Дмитрий Бызов, генеральный директор ООО "Манго Телеком"
© ComNews
21.05.2012

В 2011 году оборот компании "Манго Телеком" превысил 400 млн руб., рост оборота составил 45%, а рост доходов от предоставления услуг виртуальной АТС (ВАТС) – около 53%. О новых услугах и региональной экспансии ComNews рассказал генеральный директор ООО "Манго Телеком" Дмитрий Бызов.

- Какова ваша доля предоставляемых услуг в сегменте ВАТС на рынках Москвы и Петербурга?

- J’son & Partners Consulting оценивал, что на конец 2010 году доля компании в Москве по количеству линий составляла примерно 33%. За последний год мы существенно выросли, к тому же изменился и состав игроков. По данным аналитиков, на рынке ВАТС в 2010 году наши основные конкуренты, "Комстар" и "Роснет", занимали 22% и 12% соответственно. Но "Комстар" пока занимают другие вопросы, как и "Роснет", после его интеграции с "Ростелекомом". Сейчас над виртуальными АТС начал работать "ВымпелКом", и, насколько нам известно, некоторое подобие этой услуги есть и у "МегаФона". В настоящий момент, я думаю, наша доля в столице не менее 50%. В Петербурге эта доля составляет около 40%.

- Относительно недавно вы начали работать в Екатеринбурге. Каковы там ваши позиции?

- В Екатеринбурге подобных исследований не проводилось, но, по моим ощущениям, доля на рынке виртуальных АТС к концу 2013 года будет такая же, как и достигнутая нами доля в Москве, – 50%. Тех игроков, которые являются нашими конкурентами в столице ("Комстар", "Роснет" и "Центральный телеграф"), в Екатеринбурге нет.

- Каковы ваши объемы продаж виртуальных АТС?

- Мы реализуем 800 виртуальных АТС в месяц. Планируем в летний период продавать до 1 тыс. единиц. В Москве продажи виртуальных АТС составляют 85% от всего бизнеса компании. В Петербурге доля также постепенно растет, мы "раскачали" этот рынок, люди стали больше обращать внимание на данное решение.

В небольших регионах другая ситуация – им необходимо комплексное решение. О виртуальных АТС там знают меньше, но спрос на такие услуги уже есть. И наша задача – популяризировать в регионах сервис и дальше, проводя там, на месте, активную "разъяснительную работу". Потому что до тех пор пока мы физически в городе не присутствуем и не предлагаем комплексную услугу – виртуальную АТС в комплекте с информационно-аналитическими сервисами и другими бизнес-инструментами, позволяющими предприятиям не просто экономить на телефонии, но и генерировать дополнительную прибыль за счет улучшения бизнес-процессов, мы не можем сказать, что услуга там есть в полном смысле слова. Так как предлагать виртуальную АТС нужно в комплексе: с номером, с подключением к сети, вместе с услугами квалифицированных инженеров по настройке сети для передачи VoIP-трафика и т.д.

- Сколько новых клиентов в месяц приходит к вам?

- Основу клиенткой базы "Манго Телекома", насчитывающей более 18 тыс. корпоративных абонентов, составляет средний и малый бизнес. Ежемесячно происходит 700-800 новых подключений ВАТС, при этом до 85% новых абонентов относятся к сегменту SMB. Отмечу, что в абонентской базе быстро повышается доля предприятий, которые изначально рассматривали ВАТС как инструмент улучшения бизнес-процессов, снижения издержек и генерирования дополнительной прибыли. Сегодня доля таких предприятий составляет от 30% до 40%.

- В ноябре 2011 года "Манго Телеком" запустил региональную программу, рассчитанную на два года. Как идет ее выполнение?

- Программа предусматривает создание филиалов в семи городах-миллионниках и субмиллионниках. В России, по общим оценкам, существует 12-13 городов, численность населения которых превышает 850 тыс. В определенном порядке мы будем выходить в них, в зависимости от развития широкополосного доступа, активности бизнеса, стоимости аренды каналов и т.д.

Относительно недавно мы открыли офис в Екатеринбурге, в конце мая – начале июня этого года начнет работу филиал в Нижнем Новгороде, еще два офиса – в Ростове-на-Дону и Казани - заработают до конца года. Географическое расширение продолжится и в 2013 году.

С технической точки зрения нам не важно, куда пойти, поэтому мы ориентируемся только на спрос.

- Какие инвестиции выделены на региональную программу?

- "Манго Телеком" выделяет на создание каждого филиала и запуск бизнеса инвестиции в размере $1 млн. Помимо этого для исследования и мониторинга рынка в каждом перспективном городе мы тратим около $100 тыс. Общий объем инвестиций в региональную программу к концу 2012 года составит от $5 млн до $7 млн. Компания финансирует этот проект из собственных средств.

- Ваш основной бизнес сейчас – ВАТС, но начинали вы с создания программного обеспечения (ПО).

- На первом этапе развития основным направлением деятельности компании было предоставление сервисов бизнесу ("Корпоративный PIN-код") и IP-телефонии частным лицам. Магистральным направлением стали сервисы, в которых традиционная телефония интегрирована с информационно-аналитической частью, указывающей на эффективность тех или иных бизнес-процессов или их связь с управленческими программами. При этом "Манго Телеком" акцентировал внимание на самостоятельном создании ПО (биллинг, системы класса SoftSwitch, интеллектуальная голосовая платформа и др.), а также на разработке инновационных сервисов и развитии технической инфраструктуры.

