Анастасия Голицына, Ведомости
23.12.2008

Недавно источники, близкие к "Яндексу", шокировали рынок информацией об очередной возможной покупке владельца ИД "Коммерсант" Алишера Усманова. По их данным, Аркадий Волож договорился о продаже Усманову 10% акций "Яндекса". Волож не подтвердил факт сделки с Усмановым: "Сама компания не планировала продавать никому новые акции, а переговоры между нашими акционерами мы комментировать не можем. Скажу только, что состав акционеров не поменялся и переговоры на тему продажи пакета пока не ведутся. Хочу подчеркнуть, что мы уважаем и ценим любого инвестора, особенно такого масштаба".

- Что для вас было главным в 2008 г.?

- Во-первых, самое важное для нас - это то, что, кажется, завершился начатый два года назад процесс перераспределения долей на поисковом рынке. "Яндекс" отрос обратно до 56%, Google прекратил свой рост впервые за два года и остановился на 23%, Rambler почти ушел с рынка (7%) и уступил Mail.ru (10%). (Liveinternet. - "Ведомости"). Кроме того, изменился и портальный ландшафт: теперь в первой пятерке главных российских интернет-компаний есть две социальные сети. Во-вторых, государство стало относиться к выросшей индустрии интернета гораздо серьезнее и впервые перешло к реальным действиям. В-третьих, кризис на рынке: наконец закончился дефицит кадров.

- IPO "Яндекса" было самым ожидаемым событием рунета в этом году, но случился кризис, и вскоре стало известно, что компания отказалась от размещения на бирже.

- В какой-то момент стало понятно, что разговаривать на эту тему просто не с кем. IPO - это когда 80 фондов хотят вас купить, а три банка вас продвигают. Когда же из трех банков два "заканчиваются", а 70 фондам из 80 некогда разговаривать, потому что у них свои проблемы, то никакое размещение невозможно по определению. Как и раньше, мы относимся к IPO как к одной из возможностей развития и не исключаем его в будущем, но конкретных сроков сейчас нет.

- Часть акционеров "Яндекса" хотели продать свои пакеты на бирже, теперь они не смогут этого сделать. Вероятно, они захотят выйти из состава акционеров другим способом?

- Все верят в потенциал компании и не торопятся продавать на падающем рынке. Но наверняка в 2009 г. будут небольшие продажи акций в связи с потребностью в ликвидности для некоторых акционеров. Ближайшей весной у нас заканчивается мораторий на сделки, принятый три года назад. Больших изменений в составе акционеров мы не предвидим, ключевые акционеры имеют долгосрочный взгляд на бизнес.

- Каков состав акционеров "Яндекса" сейчас?

- Состав акционеров у нас не менялся последние два года, не считая опционов, которые мы выдаем нашим сотрудникам.

- Увеличилось ли в связи с кризисом число предложений от потенциальных покупателей? Какие самые интересные предложения?

- Они поступают к нам постоянно - независимо от кризиса: компания прибыльная. Этим летом на нас выкатился целый клубок предложений с самых разных сторон. Когда мы стали его распутывать, то там, в общем, оказалось три вида интересов. Первый - инвестировать в компанию и вырастить капитал. Это понятные предложения, которые легко обсуждать. Мы готовы вырастить капитал любого инвестора, который готов рисковать вместе с нами. Были и идеи собрать несколько интернет-компаний "в кучу" и устроить "колхоз". Там, кажется, было намешано много интересов напрямую конкурирующих с нами компаний. Мне кажется, что такие предложения обсуждать именно сейчас неправильно. Есть такой программистский принцип "не чини, пока работает". Не надо ломать успешную компанию, таких коллективов и технологий не так много в мире. "Яндекс" - одна из российских компаний "новой экономики", одна из нескольких действительно инновационных. Кажется, к нам прислушались. Ну а третий вид интереса был связан с опасениями, что стратегический для страны ресурс может уйти в неизвестные руки. Это соображение, кстати, нам вполне понятно.

- Могут ли акционеры продать свои акции без ведома менеджмента?

