Дарья Лютцау: "Причина, наверное, в том, что рынок становится более зрелым. Мобильные телефоны и смартфоны из предметов роскоши превращаются в бытовые приборы наподобие чайника и стиральной машины"
Дарья Лютцау
корреспондент ComNews.ru
© ComNews
06.09.2013

На днях произошло для многих грустное и уж точно для всех эпохальное событие - Microsoft купила телефонное подразделение Nokia. И буквально пару дней спустя The Wall Street Journal сообщила, что Blackberry продадут до ноября этого года. Возможно, китайцам. С учетом впитывания Google'ом Motorola пару лет назад, мы прощаемся с эрой мобильных гигантов 1990-х.

Ситуация с Nokia, конечно, не свалилась на голову с небес. Слухи о продаже финского производителя, когда-то несомненного лидера отрасли, пошли еще с момента официального оглашения партнерства Nokia и Microsoft. Однако многие тешили себя надеждой, что окончательное поглощение еще за горами.

А Blackberry? Поменяли название (ранее компания называлась Research in Motion), выпустили новую линейку из целых трех аппаратов и сели, болтая ножками, в ожидании дяди с кучей денег.

Что происходит с этими компаниями? Почему они утрачивают вектор развития, свой vision, почему их руководство начинает отмахиваться от реальности, как от назойливой мухи, и принимает решения, идущие вразрез с обстановкой на рынке? Почему Nokia с упорством самоубийцы доковыривала свою ОС, Symbian, не желая мириться с пришествием Android и iOS?

Ответы на эти вопросы, конечно, лучше знают аналитики. В цифрах, продажах, планах инвесторов и пользовательских предпочтениях очерчена динамика рынка в сухом остатке.

Но мне хочется поделиться другим наблюдением. Закат и потеря технологического лидерства наблюдались и наблюдаются в основном среди компаний, выпускавших "культовые" продукты.

Если посмотреть на Nokia, то там был даже целый ряд таких - 3310, 6800, 8110, N70, N98, сумасшедший 9000 Communicator. A Motorola? StarTac, V66, Razr. Или серии Blackberry – Bold и Curve? Устройства, которые создали эти компании. Устройства, на которых строился имидж, престиж и репутация компаний.

А LG, Samsung, HTC (хотя компания всегда позиционировала себя в верхнем потребительском сегменте) и в какой-то мере китайские производители "просто" делали "просто" телефоны.

Может, дело в том, что корпорации похожи на людей, поскольку управляются людьми, и после долгих лет успеха им свойственно ощущение непогрешимости? А ведь это очень опасное чувство. Когда марка позиционируется как культовая, когда предприятие, особенно технологическое, живет и дышит наследием славного прошлого, легко отметать от себя необходимость двигаться вперед и верить, что твои идеи и продукты не подвластны времени.

Некоторые эксперты предрекают медленное угасание и лидеру рынка - Apple, отмечая, что интерес и традиционный ажиотаж вокруг новых iPhone "уже не тот". А скепсис по отношению к "магическим" и "необыкновенным" продуктам от культовой компании только усиливается.

Еще причина, наверное, в том, что рынок становится более зрелым. Мобильные телефоны и смартфоны из предметов роскоши превращаются в бытовые приборы наподобие чайника и стиральной машины. Расцвет бизнеса Nokia, Blackberry и Motorola, несмотря на то, что эти компании выпускали и бесчисленное количество дешевого ширпотреба, все-таки пришелся на момент, когда мобильный телефон - и смартфон - был именно роскошью, предметом культа.

Но сейчас этот тренд постепенно сходит на нет, и за ним идут ко дну те компании, которые существовали благодаря ему.

Жалко. Уже сейчас чувство ностальгии по простым, монохромным трубкам с длиннющими антеннами гложет сердца простых телекомщиков. И глядишь, года через два ретро-обзоры девайсов будут восторгаться теплым ламповым свечением дисплея старенькой Nokia.

Которой к тому моменту уже и не будет.

Мнения авторов рубрики "Колонка" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты