НАТАЛИЯ ВЕДЕНЕЕВА
© ComNews
17.05.2011

Оператор спутниковой связи "Телепорт-Сервис" построил публичную сеть видеоконференцсвязи (ВКС) на базе Современной гуманитарной академии (СГА). Сеть насчитывает более 800 телезалов во всех субъектах РФ. Пока это самый крупный проект такого плана, реализованный в России. Инвестиции в строительство сети составили около 100 млн руб.

"Телепорт-Сервис" и СГА начали сотрудничать в 2006 г., когда оператор построил для академии 30 VSAT-станций. К 2009 г. спутниковая сеть СГА насчитывала 500 VSAT-терминалов. Сейчас сеть публичных телезалов СГА насчитывает более 800 площадок, расположенных на территории России, и семь телезалов в странах СНГ (в Таджикистане, Киргизии, Казахстане, Молдавии и на Украине). В построенную сеть входят четыре вещательные студии в центре Москвы вместимостью до 200 человек каждая и 800 региональных телезалов, оборудованных для просмотра видеоконференций и участия в мероприятиях посредством аудиоконференцсвязи, при этом 450 площадок оснащены также двусторонней видеоконференцсвязью. На основе построенной сети "Телепорт-Сервис" оказывает услуги обеспечения телетрансляций, проведения видеоконференций, телемарафонов и телемостов. В рамках последнего этапа строительства сети "Телепорт-Сервис" оснастил 150 телезалов новыми программно-аппаратными комплексами и доработал функционал программного обеспечения для подключения к мероприятиям сторонних видеосетей с разнообразным оборудованием, в том числе устаревшим.

Сеть ВКС "Телепорт-Сервиса" построена на базе сервера многоточечной видеоконференцсвязи Codian, видеосистем Tandberg MXP, программного обеспечения для организации ВКС, разработанного "Телепорт-Сервисом" совместно с российским разработчиком программных решений видеосвязи TrueConf ("ВидеоПорт"), и специальной телевизионной платформы. Как сообщила пресс-служба оператора, для организации связи используется ресурс геостационарного спутника Intelsat 15. Компания применяет технологию VSAT SkyEdge от поставщика спутниковых систем Gilat Network Systems. По данным "Телепорт-Сервиса", на сети используются высокоскоростные каналы видеосвязи - до 1,5 Мбит/с (в то время как скорость телевизионного вещательного потока в стандартном формате DVB/S2 составляет 2 Мбит/с).

На данной сети уже были проведены: учредительная видеоконференция неполитического движения "Молодежь - за права человека, против терроризма" с участием экипажа Международной космической станции, находившегося на орбите; организация работы сети дистанционного обучения Всемирного банка (GDLN World Bank); мероприятия для таких крупных зарубежных компаний, как DHL и Vichy. Также, как отмечает пресс-служба "Телепорт-Сервиса", среди постоянных клиентов оператора - иностранные фармацевтические концерны и компании, занимающиеся косметологией, а также Совет Федерации и Государственная дума РФ, которые  используют видеоконференцсвязь для организации парламентских слушаний.

"Мы планируем запуск новых сервисов ВКС совместно с компанией TrueConf, а с компанией Pointvue - модернизацию видеосерверов и терминалов ВКС Tandberg, - добавил директор компании "Телепорт-Сервис" Виталий Крамарь.

"Коллег из "Телепорт-Сервиса" безусловно можно поздравить - созданное ими комплексное решение и с таким географическим представительством не имеет прецедентов не только среди операторов VSAT, но и, похоже, среди других операторов связи, - отмечает генеральный директор группы компаний AltegroSky Сергей Пехтерев. - Это весьма масштабный и технически непростой проект, на который ушло немало времени. Безусловно, интерес к ВКС и другим формам видеообщения типа вебинаров на рынке растет, но услуга еще не раскручена и многие потенциальные клиенты не знают об имеющихся возможностях. Сейчас перед "Телепорт-Сервисом" встанет задача "монетизации" созданного, и, возможно, им самим придется заниматься пропагандой этой услуги и искать, где и кто может быть их клиентом, объясняя все преимущества такого решения".

"Рынок находится в активной стадии роста, ежегодный прирост рынка в России - 30-40% (в мире 17-20%), основные покупатели - государственный сектор, крупные корпорации, представительства зарубежных компаний и средний бизнес, - уточнил Виталия Крамарь. - Удорожание нефти и стоимости перелетов заставляет большие компании внедрять видеоконференции и телеприсутствие, которые существенно снижают командировочные расходы и окупаются в течение 1-2 лет. Сейчас данный сегмент российского телекоммуникационного рынка, по разным оценкам, составляет от $90 млн до $120 млн, без учета сопутствующих товаров и услуг. Со временем ожидается появление видеоконференцсвязи в каждом бытовом телевизоре".

По данным аналитиков агентства Wainhouse Research, к 2015 г. размер рынка корпоративной персональной видеоконференцсвязи достигнет $168 млн, что почти в 4,5 раза выше показателя 2009 г. в $38 млн. К этому времени в мире будет продано более 4,5 млн устройств. По мнению аналитиков, абонентские и облачные сервисы станут более важным двигателем рынка приблизительно к 2012 г. (см. новость ComNews от 22 ноября 2010 г.).