Как грибы после дождя. Лучше всех в онлайн-торговле растет малый бизнес

Согласно сообщению ООО НКО "Юмани" (сервис электронных платежей "ЮMoney" и "ЮKassa"), с января по июнь 2025 г. небольшие онлайн-площадки показывают опережающую динамику роста, их совокупный оборот увеличился на 37%, а количество транзакций - на 42%. Однако средний чек уменьшился на 3% и составил 2,1 тыс. руб. По мнению экспертов компании, это характерно для рынка в целом и свидетельствует о том, что малым игрокам рынка удалось привлечь клиентов к частым, но не крупным покупкам.
"Современные платежные решения и снижение технических барьеров позволяют небольшим предпринимателям конкурировать с гигантами рынка. Интересно, что у малого бизнеса наибольший спрос приходится на неожиданные категории. Например, обороты продавцов садовых принадлежностей и товаров для рукоделия выросли на 100% и 35% соответственно, как и количество покупок. Это показывает, что потребители не отказываются от увлечений, но, возможно, ищут уникальные товары и более выгодные предложения у нишевых игроков. Средний чек в категории садовых принадлежностей увеличился на 3% и достиг почти 5000 руб., а в сегменте товаров для рукоделия не изменился и составил 3,7 тыс. руб.", - говорится в сообщении.
https://www.comnews.ru/content/240278/2025-07-18/2025-w29/1010/e-commer…
Однако, как отметили эксперты, наибольший рост пережили сферы, традиционно ассоциирующиеся с офлайн-платежами. Такими как онлайн-оборот станций техобслуживания автомобилей, он увеличился в 2,5 раза, а количество оплат и средний чек - на 68% и 63% соответственно и превысил 5000 руб. При этом спрос на онлайн-оплату юридических услуг тоже существенно увеличился: оборот вырос на 74%, количество транзакций - на 47%, а средний чек - на 19%, до 9,5 тыс. руб. Сообщение гласит, что небольшие площадки стали серьезнее относиться к соблюдению законодательства и официальному проведению оплаты, что позволяет им конкурировать с более крупными предприятиями, в том числе за счет программ лояльности.
"По данным "ЮMoney", наиболее динамично развиваются именно небольшие торговые площадки, которые сделали ставку на собственные каналы продаж. Ключевой драйвер роста - создание собственного магазина как ядра лояльной аудитории. Это позволяет предпринимателям выстраивать долгосрочные отношения с покупателями, не завися от алгоритмов крупных маркетплейсов. Контроль процессов и ценообразования остается на стороне бизнеса, что критически важно в условиях волатильности рынка. На фоне насыщения рынка потребительское поведение меняется: покупатели становятся более избирательными и ищут не массовый продукт, а персонализированный сервис и уникальные товары", - рассказал представитель пресс-службы "ЮMoney" корреспонденту ComNews.
https://www.comnews.ru/content/240927/2025-08-28/2025-w35/1008/prodavcy…
Он отметил, что у небольших онлайн-магазинов есть целый ряд преимуществ перед крупными маркетплейсами, таких как способность быстрее корректировать ассортимент, персонализировать предложения и реагировать на запросы целевой аудитории. Они обладают глубоким пониманием потребностей клиентов и могут оперативно трансформировать бизнес-модели.
"Дополнительным катализатором роста выступает развитие цифровой инфраструктуры для малого бизнеса. Доступность современных платежных решений и инструментов электронной коммерции снижает барьеры входа и позволяет предпринимателям концентрироваться на развитии продукта, а не на технических аспектах ведения бизнеса", - отметил представитель пресс-службы "ЮMoney".
С ним согласился аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. Он отметил, что результаты "ЮKassa" подтверждают способность небольших компаний эффективно конкурировать. По его словам, количество самозанятых на платформе выросло на 23%, а индивидуальных предпринимателей - на 10%. Это отражает приток новых игроков в сегменте малого бизнеса, использующих низкий порог входа в e-commerce для запуска торговых площадок.
"Сокращение среднего чека при росте числа транзакций говорит о том, что малый бизнес смог сделать покупки более доступными и частыми, что особенно важно в условиях ограниченной потребительской способности населения. Все это свидетельствует, что именно гибкие, нишевые компании становятся важным драйвером развития e-commerce в новой фазе рынка", - отметил он.
https://www.comnews.ru/content/240912/2025-08-27/2025-w35/1007/t2-zapus…
Новая фаза рынка онлайн-торговли
Согласно сообщению "ЮKassa", период общего взрывного роста российского e-commerce подходит к концу. Эксперты компании отметили, что рынок вступает в фазу зрелости, где успех зависит не от размера компании, а от гибкости и умения работать в узких нишах.
