Александр Гончарук, член совета директоров АФК "Система": "От станка никого не увольняли"
Александр Борейко
Источник: Ведомости, 27 апреля 2004
27.04.2004
![]() |
Прошлым летом акционер и член совета директоров АФК "Система" Александр Гончарук удивил рынок, резко сменив сферу деятельности. С поста президента "Системы Телеком", телекоммуникационного подразделения АФК, на которое приходится большая часть оборота корпорации, он ушел на должность гендиректора сравнительно небольшого концерна "Научный центр" (КНЦ) - другого субхолдинга "Системы", объединяющего высокотехнологичные предприятия.
В своем первом развернутом интервью после "тихого периода" Гончарук рассказывает о реструктуризации КНЦ и амбициозных планах концерна на ближайшие годы.
- Вы заняли пост гендиректора концерна "Научный центр" (КНЦ) девять месяцев назад. Какие задачи поставил перед вами основной акционер - АФК "Система"?
- Руководство АФК приняло стратегическое решение о том, что электроника станет одной из основ бизнеса корпорации наряду с телекоммуникациями, страхованием и строительством. Год назад обороты телекоммуникационного бизнеса или бизнеса "РОСНО" были на порядок больше, чем обороты КНЦ, и в АФК решили усилить это направление.
Электроника как бизнес-направление должна удовлетворять разработанной в "Системе" критериальной базе. Например, годовая выручка должна быть не менее $200 млн, EBITDA - не меньше $50 млн, предприятие должно занимать заметное место на рынке. КНЦ этим критериям не удовлетворял. По итогам 2003 г. выручка этого бизнес-направления составляла около $100 млн. Все остальные показатели тоже были ниже, чем требует от нас "Система".
Была поставлена задача разработать стратегию этого направления и найти подходы, позволяющие его усилить.
- Что вам удалось сделать за девять месяцев?
- Необходимо было создать коллектив. Со мной пришли несколько человек из "Системы" - Дмитрий Иванов, Александр Луценко. Сейчас они мои заместители - один по финансам, второй по стратегии развития. Первым заместителем пришел из (вошедшего в структуру КНЦ чешского производителя оборудования. - "Ведомости") STROM Telecom Нихат Хурем. Геннадий Яковлевич Красников, руководивший ранее концерном, стал генеральным конструктором и сейчас отвечает за общенаучное направление деятельности. Еще из старого концерна перешел Федор Георгиевич Безгин, который занимается имущественным блоком. Всю остальную команду мы поменяли.
- Вы говорите о перестановках в управляющей компании. Как обстоят дела на заводах?
- Те 5 - 6 фамилий, которые я назвал, - это ядро, костяк. В КНЦ немного народу работает - около 20 человек. С предприятиями концерна мы поступали точно так же. Мы посмотрели, насколько их руководство способно решить новые задачи, которые мы поставим. За 2 - 3 месяца мы сменили руководителей всех предприятий, кроме завода "Микрон". Александр Еременко остался [его гендиректором], но были заменены практически все его заместители.
Люди просто не воспринимали те цифры, которые им назывались, ибо речь шла об увеличении показателей в 2 - 3 раза. Нам говорили, что для такого роста нужны значительные ресурсы. Мы с этим согласились: назначили новых людей и внятно им объяснили, что будем всячески помогать.
- И где вы так быстро нашли преемников?
- Я сам не из электроники, и у меня кадрового запаса не было. Нужно было ориентироваться на существующие кадры, только не из первого, а из второго эшелона.
Мы руководствовались в том числе и формальными признаками. Во-первых, я категорически против людей старше 50 лет, занимающих активные менеджерские позиции. Во-вторых, у руководителей должен быть высокий образовательный уровень. И самое главное, в человеке должен быть драйв, который позволяет ему форсировать события.
