Леонид Коник: "Разногласия России и Казахстана в космических проектах создают риски для пусковых услуг на "Протоне"
главный редактор группы компаний ComNews
© ComNews
29.04.2014

Успешный вывод казахстанского космического аппарата KazSat-3 без преувеличения открыл дорогу в космос российским и иностранным операторам спутниковой связи, которые намерены осуществить запуск с помощью ракеты-носителя "Протон-М". Правда, разногласия России и Казахстана в космических проектах все равно создают риски для пусковых услуг на "Протоне".

Вчера, 28 апреля, ракета "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" утром стартовала с космодрома Байконур. На ее борту был спутник KazSat-3, а также его попутчик – российский ретрансляционный аппарат "Луч-5В". Первым от разгонного блока отделился "Луч" (это произошло в 17.17 по московскому времени), а в 17.57 штатно отделился и KazSat-3, вышедший в орбитальную позицию 58,5° в.д.

Рутинная, в общем-то, процедура пуска в случае с KazSat-3 имела особую значимость. Дело в том, что любая осечка с выводом на орбиту казахстанского спутника на долгое время поставила бы крест на всех последующих пусках "Протонов". В конце 2013 года, 27 декабря, правительство Республики Казахстан утвердило Заключение по планам запусков космических аппаратов и испытательных пусков ракет с космодрома Байконур на 2014 год. При этом в документе делалась оговорка: "Использование ракеты-носителя "Протон-М" для запусков космических аппаратов в 2014 году согласовывается при условии обеспечения российской стороной запуска казахстанского спутника связи и вещания KazSat-3 не позднее 30 апреля 2014 года".

Если бы по любым техническим причинам запуск KazSat-3 был перенесен с 28 апреля на более поздний срок, это автоматически сдвинуло бы все последующие запуски на "Протоне". А ежели, не приведи Господь, произошла бы авария с ракетой или разгонным блоком "Бриз-М" и потеря космического аппарата, все пуски на "Протоне" могли застопориться на несколько лет – до создания и вывода на орбиту спутника-замены KazSat-3.

Так что теперь десятки операторов спутниковой связи могут вздохнуть спокойно. Среди них – ФГУП "Космическая связь", которое в текущем году планирует запустить еще четыре космических аппарата ("Экспресс-AM4R" 16 мая, "Экспресс-АМ6" в июле, "Экспресс-АМ8" в августе, "Экпресс-АМ7" в сентябре), и ОАО "Газпром космические системы", которое в августе намерено вывести на орбиту спутник "Ямал-401". Кроме того, ставку на ракету-носитель "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" сделали и многие зарубежные операторы. До конца 2014 года ими станут еще пять структур: SES (запуск спутника Astra 2G запланирован на май 2014 года), Inmarsat (Inmarsat-5 F2, май; Inmarsat-5 F3, III квартал; EuropaSat, декабрь), Администрация связи и транспорта Мексики (Mexsat 1, июнь), Turksat (Turksat 4B, июнь), TerreStar Networks (TerreStar 2, июнь).

Однако успешный вывод на орбиту аппарата KazSat-3 не снимает всех рисков. Заказчики запусков на российской ракете "Протон" остаются заложниками отношений между Россией и Казахстаном, почти как европейские потребители газа зависят от связей России и Украины. А российско-казахстанские взаимоотношения переживают далеко не лучшие времена. Несколько лет назад Россия взялась за создание космодрома Восточный в Амурской области, с тем, чтобы перевести все ракетные пуски с Байконура на свою территорию. Конечно, это не понравилось Казахстану, который ежегодно получает от РФ плату за аренду Байконура в размере $115 млн, а арендный договор заключен до 2050 года.

Еще большим яблоком раздора стал российско-казахстанский проект создания космического ракетного комплекса (КРК) "Байтерек". В его основе была ракета-носитель (РН) "Ангара", за создание которой российский ГКНПЦ им. М.В. Хруничева взялся еще в 1994 году. Россия и Казахстан подписали соглашение о создании на Байконуре КРК "Байтерек" для запуска ракет "Ангара" в декабре 2004 года. Сроки создания первых образцов "Ангары" многократно переносились, и в конце 2013 года терпение казахстанской стороны лопнуло: она начала переговоры с Россией о замене мифической "Ангары" на реально существующую ракету "Зенит". Ситуацию подогревало еще и то, что Россия планировала создать пусковую установку для "Ангары" и на космодроме Восточный.

В стратегическом плане Национального космического агентства Республики Казахстан на 2014-2018 годы, который правительство этой страны утвердило 31 декабря 2013 года, указано: "Работы по проекту создания на космодроме Байконур КРК "Байтерек" временно приостановлены в связи с принятием главами государств решения о переводе КРК "Байтерек" с РН "Ангара" на РН "Зенит". В новом варианте создания КРК "Байтерек" не потребуется больших расходов и сроков на реализацию проекта в связи с тем, что будут использованы существующие объекты КРК "Зенит", эксплуатируемые с 1985 года".

Но и "Зенит" едва ли является выходом. Ее производителем выступает завод "Южмаш" из Днепропетровска, а разгонные блоки поставляют российские РКК "Энергия" (блок ДМ) и НПО им. С.А.Лавочкина ("Фрегат"). При существующем российско-украинском политическом конфликте будущее ракеты "Зенит" (а вместе с ней, к слову, компаний Sea Launch и "Международные космические услуги"/"Наземный старт", которые занимаются ее коммерческими запусками) находится под большим вопросом.

В стратегическом плане Казкосмоса также говорится: "Российская сторона проводит тактику сдерживания вхождения Казахстана в деятельность космодрома Байконур, максимальной выработки оставшихся ресурсов Байконура с постепенным переносом запусков на космодром Восточный. Действующая юрисдикция российской стороны на комплексе не способствует его использованию в интересах Республики Казахстан".

Невооруженным глазом видно, что у партнеров по эксплуатации Байконура накопилось немало претензий и негативного отношения друг к другу. Для России это создает немалые риски для будущих запусков "Протона", а также других ракет, которые стартуют с казахстанского космодрома: "Союз", "Прогресс", "Днепр" и даже "Ангара" - ее долгожданный первый тестовый полет намечен на июль 2014 года. Между тем в обозримом будущем космодром Восточный не заработает, и порча отношений с Казахстаном – не самый дальновидный шаг России. Особенно в ситуации выхода на рынок пусковых услуг новых игроков, таких как китайская компания China Great Wall Industrial Corporation, американская Space Exploration Technologies Corp. (SpaceX) и бразильско-украинская Alcantara Cyclone Space.

Мнения авторов рубрики "Колонка" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты