11.09.2000

ОАО "Ростелеком" - национальный оператор междугородной и международной сети связи. Выделившись из состава Министерства связи СССР в 1990 г., компания стала акционерным обществом. ОАО "Ростелеком" осуществляет свою деятельность на территории России через сеть филиалов.


Территориальный центр междугородных связей и телевидения №3 (ТЦМС-3) является одним из 18 региональных филиалов ОАО "Ростелеком" и выполняет его функции на территории Петербурга, Ленинградской, Новгородской, Псковской и Тверской областей. Кроме того, в Северо-западном регионе РФ действуют ТЦМС-13 (Вологда) и ТЦМС-23 (Петрозаводск).


ТЦМС-3 имеет двухуровневую систему управления. Центральный аппарат филиала находится в Петербурге и координирует работу Технических узлов, расположенных в Петербурге, Луге, Великом Новгороде и Великих Луках. Всего в состав ТЦМС-3 входят 28 цехов и участков с общей численностью персонала 1300 человек. На обслуживании у филиала находятся 7,6 тыс. км кабельных линий, 2,6 тыс. км радиорелейных линий и 879 объектов связи.

Деловыми партнерами и потребителями услуг ТЦМС-3 являются крупнейшие операторы сетей общего пользования (СПб ММТ, ПТС, "Ленсвязь", "Новгородтелеком", "Электросвязь" Псковской области, "ТверьЭлектросвязь"), теле- и радиовещательные компании, ведомства и органы государственной власти, коммерческие и корпоративные сети.

В 1999 г. протяженность каналов связи в ТЦМС-3 достигла объема 46 млн. канало-километров, из них 83% составляют цифровые каналы.


Директор ТЦМС-3 Сергей Токаренко в беседе с репортером ComNews.ru делится взглядами на проблемы отрасли, состоянии рынка связи и рассказывает о сегодняшнем положении, концепциях и планах развития филиала и ОАО "Ростелеком" в целом.


Сергей Андреевич, какими Вам видятся структурные преобразования предприятий связи в Северо-Западном регионе России?


Насколько я понимаю, речь идет не о представлениях вообще, а об ожидаемом объединении в рамках одного юридического лица предприятий связи Северо-Запада России, входящих в холдинг "Связьинвест".
Если это так, то я хотел бы обратить Ваше внимание на несколько важных моментов.


Во-первых, поскольку озвучена только идея объединения предприятий, а сама концепции еще только разрабатывается, я бы не считал корректным, забегая вперед, давать оценку незавершенной работе.

Во-вторых, на мой взгляд, намеченный процесс боле точно характеризует термин "укрупнение" предприятий, которое происходит в результате слияния бизнесов, нежели ставшее уже привычным, но все же общим - "объединение".

В-третьих, я не склонен рассматривать объединение как самостоятельное в историческом плане событие. Оно является элементом процесса перехода от модели директивно-плановой экономики к либерально-рыночной. Первым шагом этого перехода была приватизация, когда объекты народного хозяйства обрели собственников. Решение задачи создания эффективных производств государство переложило на плечи будущих собственников. Предполагалось, что в ходе этих преобразований должны появиться эффективные собственники, эффективные государственные институты, эффективные производства и цивилизованные рынки и отношения.

Первый этап, при всех его издержках, дал существенный результат. Сегодня вместо группы государственных, а значит "ничейных" предприятий мы имеем в отрасли связи более восьми десятков акционерных обществ, в которых сформировались команды менеджеров-рыночников, способных самостоятельно мыслить, анализировать, принимать решения по управлению производством и отвечать перед коллективами и акционерами за полученные результаты. Собственники за это время также приобрели свой опыт и сегодня решают важную для них задачу - повышения эффективности управления принадлежащей им собственностью.

Процесс "назначения" собственников в стране проходил довольно быстро и по общим для всех правилам. Государство не задавалось целью формирования отраслевых, а значит специализированных, привязанных к предмету, программ приватизации. Трудно было ожидать, что в результате такого подхода сложатся оптимальные по форме предприятия и взаимоотношения.

