Полегче, Yota
ДАНИЛА ШЕПОВАЛЬНИКОВ,
обозреватель журнала "Стандарт"
© ComNews
16.08.2011
![]() |
|
Данила Шеповальников: "Не исключено, что акция "Yota Лайт" призвана повысить градус любви со стороны отечественных абонентов и вернуть компании статус "народного оператора". | |
|
Новая роль Yota как эксклюзивного строителя LTE-инфраструктуры для сотовой "большой тройки" и "Ростелекома" отодвинула ее операторские достижения на второй план. Между тем совсем недавно компания вновь сотворила сенсацию, сделав мобильный доступ в Интернет бесплатным для всех желающих.
Новый тариф "Yota Лайт" (сам оператор называет его акцией), введенный в действие в конце июля, доступен любым существующим или потенциальным пользователям оператора. Однако сразу хочу разочаровать любителей халявы: как это и бывает с так называемым безлимитным интернет-доступом, в данном случае тоже не обошлось без некоторых рамок.
Во-первых, неограниченный доступ к Интернету в рамках данной акции на самом деле ограничивается предельной скоростью 64 кбит/с по направлению к абоненту и 32 кбит/с - в обратную сторону. Согласно условиям "Yota Лайт", этот "недуг" можно "вылечить" за 50 руб., правда всего лишь на два часа, после чего придется раскошеливаться вновь.
Во-вторых, каждый абонент Yota может наслаждаться новой акцией не более одного календарного года с момента ее первого использования. И наконец, в-третьих, акция действительна лишь до 20 декабря 2012 г., в том случае если оператор не надумает прервать ее раньше (а он славится своим непостоянством). Первые два ограничения явно призваны удержать в узде не знающую границ человеческую жадность, а последнее, видимо, как-то связано с планами Yota по запуску LTE и глобальному пересмотру тарифных линеек. А может быть, маркетологи компании просто верят в пророчества майя.
Напомню, что весной Yota закрыла популярный тариф "Yota День", в рамках которого можно было воспользоваться безлимитным мобильным доступом в Интернет за 90 руб. в сутки. Руководство компании объяснило это стремлением установить более долгосрочные отношения с клиентами и повысить качество предоставления сервисов, снизив нагрузку на сети за счет отсечения абонентов, не приносящих особенного дохода. Минимальная цена входного билета на просторы WiMAX-сети Yota с тех пор стала 500 руб. - именно в такую сумму оператор оценил стоимость его услуг для одного абонента в течение недели. При этом компания добавила в бочку дегтя ложку меда: одновременно с объявлением новых тарифов, повысивших минимальную планку стоимости услуг, она ввела бесплатный сервисный доступ в Интернет на скорости до 64 кбит/с. Но воспользоваться им можно лишь в течение двух месяцев после окончания очередного оплаченного периода.
Вероятно, уступка со стороны оператора не смогла утешить пользователей, потому что по итогам I квартала нынешнего года абонентская база Yota сократилась примерно на 20 тыс. человек. Это произошло впервые за пару лет коммерческой эксплуатации сети и, несмотря на некоторый рост выручки, видимо, огорчило руководство компании. По слухам, сразу после прогремевшего на все СМИ подписания соглашения с "Ростелекомом" и сотовой "большой тройкой" Yota прекратила попытки европейской экспансии и приняла решение сконцентрироваться на локальном рынке. Не исключено, что акция "Yota Лайт" призвана повысить градус любви со стороны отечественных абонентов и вернуть компании статус "народного оператора".
Так или иначе, благодаря Yota конкурентная борьба на рынке мобильного доступа в Интернет получила новый поворот. Помню, в прошлом году на мероприятии, которое мы проводили для компании "МегаФон", ее представители и студенты Петербургского университета телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича в открытом диалоге пришли к выводу, что пользователям мобильного доступа в Интернет необходим минимум 1 Мбит/с. Но на мой скромный взгляд пользователя, выросшего на 14,4-килободном модеме, который давал 10-15 кбит/с до первого дисконнекта, для мобильного доступа 64 кбит/с, тем более бесплатно, - это тоже немало. Хватит и для серфинга, и для Skype, и для большинства интернет-приложений. А те, кто пользуется планшетами на базе Android, должны быть особенно рады "Yota Лайт", поскольку эта ОС вообще не может жить без Интернета.
Не знаю, удастся ли компании Yota спровоцировать сотовую "большую тройку" на ответные маркетинговые ходы, но мне кажется, что с ее "легкой" руки мобильный доступ в Интернет будет обесцениваться быстрее, к вящей радости абонентов. Вот только я сильно сомневаюсь, что резкое обесценивание услуг приведет к увеличению их качества. И еще одна мысль вдогонку, не дающая мне покоя: неужели "бесплатный сыр" - единственный эффективный способ соблазнить абонентов пресловутым 4G? Стоит ли вообще устраивать весь сыр-бор с LTE ради дармового "сервисного доступа"?
