ТАТЬЯНА ЗОЛОТОВА, АННА ШУМИЦКАЯ, СOMNEWS
31.10.2011


Борис Исаев: "За счет использования ведомственной телефонной сети городской бюджет экономит 360 руб. в год на каждом телефонном номере"
Борис Исаев: "За счет использования ведомственной телефонной сети городской бюджет экономит 360 руб. в год на каждом телефонном номере"

На прошлой неделе Россвязь выделила ресурс нумерации первым 15 операторам, работающим по бизнес-модели виртуального оператора. Подведомственный Администрации Петербурга MVNO-оператор - ГУП "АТС Смольного", предоставляющий услуги связи гоструктурам, пока не попал в этот список и дожидается своей очереди. Об этом и других проектах, которые курирует комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга ComNews рассказал первый заместитель комитета Борис Исаев.

- Оправдался ли экономически на данный момент проект виртуального оператора для госсектора - ГУП "АТС Смольного" (находится в ведении Комитета)?

- Для бюджета Петербурга проект виртуального оператора - СПб ГУП "АТС Смольного" однозначно оправдан экономически, поскольку по итогам девяти месяцев экономия бюджетных расходов на сотовую связь составила более 11% относительно аналогичного периода 2010 года.

- А сколько это в деньгах?

- За счет использования ведомственной телефонной сети городской бюджет экономит 360 руб. в год на каждом телефонном номере. По итогам девяти месяцев экономия бюджетных расходов на сотовую связь составила около 1,54 млн руб.

- Для чего предприятие решило стать виртуальным оператором мобильной связи?

- Существуют несколько причин, одной из которых является экономия бюджетных средств. Тарифы СПб ГУП "АТС-Смольного" заметно ниже большинства корпоративных тарифов сотовых операторов, что в перспективе дает ожидаемую экономию бюджета Петербурга по расходам на сотовую связь за 2011 год не менее 10%.

Помимо этого, возрастает скорость и качество коммуникаций между государственными служащими за счет конвергентных услуг (короткий набор, переадресация). Также становится возможным обеспечение сотрудникам исполнительных органов государственной власти Петербурга беспроводной защищенный доступ к информационным ресурсам ЕМТС (электронный документооборот, ведомственные ИС и т.д.). С помощью ЕМТС организуется единообразное построение систем мониторинга и управления (слежение за транспортом, системы безопасности, сбор телеметрической информации и др.).

- Сколько сейчас у оператора сотовых номеров?

- В распоряжении СПб ГУП "АТС Смольного" сейчас находится 20 тыс. телефонных номеров, из которых около 8,3 тыс. номеров используются для нужд государственных структур. Также значительное количество номеров используется коммерческими клиентами СПб ГУП "АТС Смольного". Для обеспечения дальнейшего роста абонентской базы в настоящее время предприятие подготовило документы на выделение дополнительной номерной емкости MVNO.

- Сколько сейчас абонентов обслуживает оператор?

- ГУП "АТС Смольного" предоставляет услуги местной телефонной связи более 50 тыс. абонентам в исполнительных органах государственной власти Петербурга и подведомственных учреждениях.

Кроме того, у оператора по сотовому направлению более чем 8,3 тыс. клиентов в исполнительных органах государственной власти Петербурга и подведомственных учреждениях. При этом обеспечено предоставление услуг голосовой связи (сотовый телефон) более 3,8 тыс. абонентам, услуг передачи данных (модем) более 4,4 тыс. пользователям.

- Планируете ли выходить за рамки госрынка?

- СПб ГУП "АТС Смольного" с самого начала деятельности в качестве виртуального оператора сотовой связи не ограничивалось предоставлением услуг Комитету по информатизации и связи Санкт-Петербурга для нужд государственных структур. Предприятие активно заключает самостоятельно коммерческие договоры на услуги сотовой связи, как с коммерческими структурами, так и с государственными структурами, самостоятельно оплачивающими свои расходы на сотовую связь.

- Вам уже известно, когда оператор получит номерную емкость и код DEF в собственное распоряжение?

- В настоящее время СПб ГУП "АТС Смольного" подготовило необходимые документы и находится в процессе выделения необходимого номерного ресурса.

- Планирует ли "АТС Смольного" привлекать к данному проекту других операторов сотовой связи, помимо "МегаФона"?

- Перспективные планы "АТС Смольного" предполагают варианты сотрудничества с несколькими опорными операторами в рамках проекта MVNO.

- Планируется ли увеличить в Петербурге количество многофункциональных центров предоставления государственных услуг (МФЦ) с действующих сейчас 23?

- В целях обеспечения доступности населения государственными услугами в 2009 году была развернута сеть МФЦ. Сейчас в каждом районе существует по одному МФЦ. В декабре 2011 года планируется довести их количество до 35.

- Сколько вообще планируется МФЦ и к какому сроку? В каких документах это прописано?

- В 2012 количество МФЦ будет увеличено до 40 центров. Предложения по открытию новых объектов готовят администрации районов Петербурга. Общий план на текущий год утверждает вице-губернатор-руководитель Администрации губернатора Петербурга Михаил Осеевский.

