Олег Кресп, Стандарт
30.10.2008


Анатолий Корсаков, генеральный директор "МФИ Софт"
Анатолий Корсаков, генеральный директор "МФИ Софт"

"МФИ Софт" - один из немногих российских производителей, чьи решения востребованы на развитых рынках Европы и Северной Америки. Около половины своих программных коммутаторов компания поставляет за границу. О том, как отечественному производителю удается конкурировать с крупнейшими производителями телекоммуникационного оборудования, корреспонденту "Стандарта" Олегу КРЕСПУ рассказал генеральный директор "МФИ Софт" Анатолий Корсаков.

- VoIP стремительно завоевывает рынок. Как, по вашему мнению, внедрение этой технологии отражается на бизнесе операторов связи и их клиентов?

- Вполне понятно, что принес VoIP, какое конкурентное преимущество дала технология операторам. Можно сказать, в свое время "голос поверх IP" практически перевернул отрасль, изменил ее идеологию. Например, недавно был в индийском городе Хайдарабаде, и среди ночи мы застряли в автомобильной пробке. Как мне объяснили, дело в том, что многие местные жители, работая в аутсорсинговых контакт-центрах, живут по западному времени. То есть ночью они массово отправились на работу, чтобы обслуживать, прежде всего, североамериканский рынок. Это стало возможным только благодаря внедрению VoIP. В противном случае все бы съедалось межрегиональными тарифами глобальных операторов. Причем какое-то время назад можно было часто услышать жалобы на качество связи у VoIP-операторов.

Однако ситуация изменилась. Качество связи при общении по Skype между Москвой и Нижним Новгородом не только не хуже, но зачастую лучше, чем, например, предлагают отечественные мобильные операторы. Надо сказать, что операторы не прекращают поиск решений, которые могут принести деньги. И особенно остро это ощущается на развитых западных рынках.

- Вы активно продвигаете свои продукты за рубежом и, насколько мне известно, делаете это весьма успешно. Где еще, кроме России, можно встретить продукцию "МФИ Софт"?

- Мы работаем в 75 странах мира, за все время работы проведено 750 инсталляций решений "МФИ Софт". Причем на зарубежных рынках больше всего наших решений приобрели операторы Северной Америки, на втором месте Западная Европа, далее следуют СНГ и Балтия, затем Азия и Океания. Несколько отстают Южная Америка и Ближний Восток. Однако мы и на этих рынках активизировались. Без ложной скромности скажу, что мы, пожалуй, самый востребованный на Западе российский производитель VoIP-софтсвичей. Около 50% наших решений этого класса приобретается именно зарубежными операторами.

- Какова специфика зарубежных рынков VoIP-решений, какие продукты там наиболее востребованы? Отличаются ли те решения, которые пользуются спросом на развитых рынках, от тех, которые пользуются популярностью у российских операторов?

- Те решения, которые мы продаем в РФ, и те, что поставляются на Запад, сильно отличаются. Например, в России востребованы программно-аппаратные комплексы, а на Западе интересуются прежде всего программными решениями. Поэтому в России наиболее востребованы программно-аппаратный РТУ (российский телефонный узел) и MVTS Pro, а в Северной Америке и Европе спросом пользуется VoIP-софтсвич MVTS II с расширенными возможностями интеллектуальной маршрутизации. Специфика объясняется довольно просто - на развитых рынках маржинальность услуг сильно упала (снизились доходы с минуты), поэтому иностранные компании стремятся "дожимать" последние доли цента. Тем более что общее число партнерских маршрутов у некоторых операторов выросло до нескольких миллионов и, как результат, появились сложные таблицы межоператорских взаимоотношений. Операторы стремятся отправить трафик по наиболее выгодному маршруту, который меняется в зависимости от времени суток, конкретных договоренностей, например от наличия межоператорского бартера, и еще от массы условий. На развитых рынках сложилась такая ситуация, что операторы стремятся использовать исключительно динамичный роутинг. Кстати, стоит отметить еще одну особенность работы на зарубежных рынках: решения без возможности try & buy там просто не рассматриваются. 

- Насколько велик интерес российских операторов к вашим решениям?

