Photo by Jack Moreh from Freerange Stock and Cromaconceptovisual from Pixabay
По данным правительства РФ, топливно-энергетический комплекс вносит 30% в бюджетные доходы и 20% в ВВП России. Нефтегаз и энергетика на протяжении многих лет остаются ключевыми отраслями экономики страны, а их доля в российском экспорте составляет 60%. Поэтому кибербезопасность является важнейшей заботой всех предприятий отрасли, притом что за последние 20-30 лет все они создали крупные промышленные информационные системы (ИС) с использованием иностранного ПО и программных продуктов open source. Значительное количество этих ИС работает на платформе Java.
© ComNews
09.09.2025

Однако американская корпорация Oracle, предоставляющая Oracle Java для корпоративных и государственных систем, покинула рынок России вместе с более чем сотней других западных ИТ-вендоров. И перед компаниями ТЭК встала задача - заместить импортные решения и даже open source-компоненты отечественными продуктами, сохранив при этом многолетние инвестиции в действующие ИС.

Наряду с осознанием рисков, которые несет использование западных программных продуктов – от невозможности получения обновлений до прямых угроз утечки информации и удаленного отключения, промышленные корпорации вынуждены соблюдать регуляторные требования по объектам критической информационной инфраструктуры (КИИ).

В частности, федеральный закон 187-ФЗ "О безопасности КИИ" требует, чтобы промышленные и другие компании обеспечили устойчивость и защищенность значимых объектов КИИ от компьютерных атак и инцидентов, исключив неконтролируемое воздействие на технические средства, способное нарушить или остановить функционирование объекта КИИ. А указ президента России № 250 от 01.05.2022 "О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности РФ" требует от стратегических предприятий, к которым относятся все компании ТЭК, использовать только отечественное ПО, включенное в соответствующий реестр Минцифры. С 1 января 2025 г. указ № 250 запретил использование иностранного ПО на объектах КИИ, если существует аналогичное решение российского происхождения, а также закрыл возможность применения средств защиты информации (СЗИ) иностранного происхождения и сервисов ИБ из недружественных стран. При этом иностранным считается даже свободно распространяемое ПО (open source), если оно отсутствует в реестре Минцифры.

Еще в августе 2023 г. Минэнерго России утвердило перечень типовых отраслевых объектов КИИ, функционирующие в сфере топливно-энергетического комплекса. В этот перечень попали 30 объектов - от систем, обеспечивающих управление производственными площадками нефтяного месторождения и систем управления установками легкого крекинга до систем управления или управления газораспределительными системами, резервуарными парками и нефтебазами.

По данным АНО "Цифровая экономика", общее количество объектов КИИ в России превышает 50 тыс., причем более 70% из них расположены на предприятиях ТЭК. Иными словами, защищенность объектов КИИ нефтегазовых компаний и иных участников рынка ТЭК означает безопасность почти ¾ всей экономики РФ.

Инциденты происходят и в других отраслях, вне зависимости от того, есть ли там объекты КИИ или нет. Недавние громкие атаки на крупнейшую авиакомпанию страны, сети аптек и клиник показали, что модель угроз поменялась, и безопасность сегодня становится драйвером импортозамещения.

Президент ГК InfoWatch Наталья Касперская отметила: "Теперь вопрос "если вдруг нас взломают" кажется устаревшим. Надо вопрос ставить по-другому: "Что мы будем делать, когда положат нашу сеть и отключат наши сервисы или сервера?"".

Java на все руки

Сложность перевода ИС на отечественный стек технологий зависит от того, сколько в них проприетарного кода. В этом смысле системы, созданные на Java, способны сохранить 100% функциональности, а значит – и ранее совершенных инвестиций в цифровизацию.

"Java — это не просто язык программирования, а полноценная платформа, позволяющая разрабатывать и запускать приложения на любых устройствах. Ключевая особенность Java - возможность писать код приложений один раз и использовать его на любых платформах, как для целей описания процессов бизнес-логики, так и для создания удобных пользовательских интерфейсов, как для серверов приложений, так и для микросервисной архитектуры", - поясняет Роман Карпов, директор по стратегии и развитию технологий Axiom JDK.

