© ComNews
27.04.2012

ИСС им. М.Ф.Решетнева приступило к разработке платформы "Экспресс-4000", которая предполагает использовать при запуске космического аппарата электроракетные двигательные установки. Это на 40% дешевле, чем традиционный способ запуска, уверяют в компании. Платформа должна быть создана до 2020 г.

Об этом рассказал главный конструктор общего проектирования космических аппаратов ОАО "Информационные спутниковые системы" им. академика М.Ф.Решетнева" (ИСС) Юрий Выгонский на Международной конференции SatNet 2012 в Дубне, организованной ComNews Conferences. "Сейчас мы работаем только по прямой схеме вывода спутника на орбиту. Это только ракета "Протон-М" для космического аппарата (КА) тяжелого класса и "Союз-М" для среднего класса. Эти ракеты стоят дорого, и при примерно равной стоимости КА мы проигрываем в цене готовой продукции", - пояснил он.

Юрий Выгонский рассказал в беседе с репортером ComNews, что альтернативной заменой "Протона-М" компания считает американскую ракету-носитель Falcon 9, так как ее цена на 40% ниже. "Использование этой ракеты потребует выведения спутника по апогейной схеме, то есть с применением разгонного блока, являющегося частью спутника, - пояснил он. – Другой вариант запуска спутника - электроракетные двигательные установки. При этом нам не требуется существенная модификация платформы, кроме того, у нас уже есть опыт использования двигателей малой тяги".

В ходе конференции генеральный директор ФГУП "Космическая связь" Юрий Прохоров отметил, что при выведении спутника на орбиту с использованием электроракетных двигательных установок сроки начала эксплуатации КА значительно увеличиваются и могут составить 100-120 дней. "Если спутник летит на целевую орбиту четыре месяца, риски операторов и страховщиков увеличиваются", - добавил он.

Генеральный директор ЗАО "Сетьтелеком" (бренд AltegroSky) Сергей Пехтерев напомнил репортеру ComNews, что в России используется схема вывода спутника на орбиту с помощью разгонного блока, который является четвертой ступенью ракеты–носителя "Протон–М". "На Западе апогейный двигатель является частью спутника, который после запуска на переходную орбиту выводит его на стационарную, а потом используется для коррекции орбиты. Преимущества этой схемы в том, что запас топлива является единым для апогейного двигателя и для "жизни" КА на орбите. Если удается сэкономить топливо во время вывода, его можно использовать для увеличения срока активного существования спутника".

По словам Сергея Пехтерева, у электроракетных двигательных установок (ЭРДУ), в отличие от жидкостных ракетных двигателей, гораздо более высокий импульс, что позволяет сэкономить на массе топлива. "Проблема в том, что ЭРДУ имеют очень низкую тягу по сравнению с жидкостными двигателями. Вывод спутника на орбиту займет не 8–10 часов, как сейчас, а 100 и более дней. Требования к надежности такого устройства, соответственно, должны быть значительно выше, а оператор спутника не получит доход за эти месяцы", - пояснил Сергей Пехтерев.