Сегодня государство в лице ОАО "Связьинвест" владеет контрольными пакетами акций более восьмидесяти предприятий связи. Совершенно очевидно, что эффективно управлять таким количеством субъектов существующих в форме АО крайне сложно. В то же время, позиция крупного собственника по ключевым вопросам очень важна для предприятия и остальных акционеров. С другой стороны - результаты работы таких предприятий являются предметом стратегических интересов крупных собственников.

Необходимость повышение эффективности управления бизнесом можно рассматривать как один из мотивов для начала процесса укрупнения предприятий.

Известно, что в результате приватизации нам не удалось ни сохранить, ни создать в стране сколь нибудь серьезного производства современного оборудования связи способного поставлять свою продукцию в объемах и по цене соответствующих потребностям и платежеспособности предприятий связи.

В условиях невысокого и нестабильного в результате кризисов платежеспособного спроса на услуги связи, сильной его зависимости от географии, неразвитости национальных кредитных институтов многие предприятия связи испытывают дефицит платежных средств на цели обновления стареющих производств и развития.

Укрупнение предприятий, позволит повысить ликвидность акций и рыночную капитализацию компаний отрасли. В этих условиях можно ожидать повышения инвестиционной привлекательности и рассчитывать на увеличение притока инвестиций.

Повышение же кредитоспособности, объема сделок, уровня программ откроют новые возможности для роста бизнеса. А это чрезвычайно важное условие для выживания в условиях открытых рынков и обостряющейся конкуренции.

И, наконец, значительно проще скоординировать и направить усилия организованных таким образом предприятий на цели развития национального производства компонентов и систем связи, развитие науки и фундаментальных исследований в интересах отрасли и государства.


Могли бы Вы оценить ход процесса объединения петербургских операторов?


Слияние ПТС, СПбММТ и СПТ положило начало процессу объединения предприятий связи Северо-Запада. Акционеры большинством голосов поддержали такое решение. Известно о имеющем место столкновении интересов акционеров по вопросу размера обменного курса акций. Это нежелательная ситуация, но, по большому счету, сложно провести такие процедуры в абсолютном согласии и без проблем.


Оставляет ли идея укрупнения российских АО "Электросвязь" до 7-8 операторов место на рынке для "Ростелеком"?


Это зависит от того, какие ролевые функции на рынке связи будут определены концепцией для операторов.

Нужно понимать, что организационная форма прежних предприятий связи была связана с решаемыми ими задачами и соответствовала архитектуре построения зоновых сетей. Существующие нормативные документы содержат и гармонизируют такие понятия как первичные и вторичные, магистральные, зоновые, городские и сельские сети. Эти сети образуют собой соответствующие рынки, на которых работают существующие предприятия.

Как только мы начинаем организовывать предприятия по иным принципам (а в нынешней концепции это принцип увеличенных географических зон), встают вопросы об изменении не только статуса и прав предприятий, вошедших в объединенную компанию, но и возможном изменении ролевых функций на рынке связи самой объединенной компании. За таким изменением могут следовать изменения лицензий, порядка пропуска трафика, взаимоотношений между субъектами рынка связи. А это в условиях существующей лицензионной разбалансированности рынка (с помощью лицензионного инструментария закрепляются в практической жизни принципы разделения и организации рынков, носителем которых является национальная концепция в данной сфере деятельности) становится чрезвычайно серьезным вопросом, и выходит далеко за рамки проблемы о наличии места для такой компании как ОАО "Ростелеком".


Попробуем разобраться подробнее.

ОАО "Ростелеком" -- национальный оператор междугородной и международной связи, который владеет, построенным по единим принципам комплексом связи на территории страны. Этот комплекс обеспечивает возможность обработки, маршрутизации и переброски трафика разных видов (голос, данные, телевизионные и радиопрограммы) между участниками рынка всех форм собственности расположенными на территории страны. При этом компания выполняет обязательства предоставить всем этим участникам возможность взаимной гарантированной по качеству доступности, включая выход к международным сетям, а кроме того, выполняет задачу обеспечения нужд государства по заданным специальным требованиям.

Кроме того, компания выполняет функции единого центра расчетов между операторами, подключенными к ней как на национальном, так и на международном уровне.