Наиболее прозорливые компании, прежде всего – государственные, которые столкнулись с западными санкциями еще в 2014-2015 гг., занялись импортозамещением в ИТ и, в частности, в Java, еще до 2022 г. Например, за счет перевода проекта "Интеллектуальное месторождение" на российскую платформу Java ООО "Газпром добыча Астрахань" получила с апреля по октябрь 2021 г. накопительный экономический эффект в размере 2 млрд руб. Как сообщила тогда компания, он был достигнут путем аналитической обработки комплекса данных для комплексной оптимизации технологических режимов скважин и управления температурными параметрами объектов газового промысла".

"Мы уверены, что сделали правильный выбор: переход с Oracle Java был поэтапным, в рамках штатных мероприятий по обслуживанию программно-технических средств, результатом чего стал интеллектуальный комплекс, построенный с использованием технологии экспертных систем на базе российской платформы разработки с регулярными обновлениями и выполнением всех требований безопасности, предъявляемых к объектам КИИ", - отмечали представители ООО "Газпром добыча Астрахань".

Применение Java российскими нефтяными и газовыми компаниями имеет длинную историю.

"Мы используем Java столь давно, что точный год вспомнить уже проблематично. Но можно однозначно сказать, что Java используется в различных проектах группы "Газпром нефть" (ГПН) не менее десяти лет, причем во всех подразделениях: в блоке разведки и добычи (БРД), блоке логистики, переработки и сбыта (БЛПС), дирекции региональных продаж (ДРП) и др.", - сообщил корреспонденту ComNews Виктор Горячев, руководитель департамента разработки и сопровождения систем дирекции региональных продаж "Газпром нефти" в ООО "Газпромнефть - Цифровые решения" (ГПН-ЦР).

"Небольшие сервисы разрабатывались на Java с 2015 го., однако именно основным языком разработки Java стал с началом создания программной платформы ЭВОСКАДА в 2021 г.", - рассказал ComNews первый заместитель генерального директора ООО "Транснефть-Технологии" Роман Фалалеев. ЭВОСКАДА - это высоконагруженная распределенная SCADA-платформа для мониторинга и управления технологическим оборудованием (от локальных систем до крупных распределенных диспетчерских центров), учитывающая уникальные производственные требования ПАО "Транснефть".

"Мы, конечно, используем Java. Сегодня, наверно, нет таких промышленных компаний в РФ, которые не применяют Java", - заявил ComNews ИТ-директор еще одной российской нефтегазовой компании, которая в ситуации антироссийских санкций страна Запада сохраняет тишину в публичном пространстве.

Промышленные предприятия применяют Java для решения разных задач. В "Газпром нефти", по словам Виктора Горячева, на Java созданы информационно-аналитические платформы, интеграционные сервисы, системы контроля доступа, внутренние порталы и API-сервисы. "Также мы используем Java в средствах управления ИТ-инфраструктурой - по большей части, применяем Java в backend-разработке", - добавил он.

Роман Фалалеев сообщил, что в группе "Транснефть" на Java реализованы как платформенные решения ЭВОСКАДА и ЭВОПЛАТФОРМА, так и прикладные информационные системы, ориентированные на системы диспетчерского управления, системы противоаварийной автоматики, товарно-транспортные системы.

После возникновения трудностей с поддержкой продуктов Oracle Java нефтегазовые компании встали перед выбором разных сценариев развития ИС. "Мы рассматривали переход на другие языки, включая Python, - указал Роман Фалалеев. - Однако тесты показали, что Java на том же оборудовании может обрабатывать в 5-20 раз больше сообщений в секунду, чем Python. Для наших высоконагруженных сервисов это критично. Также свою роль сыграли популярность языка и доступность разработчиков на рынке".

С этими аргументами в пользу Java соглашается и Виктор Горячев: "У широкого применения Java в различных системах "Газпром нефти" есть три причины: широкое сообщество Java-специалистов, динамическое развитие Java и возможность реализовывать с помощью этого инструментария импортонезависимые решения".

