21.05.2002






Национальная Ассоциация операторов сетей связи третьего поколения (Ассоциация 3G) появилась в декабре 1999 года. Ее учредителями выступили петербургские сотовые компании «Дельта Телеком» и «Северо-Западный GSM», а также КБ «Импульс» (сеть «БиЛайн»). Ассоциацию возглавил Александр Крупнов, который до августа 1999 года был председателем Госкомсвязи России. Уже 3 декабря 1999 года на совещании с Госкомсвязи было решено создать опытную зону 3G, состоящую из трех фрагментов – двух в Москве и одного – в Петербурге. В марте 2000 года в Ассоциацию 3G вошла «Московская Сотовая Связь», в апреле – «Мобильные ТелеСистемы» (МТС), а в марте 2001 года в ряды ассоциации влилось ЗАО «Соник Дуо».
Весной 2000 года Госкомиссия по радиочастотам признала возможным использование полос частот 1927,5–1932,5 МГц, 1932,5–1937,5 МГц, , 1937,5–1942,5 МГц, 2015–2020 МГц, 2020–2025 МГц, 2117,5–2122,5 МГц, 2122,5–2127,5 МГц, 2127,5–2132 МГц для создания наземного сегмента опытных сетей подвижной связи 3-го поколения на территории России.

В интервью главному редактору «Стандарта» Леониду Конику президент Ассоциации 3G Александр Крупнов рассказывает об итогах работы опытных зон и перспективах выдачи лицензий на создание в России коммерческих сотовых сетей 3-го поколения.

Александр Евгеньевич! Вся информация о результатах работы опытных зон стекается в Ассоциацию 3G. Расскажите, пожалуйста, о них.

Основными задачами Ассоциации 3G как раз и было создание опытных зон и проведение испытаний, на основе которых можно было бы разработать предложения по регулированию, частотному регламенту, по вопросам электромагнитной совместимости с другими сетями. В конце 2001 года – начале 2002 года основные операторы продемонстрировали опытные зоны: это МТС, КБ «Импульс» и «Соник Дуо» в Москве, а в Петербурге – компания «Северо-Западный GSM». Последняя провела публичную демонстрацию работы опытной сети 3G в феврале, в дни выставки «Норвеком-2002».

Опытные зоны создавались с использованием оборудования различных поставщиков. В ходе испытаний в них устанавливались различные соединения: между двумя мобильными абонентами, мобильный аппарат – фиксированный аппарат, звонки в сеть ISDN, мобильные телефоны использовались вместе с устройствами передачи данных и видеоизображений и т. д. Но самое главное – операторы решили очень важную проблему контента, то есть ответили на вопрос, какие виды информации являются актуальными для использования в сетях 3G. Например, МТС подготовила базы видеоклипов и изображений, которые с хорошим качеством принимались на мобильных терминалах и подключенных с их помощью ноутбуках.

До выставки «Норвеком-2002» считалось, что опытных зон три (МТС, «Вымпелком» и «Северо-Западный GSM»). Однако на выставке было объявлено, что «Соник Дуо» также получил разрешение на создание опытной зоны в Москве. На мою просьбу прокомментировать это министр связи Леонид Рейман ответил, что определять количество опытных зон – прерогатива Ассоциации 3G, и Минсвязи в это не вмешивается. Все-таки сколько опытных зон 3G действует в России?

Действительно, «Соник Дуо» последним создал опытную зону 3G. Хотя некорректно говорить, кто первый создал опытную зону, а кто второй. Многое зависело от поставщиков – от того, когда они смогли предоставить оборудование. Создание фрагмента сети 3G «Соник» согласовал с нашей Ассоциацией. Но радиочастоты этой компании выделила ГКРЧ, входящая в Минсвязи – на этот счет 25 января 2002 года она выпустила отдельное решение №5702-ОР. Частоты выделены по результатам НИИР «Фрагмент-Сота-3G», проведенной нашей ассоциацией.

«Соник Дуо» к выставке «Норвеком» вместе с «СЗ GSM» организовал связь между Москвой и петербургской Гаванью, где проходила выставка. Можно констатировать, что основные тесты в рамках всех опытных зон завершены.

Телефоны каких фирм использовались в опытных зонах 3G?

