Image By Nataliya Voitkevich On Pexels
Российский рынок e-grocery (продажа товаров повседневного спроса) вырастет до 2,1 трлн руб. в 2026 г. Главные причины - омниканальность, повышение количества клиентов и ужесточающаяся конкуренция между компаниями-участницами.
© ComNews
18.08.2025

Об этом рассказал руководитель отдела развития партнеров бренда "Купер" (входит в ПАО "Сбербанк") Артем Лебядкин на XIII Международном евразийском форуме такси во время панельной сессии "Бесшовная пересадка: где встречается такси, СИМ, каршеринг и курьеры". По его словам, к 2026 г. объем рынка e-grocery вырастет до 2,1 трлн руб. Он сравнил его с рынком таксомоторных перевозок, который составит примерно 1,3 трлн руб.

По словам Артема Лебядкина, у рынка e-grocery есть большой потенциал емкости, так как по итогам первого полугодия 2025 г. всего 5,6% клиентов делали покупки в сети. Это, по его мнению, свидетельствует о том, что рынок находится на начальной стадии роста и увеличения количества пользователей внутри приложения.

"Мы видим, что около 6,5 млн клиентов сервисов доставки используют приложения, а среднее время размещения заказа составляет четыре минуты. Это - первый фактор роста рынка. Мы с вами все экономим наше время и переходим в онлайн, это относится и к доставке продуктов", - сказал он.

Вторым фактором, как отметил Артем Лебядкин, является омниканальность внутри сервисов доставки, которые содержат в себе все потребности современного человека, такие как продукты из магазинов, еда из ресторанов и даже корм для домашних животных. Он отметил, что темпы роста вывезенных заказов за первый квартал 2025 г. составили 26%, при объеме 2,7 млн заказов в сутки.

Третьим фактором роста рынка он назвал растущую конкуренцию. По словам Артема Лебядкина, компании e-grocery конкурируют за конечных клиентов, партнеров и исполнителей. Это приводит к большим охватам компаний, большему количеству промокодов и специальных предложений для аудитории.

Представитель пресс-службы ООО "X 5 Ритейл Групп" (X5 Retail Group) отметил, что абсолютное большинство покупателей омниканальны. Они совмещают поход в магазин с онлайн-заказами повседневных товаров. По его словам, российский рынок e-grocery достигнер 1,6 трлн руб. к концу 2025 г.

Он отметил, что по итогам второго квартала 2025 г. выручка цифровых бизнесов Х5 выросла на 49,4%, а доля в общей чистой выручке составила 6%. По его словам, классические ритейлеры составляют серьезную конкуренцию игрокам экспресс-доставки, включая выросших из стартапов. По его словам, ассортимент торговых сетей шире, а их масштаб и оффлайн-инфраструктура позволяет делать более выгодные ценовые предложения и быстрее запускать доставку на новые районы и регионы, в отличии от e-com-компаний, зависящих от открытия дарксторов.

По его мнению, ситуация на рынке e-grocery в ближайшие годы не изменится и классические ритейлеры, вероятно, сохранят лидерские позиции. Однако, все большую роль будет играть технологическое развитие ритейлеров и персонализация предложений.

"Да, оценка объема e-grocery в 2,1 трлн руб. к 2026 г. выглядит реалистично, но это скорее верхняя граница базового сценария. Сейчас рынок оценивается примерно в 1,2 трлн руб. (по итогам 2024 г.) и, по прогнозам, вырастет до 1,6 трлн руб. в 2025 г. При среднегодовых темпах роста 30-35% достижение 2,0–2,2 трлн руб. к 2026 г. возможно, так как в текущем году ожидаются примерно такой же рост, но это очень высокие темпы роста, особенно учитывая так называемый "эффект высокой базы". При этом потенциал емкости остается высоким, так как доля онлайн-продаж продуктов в FMCG (Fast Moving Consumer Goods - товары повседневного спроса, которые характеризуются высокой частотой покупок, быстрым потреблением и относительно невысокой стоимостью) все еще ниже, чем в непродовольственном e-commerce, и у категории есть значительный "запас" для проникновения в регионы", - рассказал аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.

С ним согласился аналитик АО "Финам" Магомед Магомедов. Он назвали прогноз в 2,1 трлн руб. к 2026 г. правдоподобным. Он отметил, что учитвая текущую динамику (30-40% в год) и растущую вовлеченность потребителей, реальный объем может оказаться выше, особенно, если крупные игроки начнут экспансию в регионы.

"Ключевыми драйверами остаются удобство для пользователей, развитие экспресс-доставки и оптимизация логистики (более высокая плотность заказов, увеличение точек микрофулфилмента и дарксторов). При этом жесткая конкуренция между ритейлерами не столько тормозит рынок, сколько стимулирует развивать направление e-grocery и бороться за долю на рынке за счет инноваций в ИТ-системах (маршрутизация, алгоритмы доставки, автоматизация), агрессивного маркетинга и борьбы за лояльность клиентов", - рассказал он.

По мнению Владимира Чернова, поведенческие изменения потребителей, привыкших к экспресс-доставке и сервисам, - главный драйвер роста рынка. Среди других он назвал расширение ассортимента fresh и ready-to-eat, технологическое совершенствование логистики (дарксторы, оптимизация последней мили), кросс-субсидирование из других экосистемных бизнесов и развитие retail media, позволяющее частично компенсировать логистические издержки. Помимо этого, он отметил, что дополнительно рост стимулируют акции, персонализированные предложения и расширение покрытия за пределы мегаполисов.

"Конкуренция существенно ускоряет рост оборотов, а игроки снижают барьеры входа через бесплатную доставку, скидки и подписки, тем самым расширяя клиентскую базу и увеличивая частоту заказов. Однако "гонка за долю" давит на маржинальность бизнеса, особенно у менее масштабных компаний, что в перспективе может привести к консолидации рынка. Для объема рынка конкуренция - это фактор скорее позитивный, для прибыльности, наоборот, сдерживающий", - заключил Владимир Чернов.

Новости из связанных рубрик