Для этого в распоряжении компании имеются узлы разного назначения, кабельные, радиорелейных и космических линий связи, группировка спутников. Мощности этого комплекса поддерживаются в постоянном балансе с нуждами многих географически разбросанных потребителей.

В целом, сеть компании представляет собой единый, сложный комплекс сетевых элементов, выделенной системы управления сетью, центров биллинга и расчетов и сбалансированного с этим комплексом финансового обеспечения со своими инструментами.

Я хочу обратить внимание, что немало участков сети представляют собой убыточные направления, но они существуют и поддерживаются за счет доходов от других направлений и услуг.

Функционирование этого комплекса обеспечивает поступление в бюджет региональных операторов связи от 40% до 60% их доходов. Доля ОАО "Ростелеком" в капитализации ОАО "Связьинвест" составляет в разное время от 30% до 50%. ОАО "Ростелеком" является безусловным лидером среди компаний холдинга по объему торгов в РТС. Стоит ли спешить расставаться с таким "локомотивом" отрасли?

Механическое изъятие услуг или элементов сети, исходя только из макроэкономических представлений, путем ли деления сети компании по принципу географических зон, изменения "худого", но сложившегося баланса лицензий, может нарушить работоспособность устойчивого технико-экономического комплекса, и привести к непредвиденным результатам для многих.

Не просто себе представить, как организовать выполнение перечисленных выше транстерриториальных функций через ряд региональных компаний. Приведет ли к желаемому результату наличие нескольких операторов с международной лицензией, представляющих, по сути, интересы одной сети и страны. Как и кем будет управляться единая транзитная сеть с коммутацией каналов и ОКС-7. Как будут выглядеть большие, но территориальные компании, в то время когда ведомства и международные операторы строят экстерриториальные сети, а с ними связаны услуги. Возможно ли будет, некоторое время спустя, получить из взаимодействующих, родственных, но все же самостоятельных сетей национальную сеть со всеми преимуществами единой системы. Реальная практика бизнеса приведет к необходимости создания неких "надструктур" (совещательных, консультативных, управляющих, производственных) для обеспечения координирующих и сквозных функций. Так нужно ли отказываться от того, что потом придется создавать?

Процесс укрупнения предприятий непрост, но не опасен. Эту процедуру можно осуществлять постепенно, проверяя каждый последующий шаг. По большому счету, в ходе укрупнения не нарушается работа старых механизмов, а новые процессы естественным путем уменьшают значимость старых и, в конце концов, вытесняют их.

Реорганизация или расчленение хорошо работающего механизма, перемещение его иную среду - на порядок более сложная задача. Замена одних работоспособных процедур на другие должна произойти сразу. Житейская мудрость учит, - не делай все возможные изменения в один миг. А история отдает предпочтение эволюционному пути перед революциями.


Как укрупненные операторы будут взаимодействовать с ОАО "Ростелеком"?


Я бы сам хотел знать эти подробности. В рамках сегодняшнего обсуждения, наверное, правильнее говорить - как могли бы взаимодействовать?

На мой взгляд, укрупнение региональных компаний с последующим слиянием ОАО "Связьинвест" и ОАО "Ростелеком" -- очень хороший сценарий для отрасли. Это мягкий, эволюционный путь преобразований, который в горизонтальной плоскости разделяет рынки, при сохранении принципов организации услуг. Холдинг, равно как его конкуренты, будет иметь возможность предоставить любому потребителю весь комплекс возможных услуг, что не маловажно с учетом тенденций развития рынков. У него появятся реальные возможности, соответствующие "весовой категории", выхода на международные рынки связи, связанные с услугами на других территориях, не говоря уже о возможностях внутри страны. В этих условиях можно и нужно продолжать процесс демонополизацию рынка, чтобы такая компания не превратилась в "священную корову" и ощущала рядом горячее дыхание конкурентов (но при обязательном равном балансе прав и обязательств по лицензиям). Это одна из моделей взаимодействия.

Другой вариант: "Ростелеком" остается самостоятельной компанией.

В этом случае его нужно сделать для начала полноценным оператором.

Дело в том, что у ОАО "Ростелеком" который является переносчиком телефонного трафика от одной сети к другой, и получает от реализации такой услуги более 90% своих доходов, нет своих точек сбыта этой продукции. Точка реализации услуги (биллинга и подключения сетей) как правило, находится на территориальной АМТС, входящей в состав "Электросвязи".