В 2005 году мы объявили виртуальные телекоммуникационные сервисы для предприятий сегмента SMB основным направлением бизнеса. В основу этого решения легли жесткие пределы роста сегментов карточной интернет-телефонии и тенденции в сфере регулирования отрасли.

С этого момента основными целевыми группами "Манго Телекома" стали средние и малые предприятия, стартапы и организации, нуждающиеся в отдельных функциях телефонизации. Весной 2005 года в продуктовом портфеле компании появилось флагманское решение "Манго-Офис" – виртуальная АТС с набором функций, оптимальным для предприятий SMB. В 2010 году "Манго Телеком" разработал облачную платформу, ставшую основой новой продуктовой линейки. Центральным элементом линейки является "Виртуальная АТС" с функциональностью на уровне наиболее совершенных современных IP-УАТС. С апреля 2011 года увеличивались доли платежей за дополнительные телеком-сервисы, за 2011 год значительно вырос показатель ARPU: в декабре 2010-го он находился на уровне 1,5 тыс. руб., а в декабре 2011-го достиг 2,2 тыс. руб. Показатель ARPU в марте 2012 года укладывается в эту тенденцию - 2,4 тыс. руб.

- Планируются ли новые услуги?

- Да. Начиная с июня 2012 года мы выпускаем CRM (Customer Relationship Management) – систему управления взаимоотношениями с клиентами и поставщиками - и начинаем говорить о двух ключевых продуктах. В начале сентября появится третий продукт – это ЦОВ (центр обработки вызовов), или call-центр.

Я поясню. Нашу деятельность можно условно разделить на операторскую и софтверную. Так вот, операторская деятельность – это обязательная телеком-составляющая наших продуктов, некий безусловный фундамент, на котором строятся наши услуги. Но в приоритете у нас именно софтверная, "разработческая" часть. Мы хотим сделать так, чтобы созданные нами услуги были интересны сами по себе. Если это CRM, нам хочется, чтобы этим решением пользовались не только клиенты, которые применяют наши ВАТС, но и те, которым интересны любые АТС.

Что касается call-центров, то это программный продукт, который призван помочь средним компаниям (со штатом более 20 человек), где идет активная работа с входящими и исходящими вызовами. Следующая версия этого продукта – аутсорсинговый call-центр.

- Каковы планируемые доходы от этих услуг?

- Я надеюсь, что по CRM доходы составят около 50 млн руб. в год к концу 2013 года. Что касается остальных продуктов – мне пока не хотелось бы забегать вперед.

- Сейчас в той или иной степени виртуальными АТС занимаются "ВымпелКом", "Мобильные ТелеСистемы", то есть крупные компании. Через несколько лет они, при желании, укрепятся в этом сегменте и могут вас подвинуть?

- Я не уверен, что у них будет сильный интерес к этому сервису. Возьмем для примера крупные зарубежные телекоммуникационные компании – у них продвинутые технологии, и они также создали ВАТС. Эти компании анонсируют услугу, но серьезно ей не занимаются, доля выручки от этого бизнеса у них составляет 0,00001%. Потому что, обладая такой большой абонентской базой, придумать какую-нибудь акцию для использования Интернета, SMS, гораздо выгоднее в плане отдачи. Здесь же принципиально другая модель, и примеры из США явно показывают, что крупным компаниям активно продвигать ВАТС не интересно.

- Какие тенденции в развитии ВАТС до конца 2013 г. вы можете назвать?

- Наверное, останутся явные игроки, которые будут превалировать на этом рынке. Я имею в виду компании, уже имеющие историю, успешный бэкграунд, отработавшие технологию создания ВАТС, научившиеся успешно продавать услугу. К этой категории отношу и нас. А также крупные компании, у которых есть средства, чтобы заниматься развитием ВАТС.

- Компания уже арендует два центра обработки данных (ЦОД) в Москве. Ищите ли новые площадки? Или, может, будете строить ЦОД самостоятельно?

- Мы хотим сделать единый территориально-распределенный кластер, чтобы наши два московских ЦОДа работали, взаимозаменяя друг друга. Это нужно, чтобы сервис-провайдер не зависел от аварийных ситуаций, которые, например, бывают в присоединенной сети, в самих ЦОДах и т.д., чтобы надежность его услуг была максимально высокой (на уровне "пяти девяток").

Что касается планов на будущее, то существующей мощности ЦОДов нам пока хватает. Может, через год мы и задумаемся о новой площадке, но сами строить не будем, будем арендовать.

Досье ComNews

ООО "Манго Телеком" оказывает услуги связи с 2000 г. С 2005 г. предоставление виртуальных телекоммуникационных сервисов (ВТС) становится основным направлением деятельности. В 2002 г. компания инициировала строительство собственной волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) в Москве и Подмосковье. В 2010 г. оператор полностью сосредоточился на развитии стратегии, центральным пунктом которой стала интеграция телекоммуникационных сервисов с сервисами хостинга и управления бизнес-приложениями (SaaS). В 2003 г. был открыт филиал компании в Петербурге. В 2011 г. "Манго Телеком" отчитался о завершении сделки по продаже ВОЛС как непрофильного актива. Оборот в 2011 г., по аудированным данным, превысил 400 млн руб. В рамках региональной программы в декабре 2011 г. был открыт офис в Екатеринбурге. Общий рост доходов от облачной АТС за прошедший год составил около 53%.