"Россети" обложили данью операторов связи

ПАО "Россети" усиливает давление на операторов связи, заставляя их платить больше за услуги. В последнее время участились судебные решения, в которых говорится, что затраты на перенос волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) при ремонте воздушных линий (ВЛ) не могут быть исключены из тарифа. Причина, которую указывают суды, вынося решение, - операторы связи не имеют права заниматься техническим обслуживанием и ремонтом оптического кабеля, который связан с подъемом на опору, спуском и повторным подъемом кабеля. Из этого следует, что они не могут монтировать или демонтировать ВОЛС.
При этом требования по охране труда при работе с электроустановками и внутренние правила сетевых компаний позволяют проводить строительно-монтажные и ремонтные работы на линиях электропередач (ЛЭП) с подъемом на опоры персоналу сторонних организаций, если у него есть необходимая квалификация.
Возникает противоречие: операторы связи, размещая сети на опорах ЛЭП, могут обслуживать электроустановки, но не имеют права доступа к сетям связи на этих же опорах (что противоречит пункту 30 Правил недискриминационного доступа и лишает операторов беспрепятственного и безвозмездного доступа к их сетям электросвязи).
Как сказано в Telegram-канале Ассоциации телекоммуникационных операторов (АСТО), сложившаяся тенденция - это не только удар по возможности уменьшения тарифов на размещение ВОЛС на ВЛ, но и угроза новых поборов. Отдельные сетевые компании уже начинают давить на операторов, предупреждают, что ограничивают им возможность проведения ремонта и работ по монтажу ВОЛС - все это будут делать они за дополнительную плату.
Директор АСТО Алексей Леонтьев сообщил, что с ноября 2024 г. суды впервые начали принимать решения об исключении из тарифов расходов на перенос ВОЛС: "Операторы "Инко-Телеком", "Фартел" и "ЛогинНет" выиграли эти дела. Параллельно суд рассматривал дело другого оператора - ООО "Пвонет". В ноябре 2024 г. первая инстанция вынесла решение, в котором впервые прозвучала фраза, что "действующее законодательство запрещает операторам выполнять ремонт, монтаж и демонтаж кабеля". Тогда это показалось исключением. С лета 2025 г. юристы начали часто упоминать эти фразы в спорах. В августе кассационный суд отменил решения по делу "Инко-Телеком". Оставил в силе решение по делу "Пвонет". Этот новый тренд стал ключевым".
Ассоциация телекоммуникационных операторов в лице генерального директора Алексея Леонтьева совместно с отраслевыми юристами подготовила письмо-обращение в правительство РФ.
Ассоциация видит решение: для устранения проблемы достаточно, руководствуясь пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденных постановлением правительства РФ от 22.11.2022 №2106, принять рекомендации, распространяющие требования к организации технического обслуживания и ремонта, установленные для ЛЭП, на размещенные на ЛЭП сети электросвязи.
В письме члены ассоциации, обращаясь к председателю правительства РФ Михаилу Мишустину, просят поручить профильным ведомствам в пределах их компетенций проработать представленные предложения и установить для операторов связи нормативы организации технического обслуживания и ремонта сетей электросвязи на воздушных линиях электропередачи (по аналогии с требованиями, действующими для электроэнергетического оборудования), а также закрепить обязанность раздельного расчета цены на различные по содержанию работы при предоставлении доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи.
Ранее, в мае 2025 г., на стратегической сессии Михаил Мишустин поручил Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Министерству энергетики РФ и Федеральной антимонопольной службе, а также операторам связи и сетевым организациям завершить работу по донастройке нормативного регулирования в сфере размещения сетей электросвязи на опорах линий электропередач до 17 ноября. Речь идет о стандартах размещения сетей, справедливой оплате и особых условиях для малых населенных пунктов.
До выполнения поручения Михаила Мишустина осталось меньше месяца. В пресс-службах Минэнерго и ФАС не ответили на вопрос корреспондента ComNews, разработали ли ведомства прозрачные условия для размещения волоконно-оптических кабелей на опорах.
Представитель пресс-службы Минцифры сообщил корреспонденту ComNews, что в рамках выполнения поручений Михаила Мишустина по итогам стратегической сессии по развитию отрасли связи министерство готовит доклад об имеющихся проблемах и предлагаемых путях их решения: "По результатам рассмотрения их в правительстве РФ будут даны соответствующие поручения ведомствам. Пока рано говорить о конкретных мерах, которые будут приняты. Вопросы установления цены (тарифов) на предоставление доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи находятся в ведении владельца инфраструктуры. ФАС России контролирует, чтобы эти цены были экономически обоснованными".
Фемида предпочла остаться в стороне
На деле получается все с точностью до наоборот. Федеральная антимонопольная служба России фактически прекратила контролировать компании в части экономических условий доступа к инфраструктуре. Как сказано в обращении Ассоциации телекоммуникационных операторов к Михаилу Мишустину, по многочисленным запросам операторов и судов ФАС России заявляет, что не готова и не намерена оценивать правомерность включения владельцами инфраструктуры в тариф расходов, не являющихся необходимыми для оказания услуги и выполняемых оператором связи.
