Image by Gerd Altmann from Pixabay
На реализацию нацпроекта "Экономика данных" в 2025 г. правительство РФ может направить дополнительно 62 млрд руб. бюджетных средств. Финансирование появится, если в госказну поступят доходы от штрафов за нарушение ПДД и законодательства о рекламе, повышенные отчисления операторов связи в фонд УУС и новые отчисления за распространение интернет-рекламы.
© ComNews
14.05.2025

Правительство РФ внесло в Государственную думу законопроект № 914318-8, согласно которому в 2025 г. до 62 млрд руб. дополнительных доходов бюджета может пойти на цифровую трансформацию, а именно, на реализацию национального проекта "Экономика данных и цифровая трансформация государства" и государственной программы "Информационное общество".

Согласно законопроекту, финансирование для ИТ может поступить от следующих источников: до 46 млрд руб. - при поступлении дополнительных доходов от увеличения штрафов за нарушения ПДД и уменьшения скидки при их оплате; до 8,44 млрд руб. - за счет повышенной ставки обязательных отчислений операторов связи в резерв универсального обслуживания; до шести млрд руб. - от введения обязательных отчислений за распространение рекламы в интернете; до 137 млн руб. - от штрафов за правонарушения в сфере связи и ИТ; до 1,6 млрд руб. - на основании решений правительства без привязки к конкретному источнику.

Из законопроекта следует, что внесение поправок возможно в случае и в пределах поступления доходов федерального бюджета по каждому из источников, а решение о направлении этих средств будет принимать правительство РФ.

https://www.comnews.ru/content/238087/2025-03-05/2025-w10/1007/nacproekt-ekonomika-dannykh-privlechet-14-trln-rub

В марте 2025 г. ComNews ознакомился с паспортом нацпроекта "Экономика данных", из которого следует, что правительство РФ выделит на его реализацию 1,013 трлн руб. бюджетных средств на 2025-2030 гг., то есть чуть более 200 млрд руб. в год.

При условии, что законопроект одобрит Госдума РФ, и доходы федерального бюджета из заданных источников поступят, ежегодное финансирование нацпроекта может вырасти до 30%.

С 1 апреля 2025 г. распространители рекламы в интернете обязаны отчислять в бюджет 3% от дохода, полученного за квартал.

"Сбор 3 % с интернет-рекламы действует с 1 апреля 2025 г. Первый отчетный квартал - апрель-июнь, а платеж поступит в июле. Нормативная база утверждена и содержит ясное распределение обязанностей между площадкой, оператором рекламной системы и агентом, что снижает риск двойного взимания. При ставке 3% и объеме онлайн-рынка около 130 млрд руб. за оставшийся период реалистично ожидать 3,5-4 млрд руб. поступлений, даже с учетом адаптационных сбоев и частичного ухода рекламных бюджетов в альтернативные медийные форматы", - считает Юрист практики разрешения споров и банкротства Юридической компании ООО "Инноправо" Роман Семушкин.

По его мнению, направление этих средств на национальный проект "Экономика данных" обосновано: статья 18.2 Закона о рекламе придает платежу целевой характер "на поддержку российских разработчиков ПО и баз данных", а сам нацпроект включает именно такие задачи.

"Связка "цифровой бизнес - цифровая трансформация" прозрачна для рынка и добавляет предсказуемости бюджету: ассигнования возможны только в объеме фактических поступлений, то есть без риска дефицита", - добавил он.

Основатель юридической компании Future Legal Павел Катков отметил, что нацпроект "Экономика данных" имеет и другие источники финансирования, а сборы с 1 апреля 2025 г. должны ему дать, скорее, перспективную поддержку, расширив количество таких источников. "Такой сбор не характерен для российской бюджетной системы, так как она в основном работает по принципу сбора всего в общий котел и дальнейшего распределения собранного согласно бюджету гос.затрат. Тем не менее примеры целевых сборов появляются в последнее время все чаще, главным образом в сфере ИТ и цифровой среды. Похоже, это станет регуляторным фискальным трендом и этот целевой сбор не будет последним", - комментирует он.

Старший партнер ООО "Пепеляев Групп" Рустем Ахметшин, наоборот, считает, что сбор с интернет-рекламы еще должным образом не введен и отрасли не понятен: "Получится ли его взимать в таком объеме - неизвестно, ведь плательщикам нужно будет для начала настроить учетные системы под те правила, которых еще никто не видел. А потом те же плательщики постараются пересмотреть договорные связи, чтобы исключить задвоение доходов или взимание сбора с доходов, которые доходами от рекламы не являются. В итоге, возможно, нацпроект ожидаемых сумм не получит".

Но сама направленность сбора - пополнение бюджета нацпроекта, по мнению Рустема Ахметшина, выглядит разумной.

Перенаправление штрафы от ПДД на реализацию нацпроекта "Экономика данных", по мнению Павла Каткова, может выглядеть странно, но он полагает, что авторы идеи связывают "Экономику данных" с большей цифровизацией этих штрафов, и эта цель будет включена в нацпроект.

"Между рекламой и универсальными услугами связи тоже можно проложить подобный мостик. Но в целом источники финансирования и затрат, конечно, не тождественны и связаны косвенно", - добавил Павел Катков.

Роман Семушкин считает, что перенаправление штрафов ГИБДД, санкций за рекламу и повышенного двухпроцентного взноса операторов связи, их перераспределение на цифровизацию выглядит скорее прагматичным, чем профильным. "Для государства это способ закрыть финансовый разрыв приоритетной программы, но есть побочные эффекты: региональные дорожные фонды получат меньше средств, а операторы связи могут переложить часть нагрузки в тарифы. Критично важно, чтобы параллельно сохранялось финансирование исходных целей - безопасности дорог и универсального обслуживания, иначе выгода для "Экономики данных" будет достигнута за счет других общественно значимых направлений", - заключил Роман Семушкин.

Новости из связанных рубрик