Новости / август 2000
Лицензии на цифровое телевидение нашли героев


© ComNews
03.08.2000

Уже в этом году в трех городах России -- Петербурге, Москве и Нижнем Новгороде -- начнут вещание коммерческие сети цифрового телевидения.

В конце июля Федеральная конкурсная комиссия по телерадиовещанию (ФКК) назвала победителей конкурса на экспериментальное цифровое телевещание. Обладателем лицензий на Москву и Нижний Новгород стало ООО "Цифровое телерадиовещание" (ЦТ), за которым стоит ВГТРК, а лицензию на Петербург получило ЗАО "ТелеМедиум" -- 100%-ная "дочка" петербургского холдинга "Телекоминвест".

Ввиду того, что лицензии выдавались на экспериментальное вещание, их стоимость на каждый из городов составила всего 1000 рублей. Размер конкурсного взноса был также до смешного мал -- 20 рублей. Для сравнения, стоимость лицензии на традиционное эфирное телевещание в Хабаровске, которую ФКК тоже разыгрывала июле, составляет 855 900 рублей, а цена участия в конкурсе -- 17 118 рублей (см. новость ComNews.ru от 16 июня 2000 г.).

По информации ComNews.ru, помимо двух победителей, в конкурсе приняла участие компания "Новые технологии -- XXI век", созданная председателем подкомитета Госдумы РФ по связи и информатизации Леонидом Маевским. Заявку на участие в конкурсе подавало и НТВ, но по неизвестным причинам, за несколько дней до финиша сняло свою кандидатуру.

В Петербурге под эксперимент отводится 34-й телеканал, в Москве -- 32-й, а в Нижнем Новгороде -- 50-й. Каждая лицензия выдаются не только на город, но и на прилегающую область (например, в придачу к Петербургу на откуп дается и Ленинградская область). Лицензиат получает право ежедневного круглосуточного вещания, при этом ФКК установила свободную концепцию вещания. Помимо коммерческого вещания все лицензиаты обязаны вести различные испытания, которые будут проводиться совместно с НИИ Радио и ВНИИ Радио и Телевидения.

Учредителями ООО ЦТ примерно в равных долях являются 3 структуры: ФГУП "Телевизионный технический центр" (в который, в частности, входит Останкинская телебашня), ЗАО "Русское бюро новостей" и некоммерческое партнерство "Росмедиаком". В свою очередь, одним из учредителей "Росмедиакома" выступает ВГТРК, а директор дирекции телерадиосети ВГТРК Валентин Хлебников является консультантом ЦТ.


Генеральный директор ООО ЦТ Татьяна Сушкова сообщила репортеру ComNews.ru, что компания планирует сделать пакет из 4 телеканалов и организовать возможность передачи данных на скоростях до 2 Мбит/с. В Москве пакет каналов будет включать ОРТ, РТР, Eurosport и Euronews, а в Нижнем Новгороде вместо Euronews будут транслироваться программы местной телекомпании "Волга". ЦТ намерено начать вещание в обоих городах уже в октябре этого года. Пока компания остановила выбор на передатчиках немецкой фирмы Rohde & Schwarz, однако еще может изменить свое мнение. Татьяна Сушкова сказала, что ЦТ рассматривает и предложение петербургского производителя передатчиков для цифрового вещания -- АООТ "МАРТ" (бывший оборонный ВНИИ им. Коминтерна).


Изюминкой ЦТ будет возможность принимать его программы в движущемся автомобиле. Для этого компания собирается продавать автомобильные мониторы и мобильные телеприемники. "Мы проводили мониторинг в Москве и Петербурге, который показал, что спрос на эту услугу будет велик: очень многие устанавливают в автомобили аудиосистемы класса hi-end, которые стоят дороже, чем наше телеоборудование", -- сказала Татьяна Сушкова. По ее мнению, в Москве в месяц будет продаваться около 100 автокомплектов, а в Нижнем Новгороде -- не более 30. Ежемесячная абонентская плата составит порядка $100. Благодаря использованию персонального абонентского кодирования и системы биллинга ЦТ сможет отключать каждого неплательщика в отдельности.


"ТелеМедиум" пошел по иному пути. Компания намерена предложить абонентам эксклюзивный контент. "Ретрансляция других каналов -- это путь, который ведет в тупик, -- заявил гендиректор "ТелеМедиум" Дмитрий Волобуев. -- У нас не будет ни одного эфирного или спутникового канала. Чтобы заставить человека подключиться, надо дать ему такой контент, который он не сможет получить иным способом: ни по кабелю, ни по спутнику, ни с эфира". При этом "ТелеМедиум" хранит в тайне, что именно он покажет своим абонентам. Дмитрий Волобуев лишь заметил, что планируется запустить 4 собственных телеканала и 3 -- интерактивных (метеоканал, канал новостей и канал анонсов других каналов).

"ТелеМедиум" рассчитывает начать работу к новому году. Компания будет использовать передатчик производства "МАРТ". Заместитель гендиректора АООТ "МАРТ" Виктор Модель сообщил, что стоимость передатчика петербургского производства (с параметрами, подходящими для ЦТ и "ТелеМедиума") составляет $120-130 тыс., при этом 40% стоимости приходится на модуляторы, которые производятся лишь за рубежом. Например, "МАРТ" использует модуляторы английской фирмы NDS, входящей в норвежский Tanberg. Виктор Модель добавил, что стоимость передатчика "МАРТ" не деле невелика, если учесть, что он позволяет передавать как минимум 4 программы. Таким образом, удельный расход на трансляцию одной программы составляет около $30 тыс., что сравнимо с ценой передатчика для обычного аналогового вещания.

Ни один из лицензиатов не назвал сумму начальных инвестиций в проект. Однако с учетом монтажа передатчика на телебашне начальные вложения можно оценить в $500-700 тыс. в каждом из городов. Инвестором проектов ЦТ выступают 2 крупных российских банка, названия которых не разглашаются, а проект "ТелеМедиума" на начальном этапе будет финансировать "Телекоминвест". При этом Дмитрий Волобуев не исключает, что впоследствии будет привлечен и сторонний партнер.


Досье ComNews.ru


Опытная зона цифрового телевидения функционирует в Нижнем Новгороде уже более года. Проект был профинансирован Министерством экономики РФ, а его инициатором выступило ОАО "Телеком" (созданное на обломках Министерства промышленности средств связи). Передатчик для нижегородской опытной зоны поставил петербургский "МАРТ", а в его монтаже и эксплуатации принимали участие специалисты ОАО "Телеком", "МАРТ" и НИИ Радио. В рамках этого проекта в Нижнем Новгороде ведется некоммерческое вещание, целью которого является проведение экспериментов (например, выявляется влияние помех на соседние аналоговые каналы, исследуются "мертвые зоны" и т.д.).


ФКК, определившая победителей конкурса на право цифрового телевещания в Петербурге, Москве и Нижнем Новгороде, состояла из 9 человек. В частности, в нее входили министр РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Михаил Лесин (председатель ФКК), статс-секретарь - первый заместитель министра РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Михаил Сеславинский, министр РФ по связи и информатизации Леонид Рейман и телеобозреватель Владимир Познер.


Состав комиссии определил итоги голосования. Например, при голосовании за выдачу лицензии на Москву ООО "Цифровое телерадиовещание" получило 9 голосов "за" (и ни одного против), а при обсуждении петербургской лицензии "ТелеМедиум" получил 8 голосов "за" и 1 голос -- "против". "Новые технологии -- XXI век" вместе с Леонидом Маевским не получило ни одного голоса ни по одному из трех городов.