Основные сотовые аппараты, которые использовались при тестах, поставила японская корпорация NEC. Кстати, уже сегодня они существуют в серийном варианте, а их цена составляет около $300.

Известно ли уже, сколько будет выдано лицензий 3G в России, кому они будут выдаваться и на каком основании?

Основные принципы распределения лицензий предложила Ассоциация 3G по итогам работы опытных зон. В начале 2002 года я доложил эти принципы министру связи Леониду Рейману. Мы считаем, что лицензии на сети 3G должны выдаваться на всю территорию Российской Федерации. В силу дефицита частотного ресурса количество лицензиатов должно составлять 3–4 компании. Наиболее предпочтительная схема такова: лицензиатами становятся три оператора, которые сегодня являются самыми популярными на территории России плюс один новый игрок, который впервые хочет продемонстрировать свое умение работать на российском рынке.

Министр связи одобрил наши предложения, и на форуме «Мобильные системы» в марте 2002 года первый замминистра связи Юрий Павленко во всеуслышанье заявил, что в 2002 году конкурс на лицензии 3G будет проведен.

Очевидно, «самые популярные» операторы – это «Вымпелком», «МегаФон» и МТС. Кто претендует на четвертую лицензию? Выражал ли интерес кто-либо из мировых грандов сотового бизнеса, таких как Vodafone или Orange?

Нет, пока никто явного интереса не проявлял. Это легко объяснимо, ведь до сих пор не опубликованы правила игры. Все, что известно – плата за лицензию будет минимальна, и она будет направлена на расчистку частотного диапазона. Это не те миллиардные цены, которые операторы платили за лицензии 3G в Европе.

Многие участники рынка ожидали, что правила выдачи лицензий 3G будут объявлены осенью 2001 года, и в 2002 году они уже будут распределены. Почему произошла задержка?

Задержка с выдачей лицензий 3G в России связана с желанием избежать ошибок, которые были допущены в европейских странах. На сегодняшний день в Европе выдано около ста лицензий 3G. Однако высокая стоимость лицензий, неготовность аппаратуры, отсутствие привлекательного контента и обвал рынка hi-tech создали операторам финансовые проблемы, и они отложили внедрение технологий 3G на 2002–2004 годы. Но ситуация уже начала меняться. В этом году, в сентябре, заработает первая в Европе коммерческая сеть 3G в Финляндии.

Один из самых сложных моментов при проведении конкурса на лицензии 3G в России является частотное регулирование. Согласно постановлению Правительства 1998 года, конкурсы должны проводиться на платной основе – с платежами за использование частотного ресурса. Новый закон «О связи» говорит, что за частоты вообще нужно постоянно платить.

Но в этом случае мы рискуем повторить ошибку Европы с неоправданно дорогими лицензиями 3G. Я считаю, что вопрос можно было бы решить с помощью временного решения правительства о проведении конкурса 3G.

О каких частотах идет речь и кем они сейчас заняты?

Это диапазон 1900–2000 МГц (основная технология – W-CDMA). В нем очень много пользователей. В нем работают и навигационные системы, и радиорелейные линии, и фиксированные службы различных ведомств – одним словом, диапазон перенасыщен.

Удастся ли расчистить достаточное количество частот для выдачи трех-четырех лицензий?

Да. Весь диапазон – около 35 МГц. Предполагается, что каждому игроку будет выдана полоса 10–15 МГц. Уже при расчистке частот для создания опытных зон каждый из операторов получил 15–20 МГц. Конечно, опытные зоны располагаются компактно, но все равно это внушает оптимизм.

Важный вопрос состоит в том, сколь часто используются те или иные радиопередающие устройства в диапазоне 1900–2000 МГц. К примеру, все релейки входят в Петербург именно с этими полосами частот. Это проблема весьма серьезная. А есть другая, легко разрешимая: какая-нибудь старая навигационная система, работающая на этих частотах, включается 8 раз в году. Она одна, и стоит всего $50 тыс. Значит, ее можно заменить на новую и вывести в другой диапазон. Однако любая подобная работа требует специальных подходов, и затраты на освобождение частот существенно разнятся.

Тестирование опытных зон завершилось. Чем теперь будет заниматься Ассоциация 3G?

