Новости / январь 2000
«Проблема 2000» растворилась с последним ударом курантов (06.01.2000)

В новогоднюю ночь ни один петербургский оператор не зафиксировал сбоев или неполадок в работе оборудования. «Проблема 2000» оказалась не такой страшной, как ее изображали средства массовой информации и разномастные консультанты.

Хотя опасения все же были: большинство генеральных и технических директоров телекоммуникационных компаний города встретили Новый год на рабочих местах, плечом к плечу с дежурными инженерами. По информации ComNews.ru, даже министр связи России Леонид Рейман слушал бой курантов в своем кабинете на Тверской, вместе с генеральным директором «Связьинвеста» Валерием Яшиным.
Единственной особенностью ночи с 31 декабря на 1 января, которую отметило большинство телефонных компаний, был повышенный объем трафика — абоненты поздравляли родственников и друзей с Новым годом. Особенно высокую нагрузку зафиксировали сотовые компании и крупные операторы телефонной связи — прежде всего, ПТС и СПб ММТ. Наблюдались перегрузки операторских служб пейджинговых компаний. Серьезную нагрузку пережили и таксофоны компании «Метроком» — с 30 декабря по 1 января компания объявила бесплатными городские разговоры со своих карточных таксофонов, а также вдвое снизила тарифы на междугородные и международные звонки по ним. Однако все сети «устояли» перед потоком поздравлений.

Пожалуй, один положительный элемент шумихи вокруг проблемы изменения всех знаков в номере года все же был: он состоит в том, что операторы оказались вынуждены обновить программное обеспечение и заменить часть устаревшего оборудования. Кроме того, подготовительные мероприятия в операторских компаниях своей массовостью и масштабом напомнили подзабытые уже учения по гражданской обороне, что изрядно повысило боеготовность связистов и эффективность их работы в кризисной ситуации.
Почему-то особое беспокойство «Проблема 2000» вызывала у абонентов сотовых компаний. ComNews.ru известны несколько десятков случаев, когда владельцы сотовых телефонов, опасаясь остаться 1 января без связи, брали в аренду спутниковые телефоны Iridium. Антон Волосов, менеджер по связям с общественностью компании Alien Telecom — одного из двух петербургских сервис–провайдеров Iridium — подтвердил, что в декабре 1999 года был отмечен повышенный спрос на услугу аренды спутниковых телефонов.

Однако страхи суетливых абонентов оказались напрасными. «Все прошло гладко, — сообщил репортеру ComNews.ru Дмитрий Малаканчиков, менеджер по продвижению новых услуг FORA Communications. — Техническая служба, биллинговый отдел, коммутатор — все было подготовлено и оттестировано заранее. Наши абоненты как начали активно звонить часов с 11 вечера, так и не заметили наступления Нового Года».
«Новогодняя ночь прошла хорошо, — рассказал Игорь Ланин, директор по информационным технологиям «Дельта Телеком», — хотя ночное дежурство провело все руководство компании". Игорь Ланин подчеркнул, что этому предшествовали около 1,5 лет работы, в ходе которой была заменена часть оборудования, доработано программное обеспечение, проведены многочисленные тесты. «Мы провели тренировку 9 сентября 1999 года, когда дата состояла из одних «девяток», — добавил директор по информационным технологиям «Дельта Телеком», — в ходе тренировки технических проблем не обнаружилось, зато были выявлены организационные шероховатости, которые были учтены в Новый Год».

В новогоднюю ночь в «Северо–Западном GSM» дежурила оперативная техническая группа, возглавляемая заместителем генерального директора по техническим вопросам Вадимом Коневским, однако ее вмешательства не потребовалось. «Все системы компании успешно перешли в 2000 год, — отрапортовал Андрей Климов, директор по маркетингу «Северо–Западного GSM», — Проблема 2000 не оказала никакого негативного воздействия на работоспособность нашей сети. Для работы над проблемой 2000 в компании была создана рабочая группа, которая определила области подверженных влиянию «Проблемы 2000» технологических подсистем и структурных подразделений, а затем обеспечила их готовность к наступлению 2000 года. Рабочая группа действовала в тесном контакте с поставщиком оборудования для сети «Северо–Западного GSM» — финским концерном Nokia, с основными петербургскими операторами связи — «ПетерСтар» и ПТС, осуществляющих поддержку интерфейса сети «Северо–Западный GSM» с сетями общего пользования. Также нами было получено подтверждение готовности от ОАО «Ленэнерго» — поставщика электроэнергии для нашей сети».
Многие участники рынка ожидали возникновения проблем у традиционных операторов. «Никаких проблем не было, — заявил репортеру ComNews.ru Игорь Самылин, директор по работе с клиентами ПТС, — ни одна станция не встала, правда, программное обеспечение было заранее обновлено. Мы следили за ситуацией по мере прихода Нового года с Дальнего Востока. Например, в Благовещенске стоят станции NEC, аналогичные нашим. В Благовещенске проблем не произошло, и стало окончательно ясно, что и у нас ничего не случится».

