АЛЕКСАНДР КОНДРАТЬЕВ
Источник: "Русский фокус" от 3 февраля 2003 года
03.02.2003

Ужасный червяк, SQL Slammer, иначе именуемый Helkern, устроил большой разгром в Интернете. 80 000 серверов вышли из строя, производительность Всемирной компьютерной сети временно снизилась на четверть. Уважаемые и благопристойные корпоративные пользователи Интернета очень недовольны: просто невозможно работать. Надо собирать вещи и уходить в какой-нибудь другой Интернет, если конечно, его кто-то создаст. В какую-нибудь альтернативную, тщательно охраняемую и бдительно администрируемую сеть, куда не пускают кого попало.

В середине 90-х в мире (и прежде всего, конечно, в США) господствовали совершенно противоположные настроения. Тогда провайдерские компании, попытавшиеся создать именно такие, управляемые из единого центра сети, проиграли рынок анархическому Интернету.

Компания Microsoft создала сеть под названием Microsoft Network (MSN), населила ее познавательными и полезными сервисами. С ней конкурировали America Online и несколько игроков поменьше. Они долго ссорились из-за того, что Microsoft по своей извечной привычке слишком навязчиво встроила доступ к MSN в очередную версию Windows. America Online, MSN, Prodigy, CompuServe и проч. насмерть перегрызлись между собой - и все вместе проиграли Интернету. Более дешевому и более интересному для большинства пользователей. В сетях у Microsoft, America Online и других частных владельцев были выверенные, политкорректные и, в сущности, очень скучные ресурсы. Тщательно подобранная и взвешенная информация от больших сетей проиграла в конкуренции со сплетнями, порнографией и пустопорожней болтовней.

В конце 1995 г. Билл Гейтс произнес перед соратниками по компании покаянную речь по поводу недооценки Интернета. Microsoft выбросила на рынок ставшую затем предметом многочисленных антимонопольных разбирательств программу просмотра информации в Сети MS Internet Explorer.

Собственно, ничего другого и не могло произойти. В момент зарождения рынка высокая литература и эстетский кинематограф практически никогда не могут выдержать свободной конкуренции с бульварным чтивом и боевиками. Потом, когда люди вволю насладятся отсутствием цензуры, а потребителей станет так много, что среди них даже эстеты образуют достаточно денежную рыночную нишу, отмодерированное искусство начинает выкарабкиваться из финансовой пропасти. Но сперва безраздельно господствуют "Космические проститутки".

А что же большие корпоративные клиенты? Они тоже потянулись к народу, в анархический Интернет.

В середине 90-х разработчики железа и программ для общения компьютеров с огорчением говорили, что их проверенные и эксклюзивные разработки проигрывают интернет-подобным стандартам и технологиям - массовым и дешевым.

Отдельные граждане выбрали Интернет из-за дешевизны и скандальности. Автоматизаторы корпораций, по их словам, - только из-за дешевизны. Хотя - кто знает. Компьютерщики тоже люди, им тоже было интересно побродить по Интернету, а не по защищенным межбанковским сетям.

В последние годы корпорации и даже военные ведомства разных стран радостно рапортовали об экономии за счет использования массовых "ширпотребных" технологий. Куда ехали, туда и приехали.

Результаты всемирного единства проявились очень быстро. Уже в феврале 1996 г. первый появившийся в мире вирус для Windows95 всего за неделю добрался от Америки до Москвы. С тех пор Интернет стал быстрее, а хакеры - эффективнее. Нынешние вирусы обходят мир за считанные минуты.

Некого ругать-то, господа корпоративные автоматизаторы. Сами проголосовали рублем (долларом, фунтом, иеной) за Интернет. Сами решили жить вместе со всем народом. Выбрали дешевую и массовую технологию. А дешевое и массовое хорошо защищенным не бывает.

Корпорации довольно быстро поняли, почему не надо покупать дешевые компьютеры. Появился специальный термин Total Cost of Ownership (TCO, общая стоимость владения) для обозначения общей суммы, которую приходится затратить на компьютер на протяжении всей его жизни, с учетом запчастей, рабочего времени ремонтников и т. п. Оказалось, что у дорогих персоналок TCO бывает меньше, чем у дешевых.

Кажется, теперь компании начинают понимать, что в подсчете TCO компьютерных сетей учли не все факторы. С учетом затрат на безопасность и потерь от хакеров Интернет выходит дороже скучных авторитарных сетей.

Когда семья покупает квартиру, очень желательно разместить детскую и кабинет для работы в разных комнатах. И лучше не просто в разных, а подальше друг от друга. Потому что дети иногда шалят и путают важные документы. Папиному бизнесу это на пользу не идет. Детям, кстати, тоже.

Если из экономии или из иных соображений люди селятся в однокомнатной квартире, тогда с особо ценными бумагами лучше работать в другом месте.

В Интернете дети растут и устраивают у себя в детской все больший разгром. Настала пора организовать рабочий кабинет где-то в другом месте.