Александр
Ситюков
06.10.2025

Минфин предложил ввести налог на добавленную стоимость (НДС) для зарубежных товаров, ввезенных в Россию и приобретенных физическими лицами через площадки интернет-торговли. Текст соответствующего проекта закона опубликован для общественного обсуждения в четверг, 2 октября.

Предполагается, что в 2027 году НДС установят на уровне 5% и будут поэтапно увеличивать: в 2028 году — до 10%, в 2029-м — до 15%, в 2030-м — до 20%. Уплачивать налог предстоит иностранным продавцам и российским маркетплейсам, реализующим продукцию из-за границы.

НДС придется платить вне зависимости от того, идет ли речь об иностранных товарах, стоимость которых превышает или не превышает порог беспошлинной торговли на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Сейчас это товары стоимостью до €200. С 2026 года планируется снижение этого порога до €100, с 2027 года — до €50, а с 2030-го — до €0.

Маркетплейсы предлагается наделить функцией налогового агента — уплатить налог в бюджет можно будет с помощью этих площадок, следует из документа.

Зачем нужны изменения

В Минфине указали, что законопроект подготовлен в связи с принятыми в 2023 году изменениями в договор о Таможенном кодексе ЕАЭС, который ратифицировали все страны — участницы союза. "Развитие электронной торговли привело к появлению торговых площадок на территории стран ЕАЭС, сопоставимых по объемам продаж с крупными торговыми сетями. При этом условия регулирования этих каналов торговли существенно отличаются. Для интернет-площадок не установлены обязательства по обеспечению контроля качества товаров. У трансграничной электронной коммерции есть также ряд других конкурентных преимуществ, ключевое из которых — возможность не уплачивать НДС", — говорится в сообщении министерства.

Мера позволит выровнять налоговую нагрузку на все каналы продаж, полагает президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. Постепенный переход, по его мнению, позволит сгладить негативные эффекты для участников рынка, развивающих эту бизнес-модель.

Вице-президент "М.Видео-Эльдорадо" Тагир Калимуллин сообщил РБК, что крупнейшие компании рынка поддерживают инициативу министерства: "По сути, это решение означает выравнивание условий ведения бизнеса для классического импортера и трансграничного поставщика". Он напомнил, что отраслевые ассоциации, в которые входит торговая сеть, просили ввести НДС на трансграничные товары, поставляемые в международных почтовых отправлениях, начиная с 2012 года.

Калимуллин даже настаивает, что НДС стоит ввести раньше — с 2026 года, так как в ряде товарных категорий, например одежде, обуви, некоторых категориях электроники, китайские продавцы занимают лидирующие позиции и устанавливают такие цены, на которые российские сейлеры и производители "ответить" не могут. "Уверен, что решение о введении НДС для трансграничных покупок никак не повлияет на китайских сейлеров, потому что у них огромный запас прочности и большие возможности по софинансированию повышения налогов и неперекладыванию этого повышения в конечную цену для покупателя", — подчеркнул он.

О том, что выделение интернет-торговли в отдельный вид деятельности на уровне ЕАЭС дает основания для применения к ней общих правил налогообложения, включая взимание НДС со всех реализуемых онлайн-площадками товаров из-за рубежа, в октябре 2024 года заявил замминистра финансов Алексей Сазанов на Московском финансовом форуме. Представители бизнеса тогда негативно отнеслись к такой инициативе.

На трансграничную торговлю в первом полугодии 2025 года пришлось около 3% (157 млрд руб.) от всего объема интернет-торговли в России (внутренний рынок — 5,3 трлн руб.). Это на 31% выше показателя аналогичного периода прошлого года. По сумме онлайн-покупок самыми популярными категориями товаров, которые россияне заказывали в иностранных интернет-магазинах в первом полугодии, оказались электроника и бытовая техника, товары для дома и одежда и обувь.

В пресс-службе объединенной компании Wildberries & Russ решение поэтапно увеличивать размер налога поддержали, указав, что это позволит смягчить адаптацию рынка к изменениям. "В настоящий момент мы находимся в процессе изучения итоговой версии поправок в Налоговый кодекс. Полагаем, что внедрение указанных решений не окажет существенного влияния на ассортимент зарубежных товаров на российских цифровых платформах", — сказал представитель компании.

