Наших не оценили. Российские корпоративные сайты не понравились экспертам
03.05.2007
Сайты крупнейших российских корпораций - "Газпрома", "Лукойла" и "Сургутнефтегаза" - отличаются старомодным дизайном, пренебрежением к потребителям и соискателям вакансий. Такой вывод сделали эксперты компании Bowen Craggs, изучившие веб-ресурсы 60 крупнейших мировых компаний. В рэнкинге, составленном по результатам исследования для Financial Times, сайты отечественных компаний оказались на последних местах.
Самым эффективным корпоративном сайтом FT Bowen Craggs Index признан интернет-ресурс немецкой корпорации Siemens. А лучший из российских сайтов - нефтяной компании "Лукойл" - оказался лишь на 52-м месте из 60. "Сургутнефтегаз" и "Газпром" заняли соответственно 58-е и 59-е места, обогнав лишь China Mobile.
Соседи по несчастью
Больше всего в одной части рэнкинга с россиянами компаний из Саудовской Аравии - это Saudi Telecom, Saudi Basic Industries и Al Rahji Banking and Investment. У них очень красивые, но малосодержательные сайты, отмечает старший консультант Bowen Craggs Дэвид Боуэн. Чуть выше, в пятом десятке списка, оказались продвинутые в техническом плане японцы. Эксперты упрекают их в неуклюжем дизайне и невнятной презентации бренда. Например, главную страницу сайта телекоммуникационной корпорации NTT
Все сначала
Но если всем участникам списка можно доработать свои сайты - убрать дизайнерские погрешности или дополнить содержание, то российским компаниям нужно начинать все заново, считает Боуэн. Проблемы у них, по мнению эксперта, примерно одинаковые. "Похоже, они используют в качестве образца типовые шаблоны сайтов первого поколения - так выглядели многие западные веб-ресурсы лет десять назад, - говорит эксперт. - В принципе, мне даже нравится дизайн сайта "Лукойла"
Но главный фактор, повлиявший на низкую оценку российских сайтов, - небольшой объем информации для потребителей, инвесторов и людей, ищущих работу, признается Боуэн. Доступ к Всемирной паутине уже имеют 70-90% жителей развитых стран, поэтому чаще всего именно интернет-сайты становятся для них первым источником информации о компаниях, а россияне, задумывающиеся о глобальной экспансии, пренебрегают таким важным имиджевым и маркетинговым инструментом. Например, у "Лукойла", "Газпрома" и "Сургутнефтегаза" на сайтах практически отсутствует информация о социальной ответственности и заботе об окружающей среде, столь важная для западных инвесторов. Вакансии на этих сайтах также не публикуются, а потребители не могут получать ответы на свои вопросы.
С выводами Bowen Craggs согласны и другие эксперты. В ноябре 2006 г. российские сайты попали в число худших европейских корпоративных сайтов в ежегодном рэнкинге исследовательской компании H&H Webranking. "Лукойл" получил 102-е место из 165, "Газпром" - 156-е, "Сургутнефтегаз" - последнее в списке. Другие российские участники рэнкинга тоже результатами не радовали: у "Норникеля" - 148-е место, а у "Сбербанка" - 163-е. На интернет-страничках отечественных компаний содержится минимум информации "для инвесторов, аналитиков и других людей, ищущих данные для принятия инвестиционных решений", отмечалось в исследовании.
Из российских сайтов выше в рэнкинге точно оказался бы ресурс "ЮКОСа" (
И так сойдет
Российские компании лишь частично признают справедливость выводов Bowen Craggs. "Лукойл" постоянно совершенствует свой сайт, но дизайн в общих чертах нас устраивает. Это дело вкуса", - объясняет руководитель пресс-службы нефтяной компании Дмитрий Долгов. Не собирается нефтяной гигант размещать на сайте и вакансии, потому что желающих работать в "Лукойле" и так больше, чем вакансий, кроме того, на сайте есть телефоны отдела кадров.
А "Сургутнефтегаз" собирается изменить свой сайт. "Мы уже поручали разработку нового дизайна одной компании, но нас не устроил результат", - говорит пресс-секретарь "Сургутнефтегаза" Раиса Ходченко. Но с претензиями к содержанию ресурса она не согласна. На сайте есть вся информация о компании, которую необходимо размещать по закону, говорит Ходченко. Рабочие, которые нужны "Сургуту", вряд ли будут искать вакансии в Интернете.
"Газпром" обещает учесть выводы Bowen Craggs при совершенствовании своего сайта, говорится в сообщении пресс-службы компании. В ближайшее время будет модернизировано программное обеспечение сайта, в частности усовершенствована поисковая система. Кроме того, там появится раздел с текущими котировками акций "Газпрома" и их динамикой на всех биржах, где они торгуются.
Общая проблема
Пока ни одна крупная российская компания не использует возможности своего корпоративного сайта даже на 80%, считает Борис Рысс. Их отношение к веб-ресурсам показывает хотя бы то, что они не проводят открытых тендеров на их разработку, а поручают это "своим" компаниям, добавляет он. Cейчас создание корпоративных веб-ресурсов в России в моде, большинство компаний делают их "чтобы было", поэтому половина сайтов находится в полузамороженном состоянии, сожалеет Полина Денисенко, исполнительный директор компании Imageland. Сырьевым компаниям сайт нужен только для имиджа, поэтому они тратят на его создание в два-три раза меньше, чем отечественные ритейлеры, готовые направить на это до $100 000 в год, добавляет управляющий партнер дизайнерского агентства "Артикул Медиа" Ольга Куликова. Содержание хорошего сайта обходится компании в небольшой процент от оборота. Например, корпорация Unilever с выручкой почти в $54 млрд тратит на свой веб-ресурс, по данным Bowen Craggs, $2 млн в год. Российским компаниям, чтобы подняться в рэнкинге на более высокие строки, нужны не деньги, а изменение психологии, считает Боуэн.
Равняемся на пиво
Металлургическая компания "Евраз" в конце апреля кардинально изменила свой сайт. Перед этим компания изучила корпоративные сайты "законодателей интернет-моды" - BP, Volvo, других производителей автомобилей, а также пивоваров, рассказала вице-президент "Евраза" Ирина Кибина. Новый сайт evraz.com, созданный студией Defa, в первую очередь рассчитан на аналитиков и инвесторов - они должны тратить не более пяти минут в неделю на просмотр всей информации о компании. В ближайшее время на интернет-ресурсе появятся и блоги топ-менеджеров "Евраза", а пользователи смогут настраивать вид сайта "под себя", переделывая меню, объясняет Кибина. Содержание ресурса, по ее словам, обходится корпорации в $600-700 в месяц.
Европейское агентство Bowen Craggs, более 10 лет специализирующееся на анализе коммерческих веб-сайтов, включило в рэнкинг FT Bowen Craggs Index 20 американских, 20 европейских компаний и 20 компаний из других частей света, входящих в число крупнейших по выручке глобальных корпораций. Эксперты агентства в течение 10 часов исследовали каждый сайт, определяя его удобство для пользователя. Среди главных критериев оценки - логичность навигации, количество и качество информации для инвесторов, потребителей и соискателей вакансий, полезность контактных данных и эффективность раздела "часто задаваемые вопросы".