Андрей Грязев, и.о. генерального директора ФГУП ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт связи»
16.07.2014

С момента технического запуска в России переносимости мобильных номеров (MNP) прошло полгода, и уже более двух месяцев система MNP действует в полном объеме. Сердце системы – ​база данных перенесенных номеров – ​находится в руках ФГУП "Центральный научно-исследовательский институт связи" (ЦНИИС). Андрей Грязев, назначенный и.о. генерального директора ЦНИИС 29 апреля 2014 года, рассказал главному редактору "Стандарта" Леониду Конику о подробностях функционирования БДПН.

- Опыт каких стран учитывал и применял ЦНИИС при создании базы данных перенесенных номеров (БДПН)?

- Подведомственный Россвязи, ФГУП "ЦНИИС" провел инициативную научно-исследовательскую работу (НИР), в которой изучил и обобщил опыт более 60 стран (США, Индия, Бразилия, страны ЕС и СНГ), где услуга уже функционирует. Именно благодаря проведенной работе Институт получил возможность апеллировать к лучшей мировой практике внедрения услуги.

- На каких программных продуктах реализована БДПН? Привлекал ли ЦНИИС при ее создании и инсталляции внешних программистов и/или консультантов?

- БДПН реализована специалистами ЦНИИС с использованием стандартных программных средств компании Microsoft, открытого программного обеспечения и программного обеспечения Numlex компании Mediafon. Архитектура созданного программного комплекса БДПН базируется на апробированных, успешно реализованных решениях и продуктах, адаптированных к условиям российского рынка и требованиям национального законодательства. В формировании облика БДПН необходимо отметить большую роль рабочей группы под руководством Минкомсвязи, в которую входили представители крупнейших операторских компаний.

- Каков объем БДПН и как вы прогнозируете его увеличение в ближайшие два‑три года?

- Если понимать объем как количество перенесенных номеров, хранящихся в БДПН, то по состоянию на 10 июня 2014 года это число составляет 295 424 номера. Актуальные данные ежедневно корректируются и доступны на главной странице сайта ЦНИИС. Прогноз на несколько лет носит весьма условный характер и базируется как на статистическом анализе динамики функционирования аналогичных продуктов на рынках других стран, так и на прогнозных показателях в отношении российского рынка телекоммуникаций. По нашим прогнозам, ежегодный объем БДПН ожидается в пределах 3 % от количества активных абонентов в стране, с отдельными всплесками в зависимости от совокупности факторов, таких как сезонность, качество услуг, маркетинговые шаги и прочие действия, производимые операторами связи. Эти всплески могут достигать 7‑8 % от активной абонентской базы в стране.

- Имеется ли "зеркало" (горячая копия) БДПН? Если да, то где она хранится?

- Конечно, база имеет "зеркало", что обусловлено и вопросами информационной безопасности, и вопросами устойчивости функционирования. Мы имеем 100 %-ное резервирование в режиме реального времени с регулярным резервным копированием и архивированием. Резервная копия хранится как в защищенной инфраструктуре внешнего дата-центра, имеющего программное и территориальное разделение, так и на технических средствах ЦОДа ЦНИИС.

- С какими сложностями столкнулся ЦНИИС при подключении операторов мобильной связи к БДПН?

- Технических сложностей у ЦНИИС при подключении операторов подвижной связи к БДПН не возникало. Поскольку процедура подключения являлась новой для всех участников процесса переноса, в том числе и для операторов связи, естественно, что на первом этапе возникали организационные проблемы. Их успешное решение стало возможным благодаря эффективной координации со стороны Россвязи и оперативному взаимодействию участников процесса. Совместными усилиями к 1 декабря 2013 года необходимые подключения к БДПН были фактически осуществлены.

- Каков размер инвестиций ЦНИИС в создание БДПН? Является ли ее ведение прибыльным бизнесом для ЦНИИС?

- БДПН не является коммерческим проектом, поэтому говорить о его прибыльности преждевременно. Порядок финансирования БДПН установлен постановлением правительства РФ №672, в котором определен механизм возмещения затрат. Вопросы монетизации дополнительных сервисов БДПН являются перспективными, находясь в стадии анализа и разработки бизнес-процессов.

- Сколько стоит услуга настройки и технического обслуживания защищенного соединения с использованием средств криптографической защиты информации (СКЗИ) для операторов связи? Является ли эта услуга обязательной при подключении к БДПН?

- С самого начала функционирования БДПН плата с операторов связи за настройку и техническое обслуживание защищенного соединения с использованием СКЗИ не взимается. Это является не услугой, а неотъемлемой частью безопасности функционирования системы, поэтому каждая организация, подключаемая к БДПН, обеспечивает криптографическую защиту информации самостоятельно.

- Операторы платежных систем, поставщики контента, операторы фиксированной связи, федеральные органы исполнительной власти имеют право получить идентификационные данные для доступа к БДПН на безвозмездной основе. Обязаны ли они подключаться к БДПН?

- Это право, а не обязанность. Обязанность существует только для оператора БДПН, который должен обеспечить их подключение в случае обращения.

- Информирует ли ЦНИИС платежные организации о том, что подключение к БДПН позволит им повысить качество услуг, в частности корректно принимать платежи на перенесенные номера, и оказывать сервис "SMS-банк", или это обязанность операторов связи?

- Согласно действующему законодательству, операторы связи и оператор БДПН не обязаны информировать платежные организации. Вместе с тем ЦНИИС проводит такую работу, информируя операторов платежных систем посредством рассылки, а также путем проведения регулярных совещаний и семинаров на своей площадке, в ходе которых показывает эффективность и перспективность такого подключения.

- Есть ли сроки годности у идентификационных данных для доступа к БДПН, или эти пароли выдаются раз и навсегда?

- Управление идентификационными данными осуществляется оператором БДПН в соответствии с принятой у него политикой безопасности.

- По состоянию на 1 июня 2014 года количество заявок на перенос номера составило 468 465, а количество перенесенных номеров 275 991. Каково число отказов в переносе и в чем их основные причины?

- Количество отказов в переносе номера к 1 июня составило 181 838. Основная причина отказов – ​это несовпадение фактических данных абонентов с регистрационными данными. Этот вопрос полностью находится в зоне ответственности операторов связи. На данный момент ожидается выход изменений в Правила оказания услуг связи, где предусматривается существенное упрощение процедуры межоператорского взаимодействия, что должно привести к снижению количества отказов в переносе номера.

- Доля перенесенных сотовых номеров в России составляет пока менее 0,2 % от количества активных SIM-карт. Каков ваш прогноз по доле перенесенных номеров в совокупной абонентской базе на ближайшие два-три года?

- Прогноз по динамике количества перенесенных номеров в России на несколько лет вперед мы производили исходя из мирового опыта. Он свидетельствует о том, что после запуска услуги происходит всплеск активности абонентов, желающих воспользоваться услугой MNP. Этот период обычно составляет от одного до двух лет, затем наблюдается незначительный спад и через некоторое время наступает период условной стабилизации. В течение этого периода количество портированных номеров должно составить около 3 % от числа активных абонентов (возможны отдельные всплески до 7-8 %).