- Могут, но сначала предложив их существующим акционерам.

- Какова структура корпоративного управления "Яндекса"?

- У нас два вида акций - с обычными голосами и с "усиленным" правом голоса (10 голосов на акцию). По уставу компании при продаже акций с "усиленным" правом голоса они автоматически конвертируются в привилегированные акции с обычным голосом (на биржу попали бы именно такие акции). У текущих акционеров "суперголосующие" акции.

- Для чего это было сделано?

- Такая структура характерна для компаний, в которых бизнес на 90% зависит от творческого коллектива, где, как и у нас, люди - основной актив компании. Для нас главными примерами были компании, работающие в той же области, что и мы. Такое же корпоративное управление у Google в Америке и Baidu в Китае. Это гарантирует компании некоторую защиту от "неквалифицированного" инвестора.

- А сколько сейчас стоит "Яндекс"? Летом аналитики оценивали вас в $4-5 млрд.

- Не знаю. Но явно меньше, чем мы стоили бы полгода назад. Впрочем, как и любая другая компания на рынке. Сегодня никаких сделок нет, нет смысла и обсуждать оценку.

- В этом году государство впервые четко выразило свой интерес к интернету, у нас появился президент-блогер, который к этой сфере не равнодушен. Как вы относитесь к такого рода интересу? Чувствует ли "Яндекс" этот интерес?

- Да. И я отношусь к этому интересу как к естественному. Десять лет назад интернета как отрасли не существовало. Теперь интернет стал большой, заметный, и в нем появились большие и заметные компании. С точки зрения общей экономики интернет с "Газпромом", конечно, не сравнишь. Но он уже очень большой по аудитории. Крупнейшие порталы стали частью ежедневной жизни десятков миллионов людей и вполне закономерно вызывают интерес у государства. При разговорах о влиянии государства на интернет обычно обсуждается два разных аспекта - вопросы собственности и вопросы контроля контента. В смысле контроля собственности интернет можно сравнить с любой другой инфраструктурой в стране - например, с дорогами, телефоном или телевизором. Для любого государства это все - стратегическая ценность. Важно, чтобы в критических ситуациях это не оказалось в "неправильных руках" и не было использовано против народа и государства. Вся подобная инфраструктура повсюду в мире регулируется законодательством об иностранных инвестициях.

- То есть вы считаете интернет стратегической отраслью?

- Я считаю "Яндекс" стратегической компанией. Отрасль тоже стратегическая, но не в юридическом смысле. Есть закон о стратегических предприятиях, интернет-компании им не регулируются, и это правильно. Регулировать все сайты и блоги технически сложно, да и вредно. Помните попытки регистрировать все принтеры в 80-е гг.? Но крупнейшие компании интернета (не весь интернет, а именно самые крупные ресурсы) должны быть прозрачными, причем в обе стороны. Государство должно понимать, кто управляет компанией, кому она принадлежит и кто в ней принимает решения. А компаниям - для нормальной деятельности, для нормальных отношений с инвесторами - важна прозрачность в отношениях с государством.

- А в отношении контроля контента?

- Интернет больше не субкультура, а большое явление, влияющее на жизнь очень многих людей. Им пользуются и наши дети, и наши родители. Раньше интернет был нишевой средой для небольшого числа людей, и там были свои нишевые нормы. Теперь он стал большим, и придется соблюдать те же нормы и законы, что и в обычной жизни. Например, некультурно по улице ходить без штанов, значит, и в интернете некультурно.

- Нужен ли интернету отдельный закон?

- Раз интернет - часть жизни, а жизнь уже описана самыми разными законами, то нужно просто вносить уточнения, касающиеся интернета, в уже существующие и новые законы. Кажется, этого будет достаточно.

- Просят ли вас фильтровать новости в "Яндекс.Новостях" и менять рейтинг источников?