В частности, по делу №А40-6510/25-142-47 ФАС России отказалась участвовать в урегулировании условий договора доступа, указав, что вопросы, поднятые стороной, не рассматривались в рамках антимонопольного производства (решение о возбуждении не принято), и "не имеет возможности выразить позицию по существу спора".
В другом случае ФАС России отказала в возбуждении антимонопольного дела по заявлению о навязывании дополнительных работ, не необходимых для оказания услуги, мотивировав тем, что "не вправе решать гражданско-правовой спор по условиям договора".
В обращении АСТО подчеркивает, что отказ ФАС России вырабатывать позицию по реализации операторами положений Правил недискриминационного доступа существенно влияет на судебные споры: "Суды указывают, что "вопрос экономической обоснованности установленного тарифа носит публичный (антимонопольный), а не частный (гражданско-правовой) характер" (дело № А41-101819/2023), тогда как ФАС России заявляет о неготовности оценивать включение в договор и тариф конкретных обязанностей владельца инфраструктуры. В результате участники спора фактически лишены регуляторной оценки состава тарифа".
"Большая дружба" операторов связи и "Россетей"
Представители "большой четверки" операторов связи (ПАО "МегаФон", ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС), ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн"), ООО "Т2 Мобайл" (Т2), а также ПАО "Россети" и ПАО "Ростелеком" не ответили на запрос корреспондента ComNews.
Глава Ассоциации малых операторов связи регионов (АМОР) Дмитрий Галушко сообщил корреспонденту ComNews, что в июле 2025 г. ассоциация получила запрос Минцифры, тогда же организовала сбор предложений и вопросов операторов связи, по результатам направив обращение в профильные ведомства.
Дмитрий Галушко отметил, что в целях донесения позиции до профильных ведомств АМОР взаимодействовала не только с операторами связи, но и с другими ассоциациями, поддерживала полезные инициативы, к примеру ассоциации "Макател", а также предлагала публиковать открытые для подписи письма других ассоциаций.
Как рассказал Дмитрий Галушко, АМОР считает нецелесообразным "прыгать через голову" и обращаться с единичными запросами напрямую в правительство, которое в лучшем случае спустит такие обращения обратно в профильные ведомства. "Как показывает практика - попытки АСТО давить на ФАС России через правительство и Генеральную прокуратуру привели лишь к озлоблению должностных лиц антимонопольного органа и потере операторами эффективного и прозрачного механизма работы с ФАС России по злоупотреблениям монополистов", - подчеркнул Дмитрий Галушко.
Ударить рублем
Судебные разбирательства были и у членов АМОР в отношении "Россетей". В одном из таких дел Десятый арбитражный апелляционный суд не удовлетворил апелляционную жалобу ПАО "Россети Московский регион" в отношении ООО "Инко-Телеком". Размер тарифа в 6,06 руб. за опору воздушной линии электропередачи, на который претендовал ответчик, остался прежним. Изначально "Россети Московский регион" настаивали на сумме в 97 руб. в качестве компенсации за неосновательное обогащение (в 16 раз больше).
Алексей Леонтьев рассуждает: "Почему "Россети" придумывают новые способы поборов? Все очевидно. В какой-то момент появилась дочерняя телеком- и ИТ-структура ПАО "Россети" - АО "Россети Цифра", которая стала универсальным посредником между "Россетями" и дочерними компаниями. Ее цель - собрать как можно больше денег с операторов связи. Сначала тарифы были установлены на уровне 300 руб., но из-за решения ФАС их пришлось снизить. "Россети" поняли, что не могут установить тариф выше 100 руб., и решили взимать плату не только за линию связи, но и за провод. Они посчитали, что это позволит увеличить средний чек оператора в пять-семь раз за счет абонентских линий".
Алексей Леонтьев рассказал, что члены АСТО встречались с представителями "Россетей" на очных и онлайн-заседаниях, организованных правительством и комитетом по энергетике Госдумы. "Сетевая компания выбрала бескомпромиссную политику. Операторы связи поначалу выиграли несколько дел в суде, что вызвало резкую реакцию "Россетей": они не могут допустить, чтобы операторы оказывались правы на территориях сетевой компании, на ее опорах и сетях", - отметил директор АСТО.
https://www.comnews.ru/content/220415/2022-05-26/2022-w21/rosseti-cifra-imya-marku
Дмитрий Галушко сказал, что доходы от сдачи опор ЛЭП операторам под размещение сетей связи не распределяются на основной (регулируемый) вид деятельности по передаче электроэнергии / техническому присоединению, поэтому могут искусственно раздуваться без вмешательства региональных энергетических комиссий.
Глава АМОР предположил, что данные непрофильные доходы напрямую идут в премиальную, дивидендную части расходов "Россетей", позволяя поднимать прибыль конкретных должностных лиц - например, топ-менеджмента: "С учетом общей финансовой обстановки и предельно строгого регулирования цен на основную продукцию - электроэнергию - "Россети" ищут способы повышения доходов от других видов деятельности, взимая деньги с операторов связи, которые в том или ином объеме учтут рост затрат в тарифах на услуги связи для абонентов".
https://www.comnews.ru/content/241819/2025-10-17/2025-w42/1007/mts-vychislit-maynerov-dlya-rossetey