В некоторые наши компании было практически невозможно найти руководителя из внутреннего резерва. Например, на предприятие, которое выпускает бытовую технику под зонтичным брэндом Sitronics. Анализ показал, что само предприятие работает по неправильной модели, поэтому изнутри никого нельзя было взять. Пришлось искать человека снаружи, и мы наняли Владимира Левченко, который до этого работал коммерческим директором "ТехноСилы". На должность коммерческого директора "Микрона" мы просмотрели 200 человек! Всего таким образом мы заменили порядка 45 руководителей и их заместителей.
Затем началось экспресс-планирование. Перед нами стоит задача органического удвоения оборота концерна. Это делать чрезвычайно тяжело. До сих пор под вопросом, сможем ли мы к концу года достичь уровня $200 млн. Но план на I квартал перевыполнен на 25%.
Я на год запретил произносить слово "стратегия" на предприятиях. Это слово произносят только в КНЦ. Вся стратегия предприятий сегодня заключается в том, чтобы выполнить план. Вот через год, когда они научатся это делать, мы потихоньку начнем снова возвращать в их обиход это слово.
- АФК "Система" осуществляет финансовые вливания в КНЦ?
- Финансово "Система" помогла сразу. Когда я пришел в Зеленоград, здесь были серьезные задержки по зарплате, поэтому я обратился за помощью. Невозможно ничего требовать от людей, если им по 3 - 4 месяца не платят зарплату. "Система" предоставила средства для разового погашения всех задержек по зарплате. Сейчас все выплачивается регулярно. Дальше началась борьба за снижение издержек, пошли широкомасштабные сокращения персонала - мы сократили порядка 800 человек.
- Какой персонал вы сокращали?
- 90% сокращенных работали на административных должностях. От станка никого не увольняли. После сокращения ввели абсолютно другую систему учета и планирования.
- Какую экономию дало сокращение затрат на персонал?
- Миллионы долларов в месяц по каждому предприятию. Освободившиеся средства были брошены на техническое перевооружение и кадры. Мы приняли на заводы около 600 человек - в основном молодежь.
- Какова средняя зарплата на зеленоградских предприятиях концерна?
- Около 7000 - 8000 руб. в месяц. .. На предприятиях КНЦ зарплата чуть повыше, чем в среднем в Зеленограде.
- Планируется ли вывод КНЦ на биржу?
- Наша конечная цель - провести IPO к концу следующего года. Еще до этого мы рассчитываем привлечь в акционерный капитал КНЦ стратегического инвестора. Это должна быть крупная, высокотехнологическая компания мирового уровня.
- Ваши потенциальные инвесторы - это предприятия типа IBM, Intel, Infenion?
- Этого уровня.
- Какую долю акций КНЦ вы готовы отдать стратегическому инвестору?
- От 1% до 49%.
- Когда планируется продажа "стратегу"?
- Как только сформируем концерн, это повысит стоимость сделки. Но главная задача - не заработать деньги, а получить сильного партнера.
В АФК "Система" есть принцип - "в карман не кладем". Практически все идет на развитие. Сейчас деньги нужны прежде всего на расширение, освоение новых технологий, запуск "чистых комнат" (производственных помещений для создания микросхем. - "Ведомости"). И, конечно, на дальнейшее развитие IT-блока.
- Сколько нужно денег для увеличения мощности "чистых комнат"?
- Десятки миллионов долларов.
- При каком обороте концерна имеет смысл проводить IPO?
- Я думаю, не меньше $700 - 900 млн в год.
- И вы планируете к концу 2005 г. достичь таких показателей?
- Я думаю, что мы их достигнем раньше.
- Каким образом? Вы планируете достичь оборота $200 млн к концу 2004 г.
- $200 млн - это только за счет естественного роста наших предприятий. Остальное дадут слияния и поглощения.
- А на следующий год тоже планируется удвоение за счет естественного роста?
- Удвоение планируется в 2004 г. На 2005 г. мы еще не планировали. Я не убежден, что можно каждый год удваиваться. Но значительный рост на 2005 г. будет предусмотрен точно. Мы должны расти на 10 - 20% быстрее рынка.