- Ни разу не просили. Есть один стандартный способ убрать новость из "Яндекс.Новостей" - стереть ее с сайта источника. Если кто-то пеняет на то, что у нас появилась "нехорошая" новость, мы перенаправляем жалующихся к источнику. Если источник снимает новость, она может быть удалена и с "Яндекс.Новостей".

"Яндекс" не СМИ. У нас нет редакции, политической позиции и не может быть никаких политических разногласий ни с кем. Мы зеркало медиасреды в целом: на первую страницу "Яндекса" попадают только сюжеты, отражаемые ведущими СМИ.

- Как вы контролируете появление экстремистских материалов?

- "Яндекс.Новости" похожи на огромный газетный киоск, куда выставляются передовицы главных газет страны. Пока главные новостные ресурсы страны не являются экстремистскими, в "Яндекс.Новостях" ничего экстремистского не может быть по определению. Из 2000 источников на первую страницу попадают самые авторитетные, цитируемые, свежие новости. Мы отражаем среду, а не формируем ее. Это мы и объясняли в этом году всем тем, кто интересовался, как новости попадают на первую страницу "Яндекса".

- А кто именно интересовался?

- К нам иногда обращаются и СМИ, и сами ньюсмейкеры. Если мы показываем что-то непопулярное (не являющееся темой большинства СМИ), то мы понимаем, что наше зеркало "перекошено", для нас это bug-report (сообщение об ошибке). И не важно, от кого оно пришло - от пользователя, партнера или чиновника.

- Правильно ли я понимаю, что в этом году количество сообщений об ошибках от государства возросло?

- Да, и не только от государства. Потому что и мы "возросли".

- Недавно ФАС отказала Google в покупке у компании Rambler Media агентства контекстной рекламы "Бегун". Подтверждает ли эта история то, что интернет становится отраслью и пакеты в интернет-компаниях не должны принадлежать иностранцам?

- На наш взгляд, эта сделка не представляла опасности для рынка и не вела к его монополизации. От ее срыва больше вреда, чем пользы. Любое вмешательство без надобности - по умолчанию вредно. Если бы эту сделку разрешили, ситуация на рынке не изменилась бы никаким драматическим образом. Продажа "Бегуна" привела бы к более здоровой атмосфере [в интернет-пространстве]. Была бы более тяжелая конкурентная ситуация, а мы бы все равно выигрывали (смеется). А если спортсмен бежит и видит, что его сопернику подставили подножку, то ему и бежать уже не так интересно.

- Но ведь вы сами заявляли, что вам не нравится сделка между Rambler и Google?

- Это другое дело: нам жалко, что Rambler исчезает как поисковик. Именно благодаря тому, что в России долгое время существовали и конкурировали "Яндекс" и Rambler, здесь сложилась уникальная ситуация, когда на нашем рынке нет доминирующего иностранного игрока.

- Говорят, что срыв сделки усиливает позиции "Яндекса"...

- Нам не требуется такого рода помощь, и мы никогда о ней не просили. Мы и без этого хорошо растем. Мы работаем над качеством поиска - и аудитория видит это, наша доля поискового рынка растет весь этот год. У нас по России уже больше 56%.

- А вы не предлагали Rambler свой поиск?

- Предлагали. На условиях разделения прибыли не хуже, чем Google, а по деньгам даже лучше, потому что мы лучше монетизированы. Для стратегических партнеров с многомиллионной аудиторией у нас есть две модели сотрудничества: либо почти паритетное разделение доходов от контекстной рекламы и размещение поиска white-label, либо установка брендированного Яндексом поиска с отдачей партнеру бОльшей части доходов с монетизации. Рамблер не принял ни одну.

- По первой модели, очевидно, с вами работает второй крупнейший портал рунета - Mail.ru. Cобираетесь ли вы менять условия контракта с ними (например, уменьшать их долю дохода) в связи с новой обстановкой на рынке?

- Нет. Даже несмотря на то, что три года назад мы этот контракт выигрывали в гораздо более конкурентной обстановке.

- Почувствовал ли "Яндекс" кризис?

