Монополия наносит ответный удар по карточным операторам
Дмитрий Петровский
14.06.2005
![]() |
Несмотря на принятие Мининформсвязи ряда правил и дополнений к закону "О связи", которые ведомство поспешило назвать триумфом либерализма в отрасли, у деятелей рынка возникает к ним все больше вопросов. Даже грядущая демонополизация рынка дальней связи, возможно, ударит вовсе не по монополисту, а по тем, кто пять последних лет боролся с монополией.
Об истории и судьбе карточного рынка в условиях нового регулирования журналист "Стандарта" побеседовал с одним из пионеров цивилизованного карточного бизнеса - руководителем проекта "Манго Телеком" Юрием Зигулей.
- Юрий Филиппович, "Манго Телеком" стал одним из первых заметных игроков рынка карточной телефонии в Москве. К чему пришел этот рынок за годы развития?
- Карточный рынок или рынок дальней связи по PIN-коду появился в стране в середине-конце 1990-х годов. Все началось с услуги call-back. Ставился коммутатор где-то на просторах США или Европы, люди звонили на некий американский номер, опускали трубку, а им поступал обратный звонок и все наслаждались более чем двукратной экономией на разнице тарифов. Очень быстро в России были созданы первые отечественные карточные платформы и биллинг. У операторов связи, обладающих московской городской номерной емкостью, брался серийный номер и клиентам предлагался недорогой доступ к дальней связи. В то золотое время даже весьма солидные российские компании не брезговали пользоваться такой услугой и совершали дальние звонки по PIN-коду.
В 2000 году компания "Зебра Телеком", по сути, проломила этот рынок по цене и, начав массово печатать PIN-код на картах, вышла на рынок частных пользователей. Я помню, мы как раз в 2000 году начинали проект "Манго Телеком", я получил лицензию и, проезжая по Ленинскому проспекту, увидел на перетяжке их рекламу: "...звонки в Западную Европу менее 30 центов...". Это казалось фантастикой!
В 2002 году Москву и Петербург захлестнула волна "карточных" проектов. Практически одновременно рынок пошел и в регионы. Технология перевода голосового трафика в IP получила мощный толчок, повсеместно стали появляться шлюзы IP-телефонии, голос стал уходить в сети передачи данных. При отсутствии альтернативы "Ростелекому" наблюдался лавинообразный рост услуг корпоративного PIN-кода и карт.
- Альтернативных, прежде всего карточных, операторов последнее время обвиняют в "воровстве" трафика. Вы его действительно воруете?
- Нет, конечно. "Карточники" всегда действовали абсолютно законно и легально: собирали с серийных номеров дальний голосовой трафик и отдавали его обратно операторам телефонной связи. Кого-то, очевидно, сильно расстраивает тот факт, что карточные операторы связи создали реальную конкуренцию "Ростелекому", особенно в Центральном, Северо-Западном регионах и в Поволжье. Буквально за последний год благодаря заявлениям некоторых представителей российской администрации связи наша деятельность обросла мифами. Один из этих мифов: мол, карточные операторы связи делают бизнес полузаконно, находя "дыры" в существующем законодательстве. На самом деле - ничего подобного. Все мы действуем на абсолютно законных основаниях. У всех лидеров рынка карточной телефонии - у нас, у "Зебры", у "Матрикса", и даже у "ЦенТела" - с лицензиями и с разрешениями Госсвязьнадзора на этот вид услуг все обстоит нормально. Обвинение в "воровстве трафика" - банальное передергивание фактов, чтобы легче было бороться с "ведьмами".
Другой вопрос, почему МГТС или ПТС дальний трафик с "восьмерки" и "десятки" направляли в сеть "Ростелекома", а альтернативные операторы фиксированной связи и многие операторы сотовой связи этого не делали и отправляли дальний трафик через свои телематические узлы в IP-сеть? Очевидно, это происходило в силу нечеткой регламентации правил коммутации сетей и маршрутизации трафика. А поскольку до сего момента все действующие операторы, в том числе карточной связи, работали законно, то они имеют полное гражданское право на учет их интересов и в новом законодательстве о связи.
- Что принесет карточным операторам трехуровневый вариант демонополизации рынка дальней связи?
- Мы наблюдаем в России высокую степень активности в трех сегментах отрасли связи: сотовая связь, доступ в Интернет и услуги дальней связи по картам. В условиях монополии "Ростелекома" на дальнюю связь, конкуренция имела ограниченный характер. У реформы в отрасли есть одно необходимое условие: грядущую продажу "Ростелекома" и "Связьинвеста" надо снабдить пакетом законодательных документов, который обеспечил бы доходность этим компаниям. Все понимают, что дальний трафик - это денежные потоки. Значит, требуется жестко регламентировать маршрутизацию дальнего голосового телефонного трафика по цепочке от оператора местной связи через зонового, междугородного к оператору дальней связи. Только в таком случае обосновано существование и развитие телекоммуникационной инфраструктуры национального масштаба.