На это же указали и в пресс-службе Ozon. Резкое изменение налоговых требований могло бы спровоцировать падение рынка и последующий неконтролируемый переток в серые каналы, полагают в компании. "С введением НДС на товары электронной торговли важно будет сократить сроки доставки трансграничных товаров для сохранения их конкурентоспособности. Ключевое решение — создание бондовых складов (площадки, на которых можно хранить зарубежные товары до их таможенного оформления и платить налоги только за те, которые получилось продать. — РБК). Считаем это необходимым условием для дальнейшего развития рынка и готовы участвовать в экспериментах", — добавил представитель маркетплейса.

Как может быть налажен механизм агентирования сбора налогов с предпринимателей через интернет-площадки, представители крупнейших маркетплейсов не прокомментировали. Представитель "Яндекс Маркета" отказался от комментариев.

Какими будут последствия

По словам председателя президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Станислава Богданова, в России трансграничная торговля стала полноценным каналом сбыта. "Торговые сети как импортеры уплачивают все пошлины и НДС, который не распространяется на онлайн-платформы. Различие в налоговой нагрузке предоставляет маркетплейсам значительное ценовое преимущество перед другими розничными игроками, и введение НДС позволит выровнять фискальную нагрузку для всех участников розничного рынка, что будет способствовать честной конкуренции. Поступательный и плавный порядок повышения ставки позволит бизнесу адаптироваться и не допустить резкого роста цен для потребителей", — считает он.

По оценке ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, государство ставит задачу сохранить параллельный импорт, но с уплатой всех налогов, то есть оставить белый импорт и убрать все лазейки для серого рынка. Для этого, в частности, Федеральная таможенная служба (ФТС) сейчас проводит внутренние проверки на границе, из-за чего, по его словам, в Казахстане скопилась очередь из фур. "Убытки для серовозов уже гигантские, и расценивать предложение Минфина в отрыве от этих действий нельзя. Все это направлено на то, чтобы рынок максимально уходил в оплату НДС и налогов. Один из каналов — трансгран, когда идет поставка якобы для себя, налоги не уплачиваются, и за счет этого на рынок попадает дешевый товар", — объясняет Муртазин.

По его словам, инициатива направлена преимущественно не против маркетплейсов, а против классифайдов, в том числе "Авито". Основным последствием введения НДС на трансграничные товары, по мнению Муртазина, будет сокращение разницы в цене товаров на сером рынке и в федеральной рознице. "Когда разница будет не очень большой, 10–15%, у многих возникнет вопрос, стоит ли экономить, [покупая на классифайдах], потому что там есть другие риски", — подытоживает он.

Партнер Data Insight Федор Вирин, напротив, считает, что основными пострадавшими от этой инициативы будут маркетплейсы, поскольку именно они являются основными игроками на рынке трансграничной торговли. По его оценке, рынок b2c трансграничной торговли в России в 2025 году будет в пределах 1 трлн руб. и имеет шансы удвоиться в 2026 году. "Введение 5-процентного НДС на товары, приобретаемые за рубежом, уведет часть покупок, в первую очередь дорогих, в тень (например, они будут приходить как подарки), а также затормозит рост этих продаж, хотя вряд ли сократит. Сумма налога невелика, но усложнение процесса снизит готовность потребителей к таким покупкам", — полагает Вирин. По его оценке, даже с оптимистическим прогнозом роста продаж объем собираемого НДС не превысит 100 млрд руб., и администрирование этих продаж обойдется дороже. Вирин также считает, что дальнейшее увеличение ставки НДС приведет к сокращению объема такой торговли.

По словам гендиректора "INFOLine-Аналитики" Михаила Бурмистрова, основной объем в трансграничной торговле составляют недорогие товары стоимостью не выше 500 руб., у которых нет релевантных аналогов на российском рынке. Введение НДС не повлияет на их стоимость и не скажется на покупателях, считает Бурмистров. "Что касается более дорогих товаров, например электроники, поэтапное повышение налога позволит избежать резкого роста цен и даст рынку время на адаптацию", — уверен он.

Предложение Минфина обложить НДС импортные товары в онлайн-торговле может привести к повышению цен на товары для покупателей и увеличению налоговой нагрузки на компании, которые занимаются реализацией и продают эти товары, рассуждает гендиректор Международной ассоциации развития маркетплейсов и предпринимателей (МАРМП) Алексей Молодых. "Конечно, рост цен может сделать импортные товары менее конкурентоспособными по сравнению с отечественными. Это и усложнение процесса приведет к сокращению самой трансграничной электронной торговли", — ожидает он.

Новости из связанных рубрик