Патрик Ривэ, вице-президент по международному развитию Thema
© ComNews
18.04.2012

Французский контент-провайдер Thema расширил присутствие на российском рынке, создав дочернюю компанию "Тэма Рус". О планах развития бизнеса в России, взаимоотношениях с операторами платного телевидения и регулятором с репортером ComNews побеседовал вице-президент по международному развитию Thema Патрик Ривэ.

- Расскажите немного о компании.

- Компания Thema специализируется на продвижении международных телеканалов. В портфолио Thema представлены более 50 тематических, этнических и премиальных HD-каналов. В России и странах СНГ филиал Thema – ООО "Тэма Рус" занимается распространением таких известных каналов, как iConcerts HD, Luxe.TV HD, TV5Monde Trace Urban HD, Trace Tropical, Motors TV, myZen.tv HD, C Music TV.

- В прошлом году компания открыла представительство в России. Чем будет заниматься "Тэма Рус"?

- "Тэма Рус" – это наше российское подразделение, с сентября 2011 г. управляющим директором компании является Наталья Кабикова. Новое представительство позволит нам улучшить уровень услуг и, в частности, соблюдать все тонкости российского законодательства о СМИ.

Мы идем на некоторые финансовые риски, открыв офис в России, потому что, хотя рынок перспективный, необходимо вложить большие средства в маркетинг и продвижение каналов на этом рынке, чтобы заинтересовать операторов. В 2012 г. мы готовы потратить 200 тыс. евро на различные маркетинговые акции, но, естественно, эта сумма будет зависеть от достижения соглашений с операторами и их условий.

- Вы уже заключили какие-то соглашения с российскими операторами?

- Распространением телеканалов в России Thema занимается давно, и у компании уже есть соглашения с основными операторами платного телевидения: "Акадо", "ВымпелКомом" и др. Мы также ведем переговоры с операторами платного ТВ, чья стратегия - включать в пакеты международные тематические каналы.

В рамках Международной выставки CSTB-2012, прошедшей в начале февраля 2012 г., мы подтвердили партнерские отношения с "Акадо" и "Билайн-ТВ", а также ведем переговоры о включении наших телеканалов в пакеты операторов "Триколор ТВ", "Орион Экспресс", "Ростелеком", детали которых не можем раскрывать в силу соглашения о конфиденциальности.

- Какова структура собственности российского подразделения "Тэма Рус"?

- Большая часть акций принадлежит российскому партнеру, остальная часть - компании Thema, так как, согласно закону, только российские компании имеют право получать лицензию на вещание.

- Каковы планы компании в России на ближайшие несколько лет?

- Трудно прогнозировать изменения на рынке, развивающемся так динамично. Это будет зависеть, в том числе, от регулятора. После изменения процесса регистрации, объявленного в ноябре 2011 г., многие операторы стали отказываться от иностранных каналов, которые еще не получили лицензии на вещание. Thema также пострадала от этого закона: мы не смогли вовремя подать заявку на лицензию, потому что на тот момент Роскомнадзор еще не разработал единый порядок ее подачи. Это еще раз доказывает, что присутствие в России необходимо, чтобы следить за изменениями в законодательстве.

Все наши каналы зарегистрированы как СМИ. Мы ожидаем скорого получения универсальных лицензий, что позволит транслировать наши каналы в IPTV и в кабельных сетях. В долгосрочных планах – укреплять положение на рынке, предоставлять большее количество услуг абонентам, изучать специфику Восточной части России и разрабатывать новые предложения для операторов.

- Как компания сотрудничает со спутниковыми операторами?

- Мы активно с ними сотрудничаем, распространяем сигнал через спутники EuroBird 9A, HotBird 6, AsiaSat 5, Astra1 и ищем новые возможности для трансляции наших каналов на всей территории России. Особенно нас интересуют переход за Уральские горы и страны СНГ. Также мы активно сотрудничаем и с DTH-операторами. Например, у нас действующий контракт с "НТВ-Плюс" по каналу TV5Monde.

- Много ли у "Тэма Рус" конкурентов на российском рынке со стороны иностранных компаний?

- Я бы не сказал, что их очень много. Ситуация с иностранными каналами в России такова, что для вещания на рынке платного ТВ нужно иметь лицензию. Такие каналы, как Eurosport, Disney имеют в России местные представительства, а иностранные компании, как правило, действуют через агентов.