Но с 2000 года порядка 80% новых лицензиатов Минсвязи начинали свой бизнес именно с покупки оборудования Cisco, включения серийного потока и подключения к какой-нибудь IP-бирже. Сегодня же "карточный" бизнес формально остается не запрещенным, и под него создана своя лицензия. Но в реальности такой бизнес становится маловозможным. Причем в наихудших условиях оказались именно региональные операторы связи. Весь свой трафик они должны будут отдавать "Ростелекому" через сеть местной электросвязи. При полном отсутствии альтернативы маршрутизации региональные операторы потеряют свое конкурентное ценовое преимущество. Кроме того, подавляющее количество региональных "карточников" часто используют в качестве коммутатора оборудование Cisco, которое не сертифицировано и никогда не будет сертифицировано как коммутатор. А по новым правилам для такой деятельности нужна именно сертифицированная, как коммутатор, карточная платформа. Все это значит, что одномоментно деятельность людей, которые своим горбом зарабатывали на подержанные "циски" и карточные платформы, выбивали лицензии и сдавались Госсвязьнадзору, теряют всякий смысл. Большинство из них уйдет с рынка связи.
Для многих московских операторов действие нового регулирования не будет столь пагубно. Уверен, что и "Голден Телеком", и кто-то из "Системы Телеком", которые и раньше активно сотрудничали с "карточниками", получат лицензию на дальнюю связь.
- Но ведь не все новшества в регулировании обнародованы. Что на очереди?
- Сейчас мы ждем, что будет решено с правилами расчетов и тарификацией. Судя по всему, мы должны будем стать агентами операторов дальней связи. Однако не все, что регламентируемо для традиционных операторов фиксированной связи, можно умозрительно вменить и карточным операторам. Например, мы подключены к сетям десятка операторов связи, и у нас действует биллинговая таблица на 500 направлений и по коду из таблицы автоматически выбирается направление с наименьшей ценой трафика. У нас работает система оценки качества, и звонок идет туда, где соблюдаются лучшие параметры. И это все - в режиме реального времени. Это современная технология: мы не знаем, куда пойдет звонок клиента в данный промежуток времени. Как регулятор придумает вести расчеты в этом случае? С расчетами МГТС и "Ростелекома", допустим, все понятно. А у "карточников" все значительно сложнее, так как выручка от продажи карты получается еще до того, как оказана услуга.
Пока никто не знает, что будет придумано в плане расчетов между операторами связи. Неужели реформа опустится до уровня регулирования тарифных планов по телефонным картам? Насколько новые правила будут соответствовать нормальным рыночным взаимоотношениям, обычаям делового оборота, и, главное, нормам Гражданского кодекса?
Естественно, если будут приняты какие-то законодательные нормы, то мы будем их изучать и приспосабливаться к ним. Но ведь главная проблема реформы вовсе не в том, что деятельность Минсвязи переворачивает жизнь в отрасли с ног на голову. Главная проблема - в кулуарности подготовки всех основополагающих документов. Субъекты рынка узнают об изменении правил игры с опозданием, уже post factum, из газет. И мало того, что какие-то специфические вопросы остаются упущенными, нерегламентированными. Но ведь реорганизация отрасли ломает сложившуюся бизнес-среду, а это касается жизни конкретных людей.
Мининформсвязи декларирует свою технологическую нейтральность. Но использование той или иной технологии уже регламентируется, так как четко прописано, где и на каком уровне должны коммутировать телефонные и интернет-сети. И попутно возникает масса вопросов. Один из них - вопрос использования технологии IP на "последней миле", когда абонент, кроме номера ТфОП, имеет еще и IP-адрес; или другой вопрос - использование не канальных, но пакетных коммутаторов на уровне УПАТС или даже городской АТС. Как эти случаи укладываются в правила маршрутизации трафика? На эти вопросы новые правила присоединения не отвечают.
Биография
Юрий Зигуля родился 28 июля 1966 года в городе Челябинске-70. В 1989 году окончил Челябинский государственный медицинский институт. В 2000 г. окончил Государственную финансовую академию при правительстве РФ.
После окончания института работал в области медицины. Карьеру врача закончил в должности заведующего отделением реанимации. В 1999 - 2000 годах был генеральным директором ООО "Стелт Телеком". С июля 2002 года - генеральный директор ОАО "Информационное бюро "Бизнес-волна", руководитель проекта Mango Tele.Com.
Женат, есть сын.
Хобби - кино, спорт.