- Расскажите о грядущих структурных преобразованиях в КНЦ. ..
- Для проведения IPO структура концерна не менее важна, чем экономические показатели. К концу 2004 г. КНЦ должен состоять из четырех бизнес-направлений, или дивизионов.
Первый дивизион - это производство телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения для него. Здесь базовое предприятие - STROM Telecom, количественные показатели которого в этом году вырастут больше чем в два раза. По качеству и объему линейка оборудования STROM сейчас практически не уступает линейке крупнейших мировых производителей телекоммуникационного оборудования. Мы впервые смонтировали, испытали и сдали в эксплуатацию транзитный и абонентский коммутаторы для фиксированных сетей, запускаем в эксплуатацию транзитный коммутатор для мобильных сетей - GSM-коммутатор. Мы вышли на подписание с немецким концерном Siemens контракта, предусматривающего взаимную поддержку продуктов. Это означает, что продукция STROM сертифицирована в Европе и воспринимается такой уважаемой компанией, как Siemens. Оборудование STROM Telecom уже сегодня поставляется в США, Англию, Чехию, Россию, Гонконг, Китай и еще с десяток стран. Самые широкомасштабные поставки идут в Германию: в 27 городах стоит оборудование STROM Telecom. Сегодня у STROM объем экспорта в Западную Европу и Америку практически сравнялся с объемом поставок на внутренний рынок.
- Какая доля оборота концерна приходится на STROM Telecom?
- Около 60%. Чтобы STROM так быстро развивался, нам за прошедшие шесть месяцев пришлось взять на работу порядка 250 молодых программистов. Главная задача STROM - увеличение объема продаж, потому что до сих пор эта компания развивалась как технократическая и в основном делала акцент на расширение линейки продукции. Сейчас диапазон продуктов достаточен, и главное внимание мы уделяем усилению коммерческого блока. На работу принимаем в основном иностранцев, потому что в ближайшие годы развитие должно идти по линии экспорта.
Второе направление - микроэлектроника - состоит у нас из завода "Микрон" и Воронежского завода полупроводниковых приборов (ВЗПП). Эти два предприятия обладают самым продвинутым в России оборудованием, на этих предприятиях находятся две "чистые комнаты". ..
- Какая технология в них используется?
- Используются 0,8 - 1,2 микрона (от используемой технологии зависят размер и производительность микросхем. Чем меньше размер, тем лучше. Самая передовая серийная технология в мире, используемая Intel и Infineon, составляет 0,18 микрона. - "Ведомости"). В России на сегодня более серьезной технологии нет. В I квартале "Микрон" увеличил выпуск продукции по сравнению с аналогичным периодом прошлого года больше чем в полтора раза.
Микроэлектронный блок ждет усиление еще несколькими предприятиями. Сейчас мы анализируем, какие предприятия хотим приобрести для усиления этого блока, и думаем, как продвинуться дальше по технологии. У технологии 0,8 микрона еще будет какое-то время своя ниша (в основном радиосхемы и электронные блоки питания) , у нас есть хорошие контракты с европейскими компаниями, но эта технология уходит в прошлое. Поэтому уже закупили первые элементы оборудования для освоения технологии 0,3 - 0,5 микрон. В мировом понимании это тоже не бог весть что, но для России это беспрецедентная серийная технология. Она прежде всего должна быть сориентирована на внутренний рынок. В производстве военной продукции Россия не должна технологически зависеть от западных поставщиков. А этот уровень будет, на мой взгляд, достаточен в ближайшие годы, чтобы обеспечить аппаратостроение на внутренний рынок, в том числе особое аппаратостроение в интересах Минобороны.
- А когда планируется закончить строительство "чистой комнаты" по технологии 0,5 микрона?
- Думаю, что до конца года. Мы, кстати, попросим и государство нам помочь в этом.
- Какого рода поддержки от государства вы ожидаете?
- Финансирования научно-технических программ, в том числе НИОКР, со стороны Минобороны.
- А как будет развиваться третий, сборочный дивизион КНЦ?