- Во сколько обходится открытие одного МФЦ в Петербурге?

- Стоимость создания одного МФЦ зависит от многих факторов - его площади, количества необходимой техники, текущего состояния объекта, если это не новое здание, а приспособленное помещение, и так далее. В среднем затраты на открытие одного окна для приема граждан составляют 1,5 млн. руб. Количество окон в центрах варьируется от 6 до 30.

- Когда все граждане получат универсальные карты, МФЦ в таком количестве станут не нужны. Они будут сокращаться? Как город просчитывал сокращение?

- Электронная универсальная карта нужна для того, чтобы получать услугу в электронном виде. Тем не менее, в целях повышения доступности предоставления государственных услуг населению МФЦ будут функционировать и в дальнейшем. Кроме того, существует программа по расширению услуг, которые будут осуществляться в МФЦ.

- Что эта за программа?

- Сейчас через МФЦ обеспечивается прием документов на 160 государственных услуг, из них: 150 - услуги, оказываемые исполнительными органами государственной власти Петербурга, остальные 10 - это федеральные услуги. В 2012 году общее количество предоставляемых государственных услуг планируется увеличить до 250. Перечень услуг, предоставляемых посредством МФЦ, определен постановлением Правительства Петербурга от 30.12.2009 № 1593 (с изменениями на 26.05.2011).

Кроме услуг, предоставляемых через МФЦ, в Петербурге обеспечивается перевод услуг в электронный вид для предоставления через портал "Государственные услуги в Петербурге" (gu.spb.ru). В настоящий момент через "Электронную приемную" портала можно получить 56 электронных услуг. Рост электронных обращений граждан через портал в 2011 году превысил число электронных обращений по сравнению с 2010 годом более чем в 13 раз. С 2009 года по настоящий момент портал посетили около 14 млн пользователей.

- На заседании городского правительства в марте 2010 года рассматривался вопрос о создании и функционировании системы региональной геоинформационной системы Петербурга (РГИС). Создана ли в итоге такая система? Зачем она необходима?

- Этим направлением сейчас в основном занимается Комитет по земельным ресурсам Администрации Петербурга. Комитет по информатизации и связи не является главенствующим в данном вопросе. В настоящий момент ведутся переговоры относительно того, кем в дальнейшем будет курироваться этот проект. Непосредственно сама РГИС создана и введена в работу. Она предназначена для обеспечения доступа организаций, предприятий и физических лиц ко всем пространственным (картографическим) данным, созданным в исполнительных органах государственной власти Петербурга.

- Если говорить о планах, то по распоряжению предыдущего губернатора Петербурга должна быть создана единая система официальных сайтов городской власти. Что с этим проектом сейчас?

- Работы по созданию системы официальных сайтов исполнительных органов государственной власти Петербурга ведутся. Так, в настоящий момент к завершающему этапу подходят работы по модернизации официального сайта Администрации Петербурга (gov.spb.ru), который является смысловым ядром системы и верхнеуровневым доменом. В 2011 году разработан технический проект системы. Так же ведутся работы по разработке технического задания и плана реализации функциональных частей системы (навигатор, глобальная поисковая система по официальным сайтам органов государственной власти, инструментарий автоматизации управления ресурсами в рамках системы и другие функции). Бюджетом Петербурга предусмотрено дальнейшее финансирование проекта в 2012 году.

- Все эти сайты, которые войдут в единую систему, должны располагаться в зоне gov.spb.ru (пр. - kis.gov.spb.ru), но могут иметь и самостоятельные домены (spbculture.ru, commim.spb.ru и т.д.). Как решается вопрос по выделению дополнительных доменов?

- Одной из основных задач системы является возможность доступа пользователей к государственным информационным ресурсам как по самостоятельным, публичным доменам, так и по служебным адресам, расположенным в зоне домена gov.spb.ru.

Расположение сайтов в доменной зоне gov.spb.ru осуществляется согласно принадлежности сайтов к разным тематическим уровням, определяемым законодательными нормами. Служебный адрес присваивается каждому государственному сайту и порталу, включаемому в систему, в соответствии с разработанными лингвистическими требованиями.

- Разработал ли Комитет порученный ему технический регламент единой системы официальных сайтов городской власти?

- Технический регламент разработан, в данный момент проходит дополнительные стадии согласования.

- Вспомним о старых проектах. В 2003 г. в Петербурге была запущена в опытную эксплуатацию автоматизированная информационная система "Государственный регистр населения" (АИС ГРН). Функционирует ли она сейчас? И только ли в Петербурге?

- АИС "ГРН" в виде отдельной информационной системы прекратит свое существование в 2011 году в связи с неопределенностью понятия "Государственный регистр населения", упоминаемого в федеральном законе № 152 "О персональных данных".

Информационные ресурсы и программное обеспечение, созданные ранее в АИС ГРН, включены в состав единой системы учета населения (ЕСУН) Петербурга. Назначением ЕСУН является сбор, передача, хранение и предоставление информации регистрационного учета населения участникам, осуществляющим этот процесс, а также исполнительным органам государственной власти Петербурга.

О наличии АИС ГРН в других регионах Российской Федерации в комитете по информатизации и связи неизвестно.