Леонид Коник, главный редактор изданий группы компаний ComNews
главный редактор группы компаний ComNews
Стандарт
26.07.2014

После десятилетнего затишья в России опять начался бум создания сетей мобильной спутниковой связи. Пока он, как и прежде, отражается лишь на бумаге, и есть надежда, что обновленный Роскосмос и выделившаяся из него Объединенная ракетно-космическая корпорация (ОРКК) воспрепятствуют дорогостоящей и неэффективной конкуренции государственных компаний.

Из проекта решений ГКРЧ к заседанию этой государственной комиссии 22 июля 2014 года выяснилось, что в России созрели сразу два новых проекта в сфере подвижной спутниковой связи. Одну из новых сетей, под названием "Енисей", планирует создать ОАО "Информационно-спутниковые системы" им. академика М. Ф. Решетнева" (ИСС): река Енисей протекает вблизи Железногорска, в котором расположено это предприятие. ИСС планирует построить для сети не менее трех спутников, которые должны быть запущены в точки 95° в. д., 167° в. д. и 16° з. д.

Другую сеть, названную "Энергия-​IMT", хочет создать компания "Транзит Телеком", намеренная для этих целей заказать и запустить два спутника: в позиции 76,5° в. д. и 159,5° в. д. Слово "Энергия" в названии сети не случайно: генеральным директором ЗАО "Транзит Телеком" является Иван Лопота, сын президента РКК "Энергия" Виталия Лопоты. Вероятно, спутники для сети "Энергия-IMT" способна произвести сама РКК или ее совместное предприятие с Airbus Defence and Space – ​ООО "Энергия Спутниковые технологии".

История компании "Транзит Телеком" началась в декабре 2003 года: ее создал и возглавил известный на рынке связи менеджер Элдар Разроев (тогда – ​коммерческий директор ЗАО "Соник Дуо", оператора сети "МегаФон" в Московском регионе). В дальнейшем Разроев продал 100 % акций ЗАО "Транзит Телеком" Борису Звездареву, генеральному директору ООО "Национальный центр исследований в области связи" (тогда оно называлось ООО "Национальное радиотехническое бюро", не путать с ЗАО "НРТБ" во главе с Виктором Приходько). В сентябре 2010 года генеральным директором ЗАО "Транзит Телеком" стал Иван Витальевич Лопота.

С одной стороны, проекты "Енисей" и "Энергия-IMT" потенциально могут быть реализованы – ​при должном уровне лоббирования и финансирования. Этим они отличаются от мифического спутника "Пегас-4", для которого ГКРЧ в декабре 2013 года даже умудрилась выделить частоты. "Пегас-4" затеяли космические рэкетиры, которые не собирались запускать этот аппарат, а лишь надеялись с выгодой переуступить ценный частотный ресурс добропорядочному участнику рынка, которому ГКРЧ на том же заседании в частотах отказала.
С другой стороны, ситуация с множащимися спутниковыми проектами, которые пытаются реализовать государственные и аффилированные с ними компании, напоминает историю начала 1990‑х годов, когда в конверсионном угаре десятки предприятий ракетно-космической отрасли стали искать применения на коммерческом рынке.

К началу 1990‑х годов в РФ насчитывалось около 30 проектов гражданских спутниковых сетей. Только в первой Федеральной космической программе России, увидевшей свет в 1993 году, их было 19. Роскосмос на паях с коммерческими структурами брался осуществлять финансирование девяти сетей: "Галс-Р", "Аркос", "Гонец", "Зеркало", "Экспресс-М", "Маяк", "Ямал", "Коскон" и "Сигнал". Еще 10 комплексов были поставлены в зависимость исключительно от финансирования коммерческих структур: "Экспресс", "Галс", "Геликон", "Банкир", "Курьер", "Норд", "Кондор", "Сокол", "СПС-спутник" и "Глобсат".

Позднее возникали и другие проекты, преимущественно в области подвижной спутниковой связи. Например, в ноябре 1997 года было основано ОАО "Ростелесат", которое должно было создать многофункциональную космическую телекоммуникационную систему (его учредила группа оборонных предприятий во главе с ОАО "НПО "Энергомаш" и несколько частных фирм, включая банки "Менатеп" и "Империал"). ЗАО "НПО "Кросна" взялось за строительство региональной системы мобильной спутниковой связи "Садко", системный проект которой Госкомиссия по электросвязи одобрила в апреле 2001 года.

Львиная доля тех проектов канула в Лету, отняв немало времени и денег на предпроектную подготовку и лоббистские усилия. Сети спутниковой связи (равно как и ракеты-носители) – ​дорогие игрушки, и едва ли в интересах государства поощрять конкуренцию между многочисленными игроками, которые желают их создавать. В условиях ограниченного бюджета гораздо эффективнее выбрать в каждой сфере один проект и методично его развивать. Тем более что ныне государственный бюджет испытывает особое давление – ​с учетом затрат на Олимпиаду в Сочи, гигантской инвестпрограммы в Крыму и западных экономических санкций.

На заседании ГКРЧ 22 июля Роскосмос воспрепятствовал выделению частот для сетей "Енисей" и "Энергия-IMT". Хочется верить, что это отражение новой государственной политики в области космической связи. Может быть, Федеральное космическое агентство и ОРКК действительно выберут приоритетный проект сети подвижной спутниковой связи и он будет наконец доведен до реализации?

Журнал "Стандарт" № 7 (138), июль 2014