным толчком для телеком- и ИТ-отраслей в последние годы стали не нацпрограммы, а введение санкций против России и необходимость реакции на них. Анна Никитченко считает, что самым негативным аспектом для отрасли в эти годы стало продолжение фактического блокирования создания отечественной микроэлектроники (несмотря на стратегические инициативы, декларируемые в этой сфере уже много лет), что может отбросить страну в технологической сфере на десятки лет назад.

Станет ли новый нацпроект и его увеличенный бюджет драйвером для развития новой экономики России, покажет время и его паспорт в сентябре 2024 года. Во всяком случае, если документ будет составлен с учетом недоработок предыдущего нацпроекта, зафиксирует действительно важные и при этом достижимые цели, он сможет направить ресурсы государства на их достижение.

Интересно, сменится ли структура "проводников" нацпроекта в федеральных органах исполнительной власти (ФОИВ). Для претворения в жизнь нацпрограммы "Цифровая экономика" во всех ФОИВ были назначены профильные заместители их первых лиц - руководители цифровой трансформации (РЦТ). Но если нацпроект и цифровая трансформация этих органов власти завершены, то и РЦТ должны сдать мандаты.

Схожие процессы уже идут в зарубежных корпорациях, в которых цифровая трансформация стартовала раньше. С началом трансформации компании стали заводить должность CDO (Chief Digital Officer - директор по цифровой трансформации). Процессы цифровой трансформации идут во многих компаниях уже по 8-10 лет, и бизнес всегда заинтересован в достижении результата, а не в действиях по схеме советской песни "Есть у революции начало, нет у революции конца". Поэтому все больше корпораций декларируют, что процесс цифровизации удался, цифровыми инструментами овладели и пользуются все линейные сотрудники, поэтому CDO им больше не нужен. Некоторые даже стали расшифровывать CDO как Chief Disappearing Officer ("главный исчезающий директор"). При этом отдельные компании и консультанты предлагают не увольнять CDO, а перепрофилировать на работу с данными - благо даже аббревиатуру менять не придется, ведь ее можно расшифровать и как Chief Data Officer. Может быть, и РЦТ будут переориентированы на работу с данными - чтобы не менять привычное сокращение, предлагаю переименовать их в руководителей цифр и таблиц.

Новый нацпроект плюс уже начавшийся прорыв российской технологической отрасли из-за санкционного давления вкупе с выделением крупного госфинансирования должны помочь России построить экономику данных. Ведь и без этих факторов в РФ - чуть ли не самая лучшая в мире сотовая связь (по охвату, качеству и цене), суперпродвинутый портал электронных государственных услуг, самые передовые банковские технологии и финансовые сервисы. Главное - не растерять имеющееся преимущество, не повторить пример обидных потерь (например, в производстве ракет-носителей для вывода на орбиту спутников и пусковых услугах) и развивать новые.

Вот госкорпорация "Ростех" уже старается опередить время: на прошлой неделе она выпустила пресс-релиз под заголовком "Цифровое решение "Ростеха" для экономики данных повысит эффективность промышленных предприятий" (речь в нем о том, что входящая в ГК "Ростех" компания "БАРС Груп" представила на ЦИПР-2024 цифровую систему для управления промышленными предприятиями "БАРС Фабрика").