- "Яндекс" несколько лет бурно рос. С конца октября мы увидели замедление этого роста. Мы наблюдаем сейчас двойной эффект: с одной стороны, падают цены на аукционе контекстной рекламы. У нас система автоматического ценообразования, сами мы цены не регулируем: когда каким-то отраслям плохо, цены в них автоматически снижаются. С другой стороны, трафик сильно вырос - в кризис люди сошли с ума и стали пользоваться интернетом намного активнее. В результате оборот не растет, но и не особо падает. Сейчас у нас немного увеличилось число рекламодателей, но уменьшился средний счет. Для меня это хороший сигнал о состоянии экономики в целом. Наши клиенты - десятки тысяч малых и средних бизнесов. То, что их затраты на контекстную рекламу не падают, говорит о том, что в малом и среднем бизнесе жизнь продолжается. Если кризисом считать то, что происходит сейчас, то это вполне терпимо.

- На какие деньги развивается "Яндекс", есть ли у него кредиты?

- Кредитов нет и не было никогда. Мы развиваемся на собственные деньги. Уже шесть лет как мы прибыльные. В начале ноября, правда, у нас была другая проблема - как не потерять наши депозиты. Ничего не потеряли, несмотря на проблемы у одного из наших банков. Как и все, мы разрабатываем разные сценарии, есть три бюджета на следующий год: оптимистичный, пессимистичный и реалистичный.

- Заплатите дивиденды в этом году? Какая будет прибыль?

- Видимо, заплатим. Прибыль у нас гораздо больше, чем в прошлом году.

- Сокращаете ли затраты, персонал? Закрываете проекты?

- Мы, кажется, одни из немногих, кто еще продолжает наем. Но "бешено" нанимать перестали, потому что кадровый рынок сильно изменился. Раньше мы бегали за кандидатами и готовы были платить большие деньги за менее квалифицированных специалистов, рассчитывая их обучать внутри компании. Сейчас мы завалены резюме тех, кто потерял работу или ожидает ее потерять, и можем быть более разборчивыми. Недавно мы отменили реферральную программу - раньше мы платили премию нашим сотрудникам, которые приводили кандидатов. Что касается проектов, кризис - хороший повод внести ясность: каждый должен понять, для чего он существует. Закрыть проект и уволить персонал всегда можно, главное в кризис - выделить главное и заниматься им.

- Какие проекты главные?

- Главное для "Яндекса" - отвечать на вопросы пользователей. Заданные явно или неявно. "Яндекс" - информационная система. Мы про поиск, и любой справочный сервис - это наша поляна. А, например, социальные сервисы не наша стезя.

- Что будет с интернет-рекламой в 2009 г.?

- Относительно чемпионского III квартала 2008 г., наверное, все будут падать. Но если это падение будет не слишком сильным, то в целом 2009 год даже имеет шанс быть больше 2008-го. Нас должна спасти поисковая реклама. Ведь то, что люди тратят на "Яндексе" - это по сути и не реклама вовсе. Контекстная реклама раздает "готовых" покупателей продавцам, с оплатой "за приведенную душу". Потому вложения в Яндекс.Директ - это не затраты на рекламу, а, по сути, - cost of sales.

- Зачем тогда купили "Медиаселлинг", продающий именно медийку?

- Для экспериментов. С одной стороны, медийная реклама - это формат (банеры), с другой - способ продаж (индивидуальные продажи, а не конвейер). Медийная реклама в интернете развивается медленнее не из-за формата, а потому, что продающий инструмент медийки пока не массовый и ее эффективность плохо измерима. Сейчас для медийщиков интернет - просто еще одна площадка, почти ничем не лучше газет, телевидения или наружки. Таргетирование, массовый способ продаж и измеримость - вот что интернет может принести им нового, и это теоретически может на этом рынке что-то поменять. Даже при существующем формате. У "Медиаселлинга" есть свои технологии таргетирования, дополнительные к нашим. А нам полезно двигаться в сторону банеров.

- Как вы оцениваете конкурентную ситуацию в рунете?