Среди основных задач Ассоциации сейчас – обеспечивать поддержку Минсвязи в организации проведения конкурса на лицензии 3G, продолжать работы с НИИ Минобороны и другими структурами для решения проблем с частотами. Мы ведем НИИР под названием «Процедура 3G», в итоге будут описаны все процедуры по расчистке этого диапазона. Еще одна задача на этот год – объединение отдельных опытных зон, например, фрагмент сети 3G, созданный МТС, должен работать с сетью КБ «Импульс» и «МегаФона». Мы займемся также созданием концепции контента: без него развитие сетей 3G будет тормозиться.

Когда опытные зоны будут связаны друг с другом и когда испытания будут завершены?

Уже сегодня можно говорить о завершении испытаний. Те задачи, которые ставились, решены, и проблем с качеством нет. Результаты, полученные в России, подтверждены и данными зарубежных стран. Соединение фрагментов опытных зон в России произойдет в течение 2002 года – пока более точные сроки назвать сложно. Соединение четырех сетей позволит проверить совместимость различного оборудования.

Текущий год является базовым для сетей 3G во всей Европе: до его окончания все основные разработки будут завершены. В этом году Европейский институт телекоммуникационных стандартов (ETSI) примет все спецификации систем 3-го поколения. Целый ряд поставщиков уже представил различные модели абонентских терминалов 3G. В частности, это происходило на мартов-ской выставке CeBIT в Ганновере.

Если в этом году в России будет объявлен конкурс на лицензии 3G, можно ли ожидать появления коммерческих сотовых сетей третьего поколения в 2003 году?

Нет, скорее всего, они заработают в 2004 году, как и в большинстве стран Европы.

Насколько, на ваш взгляд, сети 3G нужны сегодня в России, где несколько крупных операторов только-только начали создавать национальные сети стандарта GSM, относящегося ко второму поколению?

Действительно, существует мнение, что эти услуги не будут востребованы. Но все мировые эксперты признают, что есть составляющие, которые формируют национальную и глобальную информационную структуру. К ним относятся ВОЛС для передачи информации между странами и континентами, существующая среда фиксированных сетей, широкополосный абонентский доступ и мобильные сети. Рынок сам будет определять продвинутость различных технологий. В разных странах это может происходить по-разному. Например, в Японии компания NTT DoCoMo запустила первую в мире сеть 3G и обслуживает сейчас около 60 тыс. абонентов. Но 63% используемых в этой сети услуг – игровые: у японцев такой менталитет, и он определяет успешность проекта DoCoMo. Никто из операторов не отказался от создания сетей 3G, просто из-за падения акций и прочего это откладывается. Ни один аналитик не говорит, что услуги сетей 3G не будут востребованы.

На форуме «Мобильные системы-2002» начальник департамента электросвязи Минсвязи Виктор Квицинский заявил, что Министерству было бы удобнее работать с единой ассоциацией сотовых операторов. Что вы об этом думаете?

Сейчас в России действует несколько ассоциаций сотовых операторов: Ассоциация-800 (операторы AMPS/D-AMPS), СОТЕЛ (NMT-450), Ассоциация операторов GSM, Ассоциация 3G, Ассоциация сетей CDMA. Все ассоциации выполняют разные функции. Третье поколение – это продолжение технологии GSM. Это одна линейка, одна инфраструктура: блоки питания, коммутаторы, базовые станции, интерфейсы. Поэтому Ассоциация операторов GSM выполняет роль, которая помогает всем операторам участвовать в разработке нормативной базы, объединять технологические интересы и т. д. Как только завершатся все приготовления по созданию сетей 3G, наша Ассоциация может интегрироваться в Ассоциацию GSM. Операторы стандарта AMPS тоже получают лицензии GSM-1800, и тоже могут присоединиться к ней. Так что идея уменьшения количества ассоциаций имеет право на жизнь, другой вопрос – когда это произойдет. СОТЕЛ может продолжить существование, так как имеет шанс стать связующим звеном в цифровизации сетей NMT-450 с помощью IMT-MC. Про Ассоциацию операторов CDMA я ничего не могу сказать: входящие в нее операторы наиболее скромны по величине абонентской базы.