Если Java - то импортонезависимая

Технологическую независимость в качестве значимого критерия при использовании Java в корпоративных системах называет большинство российских нефтегазовых компаний, в частности, ПАО "Газпром". И многие выбирают не открытый набор инструментов для разработки OpenJDK, а платформу Axiom JDK от инженеров, создающих Java в России с конца 90-х годов. Этот продукт, единственный такого класса в реестре отечественного ПО, может гарантировать долгосрочную поддержку, регулярное обновление и дальнейшее развитие Java‑ландшафта в России.

Свое решение Роман Фалалеев объяснил так: "Продукты "Транснефти", в том числе, эксплуатируются на объектах ЗОКИИ (значимый объект критической информационной инфраструктуры - прим. ComNews), где предъявляются высокие требования в части безопасности ПО. Для их обеспечения потребовалось применять сертифицированные ФСТЭК решения, каким и является Axiom JDK Certified. Первые проверки совместимости продуктов "Транснефти" с Axiom JDK были проведены в 2024 г.".

Схожей логики придерживается и "ГПН-ЦР". "Различные команды разработки в "Газпром нефти" используют Axiom JDK, хотя некоторые коллеги применяют и другие Java Development Kit. Open source-решения в Java мы не используем из-за отсутствия вендорской поддержки и регулярных обновлений (как того требуют ФСТЭК и Минцифры): Axiom JDK позволяет это делать, а в OpenJDK таких опций нет. Да и в целом - вопрос о том, можно ли сделать действительно импортонезависимое решение, задействовав результаты труда зарубежных разработчиков (пусть и с открытым исходным кодом), остается открытым", - сообщил Виктор Горячев. Он также добавил, что использование Java соответствует всем требованиям информационной безопасности - в частности, благодаря встроенной системе управления памятью, наличию типизации, регулярным обновлениям со своевременным устранением уязвимостей (последнее касается исключительно Axiom JDK).

"Мы высоко оцениваем безопасность работы наших приложений, созданных с применением с Axiom JDK", - подчеркнул Роман Фалалеев.

Результаты исследования "Тренды Java в России", проведенного АО "Аксиом" совместно с ООО ""Джуг Ру Груп" (JUG Ru Group), показали, что в топ-5 применяемых дистрибутивов Java на российском рынке в 2024 г. вошли Oracle JDK (37%), Liberica JDK (33%), Eclipse Temurin (25%), Amazon Corretto (14%) и Red Hat OpenJDK (14%). При этом на шестое место вышла отечественная платформа Axiom JDK с долей 11%. "Этой доли продукт достиг всего за 1,5 года против пяти и более лет присутствия на рынке других дистрибутивов, - пояснил Сергей Лунегов, директор по продуктам Axiom JDK. - Ускорение темпов импортозамещения говорит об активной фазе миграции, которую благодаря кросс-платформенности Java компании могут проводить бесшовно".

В ИТ-стратегиях на десятилетия

В 2025 г. Java отмечает 30-летие. За эти годы в России сформировалась одна из крупнейших в мире экспертиз по Java. В стране работают сотни тысяч Java-программистов и это по-прежнему "рынок соискателя".

"Профессионалов в этой сфере в России немало, но за последние 2-3 года их запросы возросли. Хотя и в целом на ИТ-рынке любой хороший специалист стоит дорого, - делится Виктор Горячев опытом ГПН-ЦР. - Мы пошли таким путем: создали небольшую школу для выращивания кадров внутри. И мы крайне редко берем с рынка специалистов уровня senior или даже middle (это касается и сферы Java): по большей части, в команды разработки привлекаются студенты или junior-сотрудники, которые обучаются на относительно несложных задачах".

Несмотря на зрелый возраст технология Java по-прежнему в топе рейтингов и в ИТ-стратегиях крупных компаний. Российские инженеры стояли у истоков создания этого языка программирования и продолжают развивать отечественную платформу Java, предлагая широкий спектр технологий для модернизации существующих и создания новых приложений. Эта современная практика промышленной разработки, позволяющая строить сложные, критически важные системы, не изменится еще десятилетия.

Новости из связанных рубрик