Пиринговый форум 2025. На фото (слева направо): генеральный директор MСK-IX Евгений Морозов, директор департамента по развитию продуктов фиксированного бизнеса ПАО "Вымпелком" Юрий Агафонов, директор по продуктам и тарифам массового сегмента ПАО "Ростелеком" Алексей Демяненко (фото ComNews)
Участники российского телеком-рынка сошлись во мнении, что скорость интернет-доступа в значительной степени навязана пользователю операторами связи. Желание получить скорость выше 100 Мбит/с есть лишь у 20% пользователей, причем даже они далеко не всегда в реальности загружают всю полосу. Потребность в скорости 1 Гбит/с - дело далекого будущего.
Пиринговый форум 2025. На фото (слева направо): генеральный директор MСK-IX Евгений Морозов, директор департамента по развитию продуктов фиксированного бизнеса "Билайн" Юрий Агафонов, директор по продуктам и тарифам массового сегмента "Ростелекома" Алексей Демяненко (фото ComNews)
© ComNews
18.11.2025

Президент АО "ЭР-Телеком Холдинг" Андрей Кузяев с трибуны правительственного форума "Цифровые решения" 12 ноября заявил, что цель России – создание гигабитной интернет-инфраструктуры. "Цифрового будущего без цифровой инфраструктуры не существует", - подчеркнул он, добавив, что объем инвестиций, которые требуется для создания этого гигабитного будущего, составляет 1,6 трлн руб.

"У нас в ЭР-Телекоме" средняя скорость доступа для абонента уже достигла 240 Мбит/с, - похвастался президент компании. - Далее идет технология xPON, в которой нет ограничений по скорости. 1 Гбит/с – это оптика уже не просто в каждую квартиру, а в каждую комнату".

Андрей Кузяев сослался на то, что интернет на скоростях от 1 Гбит/с зафиксирован как одна из целей Стратегии развития отрасли связи Российской Федерации на период до 2035 года, которую правительство РФ утвердило 24 ноября 2023 г. И посетовал, что за прошедшие с того момента два года сделано менее 10% запланированного в Стратегии (по факту, лишь согласован инвестиционный налоговый вычет и принят закон о недискриминационном доступе в МКД).

В текстовой части Стратегии действительно говорится, что одной из задач для достижения цели "Предоставление качественных, современных и конкурентоспособных услуг связи и доступа к сети Интернет" является "своевременное и адекватное развитие инфраструктуры связи с созданием к 2030 году возможности подключения к сети Интернет домохозяйств на скорости не менее 1 Гбит/с". В описании этапов Стратегии сказано, что в 2031-2035 гг. 98% домохозяйств и социально значимых объектов должны иметь интернет-подключение к сетям фиксированной связи со скоростью не менее 1 Гбит/с.

При этом в разделе "Целевые значения показателей развития отрасли связи" Стратегии никаких скоростей фиксированного широкополосного интернет-доступа не значится - регламентировано лишь его проникновение (97% домохозяйств к 2030 г. и 98% - к 2035 г.). Целевая средняя скорость интернет-доступа прописана лишь для пользователей сетей мобильной связи: к 2030 г. она должна достичь 45 Мбит/с, а к 2035 г. - 80 Мбит/с.

Согласно июльскому отчету глобального сервиса SpeedTest (Роскомнадзор 30 июля 2025 г. заблокировал его сайт), в сетях фиксированного интернета в России средняя скорость скачивания составляла 90,74 Мбит/с, а средняя скорость отправки данных - 92,38 Мбит/с.

Однако на прошедшем 17 ноября "Пиринговом форуме 2025" заметные игроки российского телеком-рынка сошлись во мнении, что пользователю для стабильно хорошего соединения хватает 100 Мбит/с (в редких случаях 300-500 Мбит/с), и гонка за более высокими скоростями не имеет смысла.