- В 2007 г. для нас ситуация была очень тяжелая - мы теряли долю, наше качество поиска было не очень. Сейчас мы кардинально улучшили технологию поиска - по существу, это новое поколение поисковика. Кроме того, недавно у нас появился поиск не только по России, но и по миру.

- То есть вы скоро проиндексируете весь интернет?

- Мы постараемся. Но сделаем это для российских пользователей. Несмотря на открытие американского офиса, работать на рынке США мы не собираемся. Бизнес "Яндекса" построен на критических массах: при наличии более половины поисковых запросов на каком-то рынке начинает работать рынок контекстной рекламы. То есть если у нас в два раза больше поисковых запросов, чем у конкурентов, то обороты больше не в два раза, а в четыре. Наша задача - оказывать лучшие на рынке услуги российским пользователям, чтобы удержать критическую массу российской аудитории, которая у нас уже есть. Аудитории в том числе нужен и англоязычный поиск (примерно в 10% случаев).

Влияние кризиса

"Яндекс" несколько лет бурно рос. С конца октября мы увидели замедление этого роста. Мы наблюдаем сейчас двойной эффект: с одной стороны, падают цены на аукционе контекстной рекламы. У нас система автоматического ценообразования, сами мы цены не регулируем: когда каким-то отраслям плохо, цены в них автоматически снижаются. С другой - трафик сильно вырос: в кризис люди сошли с ума и стали пользоваться интернетом намного активнее. В результате оборот не растет, но и не особо падает. Сейчас у нас немного увеличилось число рекламодателей, но уменьшился средний счет. Наши клиенты - десятки тысяч малых и средних бизнесов. То, что их затраты на контекстную рекламу не падают, говорит о том, что в малом и среднем бизнесе жизнь продолжается. Если кризисом считать то, что происходит сейчас, то это вполне терпимо".

"Кредитов [у компании] нет и не было никогда. Мы развиваемся на собственные деньги. Уже шесть лет как мы прибыльные. В начале ноября, правда, у нас была другая проблема - как не потерять наши депозиты. Ничего не потеряли, несмотря на проблемы у одного из наших банков. Как и все, мы разрабатываем разные сценарии, есть три бюджета на следующий год: оптимистичный, пессимистичный и реалистичный.

"Мы продолжаем наем персонала. Но "бешено" нанимать перестали - кадровый рынок сильно изменился. Раньше мы бегали за кандидатами и готовы были платить большие деньги за менее квалифицированных специалистов, рассчитывая их обучать внутри компании. Сейчас мы завалены резюме тех, кто потерял работу или ожидает ее потерять, и можем быть более разборчивыми".

Биография

Родился 11 февраля 1964 г. в городе Гурьеве (Казахстан). В 1986 г. окончил Институт нефти и газа им. И. М. Губкина по специальности "прикладная математика"
1988 - соучредитель кооператива "Магистр" по торговле компьютерами
1989 - основал CompTek International
2000 - генеральный директор компании "Яндекс"

4 669688930 веб-страниц насчитывает сегодня поисковая база "Яндекса"

"Кредитов [у "Яндекса"] нет и не было никогда. Мы развиваемся на собственные деньги. Уже шесть лет как мы прибыльные"
 
"Яндекс" - интернет-компания. Владеет порталом Yandex.ru, 6 млн посетителей в сутки (данные TNS). выручка - $167 млн (2007 г., US GAAP). Чистая прибыль - $64,2 млн (РСБУ). Акционеры: 30% - основатели, около 20% - менеджеры, более 30% - фонды Internet Search Investments и Baring Vostok Capital Partners, 15% - у Tiger Global Management.


Комментарии :
    На стратегическую компанию яндекс не тянет Вячеслав Седов e-mail: vyacheslav.sedov@gmail.com23.12.08 14:05
    кооператив-переросток

    RE: На стратегическую компанию яндекс не тянет Goosfraba 23.12.08 16:16
    +1

    Тянет-не тянет, что есть истина? Ван Харин 21.01.09 17:11
    Подход к конкуренции стратегичный, а что не стратегично, сбствнн?