- Бытовая и компьютерная техника собирается под брэндом Sitronics. Проект Sitronics, который мы подхватили девять месяцев назад, выходит на серьезный уровень - на заводе "Элакс" в среднем собирается 700 компьютеров в день. По сравнению с Европой это не слишком высокий уровень, но для России приличный.
- Все под брэндом Sitronics?
- Нет, есть и сборка на аутсорсинг. Мы договорились о том, что в состав этого дивизиона войдет компания "Клондайк" - известный дистрибьютор и поставщик компьютерной техники.
Телевизоры мы собираем на трех российских заводах и хотим довести продажи телевизионной техники до 250 000 - 300 000 штук в год. Стоит задача взять 15 - 20% рынка бытовой техники, включая компьютерную.
Четвертое направление, которое претендует на то, чтобы вскоре стать по объему первым или вторым, - это блок информационных технологий. Приемлемая для IPO конфигурация концерна обязательно должна включать такой блок. Перед нами стояли несколько вариантов формирования этого дивизиона: растить его с нуля или купить сразу что-то очень большое на Западе. Мы пошли компромиссным путем и в ближайшее время объявим о приобретении контрольного пакета крупной IT-компании.
- Это российская компания?
- Не российская. Это крупная IT-компания, по размерам сопоставимая с российской IBS. Больше ничего про нее не скажу - это пока секрет.
- Это системный интегратор?
- Не только. Покупка этой компании позволит резко увеличить экономические показатели концерна. В конце года мы должны подойти к выручке $500 млн. Таким образом, к концу года в России появится hi-tech-концерн с серьезными оборотами и серьезными амбициями. Это единственный способ выжить на рынке. С дальнейшей либерализацией российского рынка все мелкие компании будут сметены могучим ураганом. И только создание мощных, технологически сопрягаемых и интегрированных образований позволит выстоять. Этот концерн будет очень привлекателен и для государства.
- По-вашему, государство должно стать одним из его акционеров?
- Зачем обязательно входить в состав акционеров? Достаточно помогать развитию собственной промышленности. Мы не просим государство: "Покупайте только наши чипы, только наши холодильники или только наше программное обеспечение". Но существует ведь область внутреннего рынка, не предполагающая ориентацию на западного поставщика программного продукта. Я сомневаюсь, что в нашей баллистической ракете стоит система управления, разработанная где-нибудь за пределами России. И мы претендуем на то, чтобы стать крупнейшим холдингом, который способен решать такие задачи для государства. Государству не нужно будет волноваться, что сегодня мы живы, а завтра - обанкротились, и неизвестно, у кого дальше заказывать систему управления.
Я считаю, что мы вправе попросить государство помочь нам на рынке СНГ. Любое правительство продвигает на зарубежные рынки свои корпорации. С Германией, например, мы не испытываем никаких сложностей, потому что там действительно либеральный рынок. А в некоторых странах влияние России велико, но рынок не либерализован, и для вхождения на него требуется поддержка государства.
- Но чиновникам привычнее поддерживать государственные предприятия, например концерн "Российская электроника", чем предприятия с мощным частным акционером в лице АФК "Система"?
- Под поддержкой я не подразумеваю прямую лобовую протекцию. Наш президент провозгласил курс на создание сильного либерального государства. А это означает абсолютное равенство форм собственности. Если компания российская, то государству должно быть абсолютно все равно, государственная она или частная.
- Но согласитесь, государству логичнее разделить оборонный заказ между частным КНЦ и государственной "Российской электроникой", а не целиком отдавать его частному холдингу. ..
- А зачем государству содержать предприятие, которое выпускает оборудование? Дайте правила, которым должно удовлетворять предприятие, поставляющее продукцию по оборонному заказу. И тендер покажет, кто соответствует им, а кто - нет. Кстати, наш "Микрон" имеет сертификат на поставку оборонной продукции, на нем сидит представитель военного заказчика. Что еще нужно?