"С января по июнь 2025 г. общий оборот подключенных к "ЮKassa" интернет-площадок остался на уровне прошлого полугодия, количество оплат также не изменилось. Аналитики отмечают, что рост относительно предыдущих шести месяцев не зафиксирован впервые за долгое время. Для сравнения: с января по июнь 2024 г. общий оборот подключенных к "ЮKassa" интернет-площадок вырос на 7% по сравнению с июлем-декабрем 2023 г., а оплат стало на 8% больше", - гласит сообщение "ЮMoney".
По мнению руководителя отдела продаж "ЮKassa" Никиты Цоя, такая динамика свидетельствует о переходе отрасли к новому этапу развития. Он отметил, что покупатели становятся все более избирательными и ищут не массовый продукт, а персонализированный сервис и уникальные товары.
https://www.comnews.ru/content/238254/2025-03-14/2025-w11/1008/rossiysk…
С ним согласился президент Ассоциации компаний интернет торговли (АКИТ) Артем Соколов. Он предположил, что в будущем на рынке произойдет активное развитие нишевых игроков, как специализированных интернет-магазинов, так и маркетплейсов, работающих в определенных товарных категориях, таких как инструменты, товары для детей, спорттовары и др.
"У них много шансов выиграть в конкуренции, поскольку ограничение одной товарной категорией становится фактически преимуществом: круг товаров имеет четкие границы, обозначенные их специализацией, благодаря этому в конкретной категории появляется колоссальная глубина и ассортимент, и больше возможности дать клиентам уникальное товарное предложение, которое полностью решит их конкретную задачу. Это уже сейчас тренд на международном рынке - в Европе, США, Китае: там немного замедляется рост универсальных площадок, но двукратными темпами идет развитие нишевых площадок. Скорее всего, в будущем нас ждет похожая история на внутреннем рынке. При этом крупные маркетплейсы продолжат развиваться как цифровые платформы с широким набором товаров и сервисов для бизнеса и потребителей", - сказал он.
По словам Артема Соколова, у российской интернет-торговли все еще есть высокий потенциал развития и роста. По прогнозам АКИТ, в ближайшие годы он составит 30-40% при условии, что не будет никаких драматических потрясений.
https://www.comnews.ru/content/240640/2025-08-12/2025-w33/1007/pravoobl…
"Я согласен с утверждением "ЮKassa", что российский рынок e-commerce перешел в стадию зрелости, где взрывной рост сменяется качественным развитием в нишевых сегментах. Это подтверждается в первую очередь стабилизацией общих оборотов и смещением фокуса потребителей. Сезонные распродажи и новогодние праздники, вероятно, обеспечат всплеск активности во втором полугодии 2025 г., но общий вектор качественного роста, ориентированного на ниши, сохранится", - заметил Владимир Чернов.
Представитель пресс-службы ООО "РВБ" (Wildberries & Russ) согласился, что рынок интернет-торговли перешел в зрелую стадию, и отметил, что российская отрасль электронной коммерции богата и на ней представлены сильные бренды. Это, по его словам, свидетельствует об активной конкуренции на рынке, стимулирующей развитие отрасли и улучшение сервисов.
"С нашей точки зрения, рынок электронной коммерции находится в уже относительно зрелой фазе, которая подразумевает в том числе рост доли продавцов, являющихся одновременно и производителями товаров. Мы уже фиксируем активное развитие собственного производства среди продавцов платформы: по данным масштабного опроса продавцов, которое провел наш сервис "RWB Исследования", 52% селлеров занимаются собственным производством", - рассказал он.
https://www.comnews.ru/content/240100/2025-07-10/2025-w28/1008/wildberr…
По мнению представителя пресс-службы Wildberries & Russ, потенциал дальнейшего увеличения доли электронной торговли кроется в развитии новых категорий для платформ. Он отметил, что в 2025 г. на Wildberries быстрее всего росли продажи транспортных средств, автомобильных товаров, крупной бытовой техники и электроники, а также крупногабаритных товаров. Главная причина, по его словам, - развитие доставки товаров и смещение фокуса потребителей в сторону более сложных, дорогостоящих покупок и повышение доверия к онлайн-покупкам.
"Пока темпы роста объемов интернет-торговли не позволяют сказать, что рынок находится в стадии зрелости, скорее он находится в переходном периоде - темпы роста замедляются, однако все еще чрезвычайно высокие. Я также считаю, что успех на рынке e-com сильно зависит от масштабов платформы. Сложность для небольших игроков рынка - логистика и продвижение товаров. По этим причинам гиганты WB и OZON продолжают расти и консолидировать долю рынка", - заключил аналитик АО "Финам" Магомед Магомедов.
https://www.comnews.ru/content/240747/2025-08-18/2025-w34/1008/rossiysk…