Для решения этого вопроса нужно немногое, административно-регулируещее решение, которое присвоило бы УАК (региональные узлы автоматической коммутации каналов ОАО "Ростелеком", построенные на базе электронных станций, работающих в системе ОКС-7 и оснащенных подсистемой биллинга) статус оконечно-транзитных станций.

В этом случае ОАО "Ростелеком" мог бы подключать на равных условиях к своим узлам АМТС укрупненных операторов, равно как станции альтернативных операторов (стационарных и подвижных сетей связи) имеющих лицензии на услуги междугородной связи.

Т.о. УАК в каждом регионе консолидировал бы трафик от всех междугородных станций региона и перебрасывал бы его на любой другой регион и к международным сетям. Операторам не пришлось бы арендовать "длинные" каналы во всех направлениях: им достаточно было бы подтянуться к сети национального оператора в одной точке, и тем самым они получат доступ ко всем точкам на территории России. Например: "ПетерСтар", подключившись на уровне УАКа, без построения своей междугородной сети может начать работу Ростове, Новосибирске или где-либо еще.

Насколько укрупненным операторам будет интересно пользоваться сетью УАК для обмена трафиком между АМТС внутри расширенной зоны сказать трудно, многое будет зависеть от экономической составляющей этого вопроса.


Может ли сегодня оператор, который сам захотел подключиться к УАКу "Ростелекома", это сделать?


Часть операторов сегодня имеют лицензии, которые дают такое право.


Какова динамика изменения междугородного и международного (исходящего и входящего) трафика с начала года, по сравнению с ситуацией 1999 г.?


В течение послекризисного 1999 г. объем междугородного трафика вырос на 20%. Тенденция к плавному росту сохранилась и сейчас.

В 1999 г. наблюдалось падение объема пропуска международного трафика (на 3% - на исходящих, и 9% - на входящих направлениях), объем исходящего международного трафика "Ростелекома" составил 292,8 млн. тарифо-минут, а входящего трафика -- 388,2 млн. тарифо-минут. Это связано с вынужденным повышением цен и изменением спроса и на данный вид услуги, в условиях четырехкратной девальвации рубля. В течение 2000 г. мы ожидаем восстановление докризисного объема трафика.


Насколько возросла конкуренция со стороны альтернативных операторов, и каковы оценки Вашей доли рынка дальней связи в Санкт-Петербурге?


Я не готов дать такую оценку по той простой причине, что мы не имеем данных об объемах оказываемых ими услуг. Но на уровне качественных характеристик могу сказать, что определенное влияние чувствуется на таком привлекательном для многих направлении как Санкт-Петербург - Москва, а также в сфере услуг документальной связи. В целом, столпотворение операторов и услуг ощущается на "сладких" участках рынка, к "тощим" же не многие проявляют интерес.

Что касается территории России, я думаю "Ростелеком" и группа компаний холдинга продолжают занимать доминирующее положение на рынке. Ни один из операторов не может перенести такой объем трафика в любую точку страны как "Ростелеком".


В местной прессе в начале года была опубликована небольшая заметка о том, что, вероятно, петербургский филиал "Ростелеком" будет предоставлять доступ в Интернет конечным пользователям, помимо оптовых продаж. Не могли бы Вы прокомментировать эту информацию.


В конце 1999 года в Санкт-Петербурге мы запустили в работу и анонсировали услуги крупного регионального узла доступа в национальную Internet сеть ОАО "Ростелеком". Сеть по своим ресурсам и топологии построения ориентирована на предоставление услуг провайдерам и корпоративным пользователям по выделенным линиям. Для нас все они являются конечными пользователями. Что касается dial-up - это не наша сфера, и мы не планируем работать на этом сегменте рынка.


Интересна ли Вашей компании тематика IP-телефонии на рынке Санкт-Петербурга. (В частности с использованием оборудования Cisco и Clarent)? Есть определенные наработки в этой области, которые могут оказаться полезными.


