© ComNews
19.01.2010

Домбровский

 Министр сказал: аукционы. Шаг к "чистым" частотам?!

Что касается выделения новых частот, по мнению
Игоря Щеголева, проведение аукционов
предпочтительнее конкурсов, поскольку их труднее
оспаривать.
http://www.comnews.ru/index.cfm?id=50306

 Развитые страны знают два основных способа распределения электромагнитного спектра: аукцион и конкурс с требованиями к сети (build-up requirements). Я бы сказал, аукцион - способ более рыночный, а конкурс с требованиями покрытия - более "социалистический".

 Именно последний способ применяется в скандинавских странах, и неплохо себя зарекомендовал: оператор-победитель неукоснительно выполняет там требования к покрытию услугами связи заданного процента населения, либо территории. К примеру, когда компания Tele2 выиграла в 2003 г. лицензию 3G в Швеции, требованием было покрытие услугами связи нового поколения 90% населения страны в течение трех лет. Для этого потребовались значительные капвложения, но требование было выполнено. В случае невыполнения - разговор короткий: отбирают лицензию. Ну а Соединенные Штаты, например, не знают иного способа распределения частот, кроме аукциона. И "рыночная" логика понятна: кто больше выложит за ресурс, тот должен будет предоставить больше услуг, построить самую мощную и эффективную сеть связи.

 С 2004 г. до последнего времени в РФ практиковались конкурсы. Почему не аукционы? Дело в том, что в силу целого ряда причин российский оператор получал не "чистую" полосу, а "кота в мешке". Мягко это называется "загрязненностью выделяемого спектра". Поясню. Стандарты беспроводной связи создавались в западных странах и ориентировались на свободный в этих странах радиоспектр. Свободный, прежде всего, от средств военного назначения. Случайно ли получилось, что в России (точнее - в СССР) эти же частоты, зачастую, заняты были именно военными средствами? Нет, конечно же. Это была политическая установка: делать не так как "они", потенциальные противники - а в других частотах и, по возможности, на других принципах. Чтоб их запутать, назло.

Получает российский оператор нынче полосу спектра и с удивлением обнаруживает, что не может использовать многие из выделенных ему частот в нужных точках. Причем чтобы узнать это, он должен получить отказ на присвоение частот от Главного радиочастотного спектра (ГРЧЦ). А на это уходят многие месяцы, ведь ГРЧЦ сам перенаправляет заявку оператора военным, а потом транслирует их ответ оператору. Конечно, с военными можно и сотрудничать, и договариваться. Знаю это по прошлому опыту руководства сотовой компанией стандарта AMPS - ни одной базовой станции мы не запускали без оперативного контроля и согласования с коллегами из В/Ч: "включаю частоту..., есть ли помеха?!". А если помеха возникла?!

 Ну а свежий пример - "сюрприз", который получила "большая тройка" при строительстве 3G в Москве.

Бывают и более банальные причины "загрязнения" спектра: вдруг в выделенной полосе обнаруживается старая аналоговая радиорелейка. Выдали когда-то разрешение и забыли. Оператору приходится договариваться с владельцем релейки, зачастую - покупать ему новую, цифровую в другом диапазоне, или просто откупаться.

Экономическая оценка спектра в этих условиях невозможна. Оператор a priori не может оценить экономическую ценность распределяемого диапазона, затрат на его последующую "очистку", ущерба от ограничений использования. Ясно, что аукционировать такой ресурс некорректно.

Есть у этого советского (или постсоветского?) наследия еще одна весьма мрачная сторона: оно служит оправданием для умопомрачительно долгой и громоздкой процедуры назначения частот. Вот, например, в Латвии или Германии оператору, чтобы запустить базовую станцию в выделенном ему спектре, достаточно разместить информацию о предполагаемой к использованию частоте на специальном сайте регулятора. Если в течение месяца после этого возражений от других пользователей спектра не поступит - вперед, включай станцию!

Сколько же лет еще длиться страстотерпению российских операторов? Вот уже двадцать лет прошло с падения Берлинской стены, отмены выездных виз, начала интеграции России в Европу. А в радиочастотных делах мы по-прежнему отстаем на много лет. Когда же мы придем к цивилизованному порядку при распределении частот в России?

Нынешнее заявление министра может означать: государственный регулятор в сфере связи, наконец, готов кардинально изменить положение дел в радиоспектре. А это означает и масштабную корректировку нормативных актов, и пересмотр разрешительной практики, и переход от слов к делу в части конверсии частот. Операторам будут выделять "чистый" спектр. И если всему этому надлежит сбыться - вот тогда будет впору воскликнуть: "Браво аукционам"!

Комментарии :

 

Комментарий Господин 20.01.10 07:23
      Аффтор, а ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ спектр это что?

      Салат какой-то, а не статья. Особенно вот это - включаю частоту..., есть ли помеха? Или вот еще - Главный радиочастотный СПЕКТР!!!

      Господа с сайта, уважайте читателей.

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

РекламаПисьмо в редакциюО насAbout us