Конечно, в определенном смысле мы конкурируем с иностранными производителями контента. Но наше преимущество в том, что мы предоставляем эксклюзивный контент (восемь телеканалов). Большинство наших каналов, которые мы распространяем в России, уже принимаются в других странах, поэтому наш опыт "выживания" на рынке увеличивается, благодаря пониманию специфики международного сотрудничества. Тем не менее, с учетом особенностей российского рынка, Thema будет развивать и адаптировать предлагаемые услуги и условия сотрудничества, что и является миссией нашего представительства в Москве.

- Есть ли у вас планы адаптировать контент под русскую аудиторию?

- На данный момент мы обсуждаем локализацию контента, в наших планах изучить ее целесообразность. Например, один из наших каналов, iConcerts HD, будет показывать записи концертов. Мы планируем несколько изменить программу канала – провести исследование, какие исполнители наиболее популярны в России, чтобы транслировать эти концерты в прайм-тайме.

Другой вид нашей деятельности – доставка российского контента в Европу для европейских операторов платного телевидения: "Первый канал", "Время", "Дом кино" и "Музыка". Мы транслируем эти каналы во Франции. Впоследствии мы также планируем доставлять российский контент в Англию.

- В России активно развивается ФЦП по переходу на цифровое вещание, утвержден стандарт вещания DVB-T2. Это позволит начать интерактивное вещание. Есть ли планы по созданию интерактивного контента?

- Первый шаг – мы приходим на российский рынок с каналами, второй шаг – локализация контента. Если появится возможность интерактивности, мы постараемся приспособить контент. Сейчас так много телеканалов, и если не адаптироваться к российской аудитории, то люди просто не будут смотреть их.

- Чем вы занимались до работы в Thema?

- Я возглавлял отдел дистрибуции франкоязычного телеканала TV5Monde в Европе. C российскими операторами знаком более 10 лет, с тех пор как впервые посетил выставку CSTB.

Когда я впервые приехал в Россию, IPTV-проектов еще не было, а "НТВ-Плюс" был единственным DTH-оператором. Однако сейчас рынок быстро меняется и предоставляет множество возможностей для развития контента, особенно с учетом консолидации рынка и появления таких крупных игроков, как "Триколор ТВ", "Орион Экспресс", "Мобильные ТелеСистемы", "ВымпелКом" и т.д.

- Существует мнение, что российское телевидение не готово к переходу на новый стандарт вещания, потому что каналы не производят достаточно хорошего контента для DVB-T2. Каково ваше мнение?

- Проблема с вещанием в стандарте DVB-T2 в том, что пока нужна специальная лицензия для вещания. Для иностранных каналов попасть в цифровые мультиплексы очень сложно. DVB-T2 – это огромный рынок, а Thema не такая большая компания, как Viacom, Eurosport. Наш контент качественный, тематический – поэтому мы ориентируемся на кабельных, IPTV, спутниковых операторов, вещающих в формате DTH.

- Каково ваше мнение об интернет-ТВ?

- Каждый год на отраслевых выставках высказываются предположения, что вскоре линейному ТВ наступит конец, а весь рынок захватит интернет-ТВ. Но этого до сих пор не произошло. Операторы спутникового и кабельного ТВ все еще занимают большую часть рынка.

- Каковы финансовые показатели Thema за последний год?

- В нашей компании 14 человек работают во Франции, двое – в офисе в Азии, двое - в Северной Америке, четверо - в России. В 2011 г. наш объем продаж составил $19 млн, а в 2010 г. – $14 млн. И у нас высокий показатель прибыли – между 20% и 25%. Это позволяет нам идти на определенные финансовые риски в том, что касается проектов, в успех которых мы верим. Например, таково открытие российского офиса.

В 2011 г. инвестиционные банки Time Equity Partners приобрели 25% акций компании Thema. Благодаря этим деньгам у нас появилось больше возможностей инвестировать в проекты по всему миру. Часть нашей стратегии в 2012 г. – определить, каковы наши возможности. Мы стремимся достичь окупаемости каждого проекта в течение одного года.

- Есть ли планы экспансии в соседние с Россией страны СНГ?

- Да, мы ведем деятельность на Украине и в Казахстане и планируем расширить присутствие на соседние страны.