"Как правило, никто о скорости даже не задумывается. Среднестатистическому пользователю интернета вообще не интересна его скорость. Это такой компонент, о котором мы почему-то решили рассказывать людям как об удобстве. Хотя если задуматься, достаточно и более низкой скорости, чем 1 Гбит/с. Человеку важно, чтобы было все просто и доступно, а скорость - это уже навязанный критерий удобства", - считает директор по продуктам и тарифам массового сегмента ПАО "Ростелеком" Алексей Демяненко. Он отметил, что даже для просмотра видео с разрешением UltraHD (4К), достаточно канала с пропускной способностью 20 Мбит/с.

Директор департамента по развитию продуктов фиксированного бизнеса ПАО "ВымпелКом" (бренд - "Билайн") Юрий Агафонов рассказал, что по статистике большему количеству пользователей хватает скорости в 100 Мбит/с: "Абоненты больше выбирают тарифы по соотношению "цена-качество". Среднестатистическому пользователю хватит и 100 Мбит/с для нескольких устройств сразу. Хоть мы и наблюдаем рост запросов пользователей на высокоскоростные тарифные планы выше 100 Мбит/с, но доля таких клиентов составляет около 20%. Это не критическая масса. Запросов на 1 Гбит/с мы даже не видели. Немногочисленные пользователи с запросами на высокие скорости ориентируются лишь на 300-500 Мбит/с".

Вице-президент по телекоммуникационной инфраструктуре ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) Виктор Белов отметил, что повышение скорости интернета - в какой-то степени маркетинговый ход участников рынка: "Рынок высококонкурентный, и все борются за внимание людей. Надо думать о том, как продавать что-то новое. Объяснить людям опасность фишинговых ссылок гораздо сложнее, чем просто сказать, что "у нас интернет на три рубля дешевле и со скоростью 110 Мбит/с, а не 100, как у остальных". За этим выгодным предложением некоторые абоненты и идут".

Генеральный директор ООО "Комфортел" Дмитрий Петров не видит смысла в гонке за более высокими скоростями, чем потребляют пользователи. "Мы плавно эволюционировали от 10 к 100 Мбит/с и продолжаем эволюционировать от 100 Мбит/с к 1 Гбит/с. Но гнаться за какими-то конкретными скоростями - это абсурдная задача. В таком случае затраты на модернизацию сети с экономикой никак не сложатся, - убежден Дмитрий Петров. - 10 лет назад нам казалось, что 100 Мбит/с - это слишком много. Сейчас такая же ситуация со скоростью 1 Гбит/с - это так же много. За скоростями можно долго гоняться, но абонент потребляет ровно столько, сколько ему нужно. Поэтому гнаться за скоростями смысла нет, инвестировать в это тоже не нужно, пока не появится спрос. А спрос формируется характером потребления абонентов. Думаю, что из тех 20%, кто почет получить скорость свыше 100 Мбит/с, действительно превышают эту планку лишь половина пользователей".

Однако генеральный директор АО "ЦВКС "MСK-IX" Евгений Морозов привел пример, когда скорость 1 Гбит/с действительно может пригодиться пользователю: "Возьмем в качестве примера просмотр фильма. Если мы говорим про фильмы 4К, которые вещаются по телевидению, для этого действительно хватит 20 Мбит/с. Но если качать фильмы 4К как полноценные файлы из файлохранилища, то пиковый всплеск трафика доходит до 400 Мбит/с. Если такой файл качать из-за пределов домовой сети и в режиме реального времени транслировать на телевизор или проектор, то скорость в 1 Гбит/с будет полезной. Есть и другие типы данных, которые требуют высоких скоростей для передачи".

Алексей Демяненко заметил, что иногда спрос на пропускную способность интернет-каналов создается искусственно. Он привел в пример свое недавнее общение с представителями китайкой фирмы HiSilicon, которая создала видеокамеры, потребляющие полосу 1,5 Гбит/с. "Но в Китае есть сети 5G, которые пока слабо наполнены трафиком. Поэтому HiSilicon искусственно создает потребность в высокой скорости интернет-доступа. В России ситуация совершенно иная", - резюмировал он.

Новости из связанных рубрик