Безусловно, "Ростелеком" интересуется этим рынком, и самой технологией. Ведь сегодня уже стало правилом, что компании не успевающие осваивать новые технологии теряются на рынке. Я уже говорил, что более 90% доходов нашей компании связано с обслуживанием речевого трафика. IP-телефония - это новая альтернатива пути для пропуска голосового трафика. Поэтому для нас подобная тематика представляет чрезвычайный интерес. Мы внимательно следим за развитием этой услуги на рынке. "Ростелеком" работает в этом направлении, с намерением предоставлять свои ресурсы для обслуживания рынка IP-трафика. Мы уже рекламировали возможности нашей IP сети выставке "Норвеком-2000". Учитывая тот факт, что голосовой IP-трафик очень чувствителен к качеству работы и пропускной способности сети, наша цель была показать, что "Ростелеком" сегодня имеет национальный ресурс для качественного обслуживания такой нагрузки.

В отношении применяемого на сети оборудования могу сказать, что сегодня "Ростелеком" строит сеть на оборудовании Cisco, что соответствует рекомендациям ОАО "Связьинвест".


Собирается ли "Ростелеком" подключиться к питерскому exchange по обмену трафиком внутри города? Или, может быть, "Ростелеком" сам планирует организовать подобную услугу (если да, то когда)?


Мы присутствуем в точке локального exchange на узле "Ленэнерго" на Марсовом поле, однако, сегодня там нет операторов способных сделать интересные предложения для такого обмена. В тоже время сам вопрос остается для нас интересным.


Каковы планы ТЦМС-3 по решению спектра услуг в Северо-Западном регионе России?


До конца года мы намерены запустить в эксплуатацию вторую очередь Международного центра коммутации на 9 тысяч точек поля.

В 1999 г. начато строительство волоконно-оптической линии Любань-Иссад- Мурманск с использованием оборудования STM-16 и технологией прокладки кабеля в трубке.

В 4 кв. 2000 г. заканчиваем строительство второй очереди проекта выделенной сети ММС (МультиМедиаСвязи). В рамках этого проекта будет введен в эксплуатацию пункт коллективного пользования в Санкт-Петербурге на ул.Достоевского 15. 25 августа из этой студии мы обеспечили сеанс одновременной телеконференции для Центризбиркома РФ, посвященный открытию нового офиса, с участием представителей комиссий в городах Москва, Санкт-Петербург, Псков, Нижний Новгород ( репортаж об этом событии можно было видеть по центральному телевидению).

В 2000 г. будет продолжено развитие сети Интернет, которая уже сегодня состоит из 50-и узлов. Объем продаж IP услуг за 1997-1998 г. вырос в 4 раза. В плане на 2000 г. - увеличение объема продаж в 3 раза.

Завершен проект на строительство ВОЛС на участке Псков- Великие Луки - Смоленск. Его реализация начнется в 2001 году.


Сколько, по Вашему прогнозу, будет стоить обыкновенная акция ОАО "Ростелеком" в будущем году?


Если страна избежит очередных катаклизмов, то существенно больше.

Однако делать долговременный прогноз стоимости акций - дело неблагодарное. Слишком много факторов влияния на рынок ценных бумаг. Могу точно сказать, что "Ростелеком" делает все, чтобы после кризиса курс акций не только восстановился, но и пошел верх. В 1999 году мы увеличили доходы от реализации услуг на 62%. При этом расходы у компании выросли только на 36%. Компания провела большую работу с кредиторами по реструктуризации долгов, возникших по причине кризиса экономики страны в 1998 г., и рассчитывается по ним. Компания продолжает строить сеть и вводить новые объекты. Мы видим устойчивый рост акций компании, который характеризуется следующими цифрами: на начало года акции "Ростелеком" стоили примерно $0,8 за акцию, сегодня они достигли уровня $2,5. Нужно отметить, что динамика поведения курса акций соответствует динамике индекса РТС. Сохраняется интерес к акциям "Ростелеком" у западных инвесторов, число которых увеличилось в составе акционеров компании.

Все эти факты свидетельствует об отсутствии негативных тенденций внутри компании, которые бы отрицательно сказывались на стоимости акций. Можно ожидать, что вслед за подъемом экономики страны, акции "Ростелеком" также вырастут в цене.