«У нас все прошло без проблем, — вторит Андрей Кузнецов, начальник отдела услуг связи ТЦМС-3 ОАО «Ростелеком», — мы были готовы заранее. Хотя мне кажется, что «Проблемы 2000» вообще не существовало».
Успешно пережили эпохальную смену дат и частные телекоммуникационные компании. «Ночь прошла спокойно, — уведомил репортера ComNews.ru Александр Малыгаев, технический директор петербургского филиала компании «Совинтел». — В Москве и Петербурге было организовано дежурство всех ведущих специалистов, курирующих основные направления деятельности компании — системы передачи, коммутацию, Internet. Также была усилена дежурная смена. За пару дней до Нового года мы создали резервные копии всего программного обеспечения на 2 резервных н6осителях. До наступления 12 часов ночи 31 декабря мы проверили время во всех системах. Подождали 5 минут после 12 часов ночи, убедились, что вся аппаратура перешла на новое время, и еще раз провели все тестовые наборы. Все проверки были завершены часу ночи, после чего специалисты стали расходиться, а на посту осталась лишь дежурная смена».

«Мы добросовестно отработали все мероприятия, получили заверения в готовности оборудования от поставщиков, провели тесты, — рассказал Павел Терещенко, заместитель директора по маркетингу и развитию «Метроком». — Основная подготовка была завершена к сентябрю 1999 года. Мы даже создали тестовый участок сети, на котором было смоделировано наступление 2000 года. С 28 декабря «Метроком» прекратил инсталляции и подключения нового оборудования». В новогоднюю ночь технический директор «Метрокома» Дмитрий Зуев возглавил дежурство в трех центрах компании: центре управления международными каналами и каналами базовой сети SDH, коммутационном центре и Internet–центре. Сотрудники «Метрокома» явно были уверены, что все пройдет благополучно — многие пришли на работу с женами. «Мы следили за развитием событий с Дальнего Востока, — вспоминает Павел Терещенко, — и как только пошла информация о том, что даже на сетях «Ростелекома» и дальневосточных городских сетях ничего не случилось, все окончательно успокоились. Вся работа технических специалистов свелась к тому, чтобы поднять бокалы и поздравить друг друга с Новым Годом».
Генеральный директор компании «ПетерСтар» Сергей Кузнецов сообщил репортеру ComNews.ru, что сам провел новогоднюю ночь рядом с коммутатором (производства корпорации Lucent Technologies). «Мы наблюдали всю ситуацию с Дальнего Востока через центр поддержки Lucent, — поведал Сергей Кузнецов, — ни в Хабаровске, ни в Новосибирске, где стоят станции 5ESS, аналогичные нашей, проблем не наблюдалось. Не было их и у нас».

В штатном режиме отработали в новогоднюю ночь и сети передачи данных. Например, Анна Серебренникова, специалист по маркетингу компании «Раском», сообщила репортеру ComNews.ru: «Компания «Раском» заблаговременно подготовилась к решению «Проблемы 2000». В соответствии с планом подготовки, компания еще в мае 1999 года провела модернизацию оборудования и установили новое программное обеспечение фирмы Nortel, которое было соответствующим образом сертифицировано фирмой-изготовителем. Поэтому никаких сбоев и перерывов связи в новогоднюю ночь не произошло. Центр управления сетью «Раском» работал в обычном режиме. Дежурные специалисты центра (согласно приказу Министерства связи РФ) каждые 2 часа докладывали в Москву об отсутствии в сети сбоев, вызванных наступлением 2000 года".

Вместо постскриптума

Несколько дней после бурного празднования миллениума пользователи крупнейшего российского Интернет–классификатора Rambler с удивлением узнавали, что наступил 19100 год. Кроме того, статистика Rambler's Top100 недвусмысленно намекала на то, что в декабре 32 дня. Сразу за 31 декабря следовала диковинная дата — 00.00.

На исходе дня 3 января 2000 года руководитель проекта Rambler Дмитрий Крюков отчитался перед сетевым сообществом следующим образом: «Статистика насчитала все правильно, вот отображение результатов похромало — в любом случае, все пофиксено (починено — прим. ComNews.ru) и все «вдовы» выпороли себя. Поздравляю всех с Новым Годом».