Разве в Америке, в Германии, в Англии все предприятия, поставляющие оборудование для обороны, государственные? Нет! Конечно, существуют предприятия, которые всегда должны быть государственными. Например, завод по производству атомной бомбы. ..
- Вы находите понимание у чиновников, когда выходите с предложениями о господдержке микроэлектроники?
- Госзаказ занимает 40% от общей продукции завода "Микрон". Нам приходится бороться за этот заказ, выдвигаются очень жесткие требования по качеству, финансовые требования. Но здесь вопрос только в том, насколько мы соответствуем этим требованиям.
- У вас с "Российской электроникой" есть совместные владения. Например, КНЦ принадлежит 13% голосующих акций завода "Ангстрем". .. Вы планируете что-то делать с этим пакетом в "Ангстреме" - увеличивать долю или, наоборот, продавать?
- Там невозможно ничего делать. Даже годовой отчет мне присылают только с третьего запроса. Сейчас мы ждем, что произойдет с "Российской электроникой" в связи с реформой правительства.
- А с ней что-то должно произойти?
- Должно быть какое-то движение. Если "Российская электроника" станет эффективной, мы сможем договориться, в том числе и о взаимном развитии "Ангстрема". ..
- В случае реструктуризации "Российской электроники" КНЦ будет интересно приобрести часть ее активов?
- Конечно.
- Какие еще предприятия планирует в ближайшее время приобрести КНЦ?
- Производство в области микроэлектроники.
- В России?
- Не важно. Предприятие должно быть технологически связано с нашим бизнесом, дополнять его или расширять. И, самое главное, должно находиться в той зоне, в которой мы можем ему помочь в развитии.
Могу еще один секрет выдать. Мы сейчас замахнулись на проект по выращиванию и обработке кремния - электронного и солнечного. На всех крупных электронных предприятиях в мире существует собственное производство кремния. А мы пока кремний покупаем на стороне.
БИОГРАФИЯ: Александр Гончарук родился 26 марта 1956 г. в Севастополе в семье военно-морского офицера. Окончил Военно-морскую академию в Ленинграде, получив специализацию на кафедре электроэнергетических систем. После окончания академии проходил службу в Главном управлении кораблестроения ВМФ СССР. С 1994 по 1996 г. - гендиректор и член совета директоров акционерного страхового общества "Лидер", входящего в состав АФК "Система". С 1996 г. - начальник департамента телекоммуникаций - вице-президент акционерной финансовой корпорации "Система", член совета директоров АФК "Система", член совета директоров "Московской городской телефонной сети" (МГТС). С июля 1998 по июль 2003 г. - президент компании "Система Телеком", с 1998 г. - председатель совета директоров компании "Мобильные ТелеСистемы" (МТС). С июля 2003 г. - гендиректор ОАО "КНЦ".
О КОМПАНИИ: ОАО "КНЦ" (концерн "Научный центр") - крупнейший российский научно-производственный комплекс в области микроэлектроники и электронной техники. В состав КНЦ входят STROM Telecom (концерну принадлежит 100% компании) , ОАО "НИИ молекулярной электроники" и завод "Микрон" (74% ), завод "ВЗПП-Микрон" (51% ), зеленоградские "Элакс" (более 75% ), "Элион" (более 75% голосующих акций) и завод "Квант" (31% ), ЗАО "Ситроникс" (100% ), НИИ точного машиностроения (более 75% голосующих акций) , завод "Ангстрем" (13% голосующих акций) и т. д. Акционерами КНЦ являются АФК "Система" (77,5% ), немецкая компания Net Electronic (10% ), остальные акции принадлежат менеджменту КНЦ и прочим акционерам. В 2003 г. выручка предприятий КНЦ составила около $100 млн. На предприятиях концерна занято более 3000 сотрудников.
Г-н Гончарук не фокусник. В первую очередь оборот удвоят за счет Строма и поставок его ПО в МТС. Как говорил один из генералов отрасли - "деньги не должны покидать предприятий холдинга".