- Несомненно, Россия для нас основной рынок, где реализуются масштабные проекты. Например, в 2008 году "МФИ Софт" поставил компании "Эффортел" одиннадцать комплексов РТУ для создания узлов мультисервисной сети в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Москве, Петербурге, Ярославле, Самаре, Хабаровске и ряде других городов. Еще мы поставили ЗАО "Зебра Телеком" софтсвич MVTS Pro для предоставления новых услуг на интеллектуальной сети связи ее материнской компании - ОАО "Ростелеком". Мы работаем как с крупными межрегиональными компаниями, так и с независимыми интернет-провайдерами.

- Кстати, для вас как для разработчика NGN-решений что-нибудь изменилось после того, как в силу вступили новые нормативно-правовые акты по узлам связи на базе технологии коммутации пакетов?

- Благодаря принятию новых нормативно-правовых актов (НПА) появились решения для зоновых операторов. Ведь зоновому оператору гигантский софтсвич совсем ни к чему, в большей степени он заинтересован в пограничном контроллере. Дело в том, что зоновый оператор должен обеспечить стабильное подключение целому ряду других операторов, у которых наверняка разное оборудование. А одно из ключевых преимуществ "МФИ Софт" в том и состоит, что мы умеем делать хорошие session border controllers. За десять лет мы накопили гигантский опыт по стыковке оборудования различных вендоров. Ведь ни для кого не секрет, что крупные производители стараются предложить оператору не декомпозированный продукт, а цельное решение, и совсем не факт, что это решение будет "гладко" стыковаться с решением другого крупного вендора. В этой ситуации и нужен пограничный контроллер.

Кстати, это далеко не единственный случай, когда принятие новых НПА привело к изменениям на рынке оборудования. В начале десятилетия вся российская общественность была возмущена требованиями СОРМ (системы оперативно-розыскных мероприятий). "Интернет берут под контроль", - возмущалась либеральная интеллигенция. Но вот прошло несколько лет, и все провайдеры ставят у себя СОРМ-комплексы для легального перехвата и обработки информации. Надо сказать, что мы всегда внимательно следили за изменением нормативно-правовой базы, и как результат, сегодня "МФИ Софт" - один из ведущих поставщиков СОРМ-решений для интернет-провайдеров. Более того, мы активно продвигаем свои СОРМ-решения для GPRS. А теперь на подходе рынок СОРМ для сетей 3G.

- В какой области вы еще собираетесь развивать бизнес, какие технологии считаете наиболее перспективными?

- В России все идет "пластами". Был момент, когда все говорили о IPTV, теперь все поголовно решили внедрять FMC. Пока мне не доводилось слышать полновесных бизнес-идей, но первые ласточки уже есть. Например, осенью 2008 года крупный российский оператор сотовой связи планирует организовать тестовую зону по оказанию конвергентных услуг фиксированной и мобильной связи (FMC) с использованием NGN-платформы компании "МФИ Софт". Внедрение нашей платформы позволит оператору предложить абонентам целый ряд новых сервисов, например, Unified Messaging (Voice-to-Email, Fax-to-Email, Web-to-Fax и др.), одновременный звонок на GSM/TDM/IP номера абонента до первого ответившего и еще целый ряд других услуг.

Несомненно, мы не намерены отказываться и от своих традиционных NGN-решений для операторов (РТУ, MVTS Pro, SIPrise Centrex). Помимо этого рынку будет предложена линейка продуктов "Гарда", нацеленная на обе-спечение корпоративной информационной безопасности. Другая наша новая перспективная разработка - система обнаружения нелегальных GSM-шлюзов "SIM Box Барьер" для операторов сотовой связи.

- Зная, насколько непросто конкурировать с мировыми грандами, хочется пожелать вам удачи. Тем более что не много российских производителей могут похвастаться такой географией клиентов.

- К сожалению, если говорить о российском рынке, то складывается ощущение, что телекоммуникации мы сдали. Подобно тому, как ранее сдали автопром. Производитель номер один на российском рынке телекомоборудования - иностранный. А так хотелось бы, чтобы высокотехнологичные компетенции наша страна сохранила, и мы как российская компания стремимся этому способствовать. Хочется, чтобы Россия была сильна не только нефтью и газом, но и высокими технологиями.