Ирина Глухова: "Если сделка по выделению и последующей продаже фиксированного бизнеса "ВымпелКома" состоится, это будет означать начало очередного передела рынка ШПД в России"
директор по продажам группы компаний CоmNews
© ComNews
25.02.2013

Дело с продажей широкополосного бизнеса "ВымпелКома" уже кажется решенным - негласно названы имена потенциальных покупателей: ТТК и "ЭР-Телеком". Тем временем в голове этот шаг по-прежнему не укладывается. Неужели услуги мобильной связи и фиксированного доступа в Интернет настолько различаются, что синергия между ними невозможна? Если это так, не последуют ли примеру "ВымпелКома" и другие операторы "большой тройки"?

Слияние "ВымпелКома" с "Голден Телекомом" и "Корбиной" сразу не заладилось. Два года интеграции ушли у оператора на то, чтоб научиться жить не врозь, а сообща. Однако даже когда фиксированный и мобильный бизнесы научились жить вместе, это не дало ожидаемого результата. Синергетического эффекта, о котором так много говорилось, не получилось.

За это время сменился практически весь менеджмент компании - из тех, кто когда-то запускал сети фиксированного доступа и создавал IPTV, в "ВымпелКоме" практически никого не осталось. Жан-Пьер Вандромм, много лет проработавший в "Голден Телекоме" и возглавлявший унифицированную компанию, учредил инвестиционный фонд Pemberton. Александр Малис, руководивший "Корбиной Телеком", теперь президент мобильного ритейлера "Евросеть". Большую часть остального менеджмента, которая пришла в "ВымпелКом" на волне слияния, бурное течение времени также вымыло из компании.

И вот теперь новое руководство, решая вопрос сокращения издержек, пришло к выводу, что предоставление услуг широкополосного доступа в Сеть для частных пользователей – слишком низкомаржинальный бизнес, чтобы он был интересен компании. Ведь ни для кого не секрет, что на предоставлении мобильных сервисов "ВымпелКом" зарабатывает в разы больше. К тому же ничего не вышло из идеи объединения услуг. Да, наверное, и не могло ничего получиться из этой идеи в то время: спроса на услуги "три в одном", чтобы привлекать новых абонентов, не было, а получать меньше с уже подключенных абонентов оператор не видел смысла. Так что пользователи мобильной связи, ШПД и IPTV под брендом "Билайн" так и не дождались "плюшек". Впрочем, никто из абонентов на "поощрения" за лояльность всерьез и не рассчитывал. 

Если сделка по выделению и последующей продаже фиксированного бизнеса "ВымпелКома" состоится, это будет означать начало очередного передела рынка широкополосного доступа в России. Тому, кто приобретет этот бизнес, будет сложно удерживать абонентов, среди которых уже появились панические настроения. Не исключаю, что и интеграция сетей на первом этапе приведет к ухудшению качества оказания услуг, оператору придется интегрировать различные технологии, оборудование, не говоря о биллинговых и других системах. Как следствие, неизбежно появится масса недовольных и отток обеспечен.

Впрочем, для ТТК или "ЭР-Телекома" это, видимо, не так важно. Они получают новые возможности. Так, если бизнес отойдет ТТК, это позволит оператору полноценно выйти на частных пользователей, в том числе на рынках крупных городов, а не так фрагментарно, как компания работает сейчас. Если же бизнес достанется "ЭР-Телекому", компания сможет, наконец, полноценно закрепиться на петербургском рынке, появиться в Москве и еще ряде городов России, где бизнеса у оператора пока нет. Впрочем, не факт, что сделка с кем-то из названных операторов состоится. Акционеры "Акадо" вот уже больше года пытаются найти покупателя на свой бизнес, и пока у них ничего не получается.

Мнения авторов рубрики "Колонка" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты